Солдатов Владимир

клуб киноУХО - 17. Веселые картинки. ОтчетЭто – запоздалый отчет о 17-м собрании клуба киноУХО (было 25 ноября 2010 года, анонс был тут).

Вечер назывался “Веселые картинки”. В гостях у клуба КиноУхо – всемирно известный карикатурист Владимир Солдатов.

Всемирная известность художника – не преувеличение, а факт: его выставки регулярно проходят в различных странах мира, а со странами Латинской Америки просто сложилась трогательная и долгая взаимная любовь: в Эквадор и Уругвай Владимир Иванович ездит ежегодно, его там ждут, любят и смеются над карикатурами, невзирая на разницу в менталитете – или, наоборот, демонстрируя ее, этой разницы, отсутствие. Графический язык карикатуры, как эсперанто,  пересекает границы и позволяет людям лучше понять друг друга – и мир вокруг.

Как рождается карикатура?
Как рождаются сквозные герои?
Как вообще человек становится карикатуристом?

Слово – Мастеру.

Владимир СолдатовВладимир Солдатов: – Рисовать, как и большинство мальчишек, начал в школе, на уроках, в тетрадях в клеточку. Но это был еще этап неосознанный.
После школы поступил в технический институт – СТАНКИН, значит, не мыслил еще себя ни художником, ни кем таким. Но принимал активное участие в выпуске институтской стенгазеты – “За передовую науку” она у нас называлась, и там регулярно появлялись мои карикатуры. Так же художественными зарисовками отмечал всякие – большие, и не очень – события в нашей родной группе, среди друзей.

И вот однажды отнес свою карикатуру в газету “Труд”. И – о чудо! – ее напечатали! Тогда стенды с газетами стояли на всех улицах, и вот, я иду по улицам столицы, и на каждом стенде – номер “Труда” и моя карикатура! Вот это был триумф!

Карикатэ – нагружать, по латыни.
Картинка, нагруженная смыслом. Карикатура – это концентрированная мысль, идея, выраженная в гротесковой форме и доступная мгновенному восприятию. Мгновенному восприятию доступна любая картина.
То есть можно, конечно, перед полотном художника стоять часами, углублятся, вглядываться… Но по сравнению с другими видами искусства, продолженными во времени, тут все более или менее мгновенно происходит. Даже архитектурное сооружение, чтобы оценить, надо обойти со всех сторон. Со скульптурой – то же.

А карикатуру ты смотришь – и она должна мгновенно поразить догадкой, пронзить тебя.
И рисуешь ее так же – мгновенное озарение происходит, тут нет этого долгого кропотливого “мазок – отошел, наклонил голову – еще мазок…” Это графическое запечатление мысли, озарения – и требует такого же мгновенного озарения ответного от зрителя. И когда оно рождается, если зрителя тоже озаряет – вот это главный эффект, такая вспышка, пусть маленькая, но яркая. Вот ради чего мы работаем. Я работаю.

Достаточно условно мои работы можно разделить по темам. Вот некоторые из этих тем:
Все картинки – кликабельные, нажимайте и большое изображение откроется в новом окне

Дон Кихот 
Главный мой герой – это Дон Кихот. Так уж сложилось. Любил его всю жизнь и в карикатурах моих он появился в самые ранние годы, когда, казалось бы, еще не по возрасту о нем задумываться… Добрый человек с благородными устремлениями, но бессмысленными действиями… Может быть, это метафора нашей, (того, юношеского времени), эпохи? И вот он со всего маху скачет к ветряным мельницам и разрушает их, или портит… А это – вымышленный враг. Потом, в более зрелые годы, Мельница стала еще для меня – мечта. Несбывшаяся мечта.

Владимир Солдатов. Дон-Кихот. Вертится Владимир Солдатов. Дон-Кихот. Улет Владимир Солдатов. Дон-Кихот. Чаплин-Кихот

Поджигатели войны
Конечно, в советское время мы, карикатуристы, были очень как бы военно обязанные – боролись с поджигателями войны. Это была обязательная тема. Ну, и традиция, конечно – наши великие карикатуристы, Ефимов и Кукрыниксы, главную известность получили именно высмеивая реальных военных врагов. У нас война была холодная, но мы тоже старались. Хотя и не очень-то верили в агрессивные намерения потенциального противника. Но таковы были правила игры.

Владимир Солдатов. Поджигатели войны. Опасный эксперимент Владимир Солдатов. Поджигатели войны. Кому война... Владимир Солдатов. Поджигатели войны. Награда

Экология
А вот экологическая тема, тоже была в числе записных, меня по-настоящему всегда трогала. Но от тревоги за здоровье и жизнь нашей планеты, нашей природы, рождаются какие-то скорбные усмешки – черный юмор. Грустные карикатуры, но у них и цель такая – чтобы сердце екнуло:  что ж мы делаем-то? В экологической теме веселия мало…

Владимир Солдатов. Экология Владимир Солдатов. Экология. Мона Лиза Владимир Солдатов. Экология. Нильс

Один из традиционных приемов карикатуры – использовать классические полотна в качестве основы для своего гротеска. Вот у меня в экологическом цикле то и дело появляется Мона Лиза… Ну да, как символ вечного, древнего, вечной мудрости и гармонии, может быть, это сама Земля или даже Вселенная – и она плачет… Или вон – пейзаж, на фоне которого она сидит, весь задымлен и разрушен… Получается, карикатуристы первые стали постмодернистами, то есть – использовать уже существующие концепты, известные зрителю, адресоваться к знакомым персонажам и символам, чтобы яснее донести свою новую мысль. Это может быть, как уже говорилось, известное литературное (“Дон Кихот”) или живописное произведение. А может быть – художественный образ, существующий в культуре. Вот – Крысолов. Или – коррида.

Коррида
Вот, например, пресловутая дружба с Латинской Америкой – это же испаноязычные страны. Мостиком дружбы между нами стала тема корриды – а коррида тоже прочно входит в число моих базовых понятий, от которых я отталкиваюсь, чтобы потом “плыть” в самых разных направлениях. Интересно, что, оказазалось, в Уругвае, например, коррида вообще запрещена, и даже были трения – вывешивать или нет мои работы, посвященные этой теме. Но решили все-таки повесить – ведь у меня не коррида прославляется, а, наоборот, с ее помощью – гуманизм, доброта. Получается, прием – “от противного”. Пускай коррида существует в таком варианте и служит делу мира, добра и гуманных отношений  между людьми и животными. А на реальной корриде я бывал – в Эквадоре. Один раз сходил – больше не пойду: и вправду, кровищи много.

Владимир Солдатов. Коррида. Фламенко Владимир Солдатов. Коррида. У рояля Владимир Солдатов. Коррида

Из традиционных испанских зрелищ мне гораздо более по сердцу фламенко: вот это ритм, вот это страсть, вот это темперамент! На стыке этих двух тем рождается такая карикатура: если русская женщина, как говорится, коня на скаку остановит, то испанка, конечно же, остановит … быка!
А вот – то самое единение между тореадором и быком: тореадор играет быку увертюру из оперы “Кармен”.

Легенды и мифы
В нашей советской практике к легендам и мифам мы прибегали, когда хотели обойти цензурные моменты. У нас сложился мощный клуб карикатуристов вокруг “Литературной газеты”, точнее, ее знаменитой 16-й полосы, еще точнее, там был такой клуб “12 стульев” – вот это и был наш клуб карикатуристов. “Литературка” привечала думающих ребят. Печатали, конечно, не все, но были очень умные карикатуры.

Владимир Солдатов. Легенды и мифы. Троянский конь Владимир Солдатов. Легенды и мифы. Атлант 1 Владимир Солдатов. Легенды и мифы. Атлант 2

Вот карикатура “Троянский конь на Луне” – она была связана с нашей борьбой с американцами за приоритет в космосе. Звоню Веселовскому узнать о ее судьбе, т.е. о судьбе гонорара – потому что карикатуру уже увидел напечатанной. Он говорит: “Приходи, гонорар за нее получишь. А выговор за нее я уже получил”. Оказывается, наши как раз во время публикации запустили луноход, и карикатура вошла как бы в конфликт с нашими достижениями.
Так же было и с карикатурой с медалью: солдату генерал вешает на грудь медаль – а в ней разметка – мишень. Опубликовали карикатуру, и как раз в это время ввели войска в Афганистан. Такие пересечения искусства и жизни.
А космическую тему еще продолжил мифологический персонаж Атлант: прилетели космонавты и он может им на минутку передать небесный свод, пусть подержат, а он пока перекуривает.

Сказки
Из русских народных сказок – целая галерея персонажей.

Владимир Солдатов. Сказки. Репка-лимонка Владимир Солдатов. Сказки. Иван-царевич и новый русский Владимир Солдатов. Сказки. Ворона и лисица

Вот черный юмор: посадил Дед Репку. Выросла репка – большая-пребольшая, репка-лимонка.
А вот – сладкая парочка: Иван-Царевич и Лягушка, но в новыое время.
Ну, и классический дуэт – Ворона и Лисица.

Социум
Карикатура всегда реагирует на проблемы, волнующие общество.

Владимир Солдатов. Социум. Молния Владимир Солдатов. Социум. Цепь для двоих Владимир Солдатов. Социум. Крест и серп

Одна из самых известных работ моих – “Молния” – 54 страны обошла, вошла в число наградных рисунков, публикуемых на премии “Золотой Теленок”.
А вот уже современная тема: “Цепь для двоих” – карикатура была выставлена на выставке “Коррупция” – выставка проходила в Государственной Думе и в Счетной Палате.

Антитеррор
Тема очень… опасная. Туда трудно влезать, чтобы не разжигать национальную рознь и не оскорблять религиозные чувства – помните историю с серией карикатур про пророка Муххамеда?

Владимир Солдатов. Антитеррор Владимир Солдатов. Антитеррор Владимир Солдатов. Антитеррор

Но и умалчивать, не откликаться тоже нельзя, с этим злом надо бороться и графически.

Король и шут
А вот самая большая, объемная серия. Тут всегда есть, что сказать. Точнее, что нарисовать. Шуту всегда позволяют говорить больше, чем другим.

Владимир Солдатов. Король и Шут Владимир Солдатов. Король и Шут Владимир Солдатов. Король и Шут

Вот Король проводит заседание кабинета министров, в котором все – Шуты. Практически, политическая карикатура получилась.
Король вешает награды Шуту на язык – значит, Королю нравится все, что Шут говорит. Придворный и прикормленный Шут. Эта карикатура была нарисована в начале 80-х, но тогда ее не публиковали – в разгаре была борьба с диссидентством.
Но бывает – и так: какой-нибудь Шут управляет Королем.

Другие серии: Черный юмор, Медицина, Эрос, Спорт 

Владимир Солдатов. Черный юмор Владимир Солдатов. Медицина

Владимир Солдатов. Эрос Владимир Солдатов. Спорт

Портреты
Мне посчастливилось нарисовать и подарить портреты  нескольким нашим великим, выдающимся современникам.

Владимир Солдатов. Булат Окуджава Владимир Солдатов. Алла Пугачева

Вот – Окуджава. Булат Окуджава для нас, студентов 60-х, был символ искусства, правды, совести – и вообще, любимый автор, его песни составляли основу нашего песенного  репертуара.  Я нарисовал рисунок и через общих знакомых нашел способ передать ему. Через несколько месяцев получаю ответ. В основной части – обычное спасибо, был тронут и т.д. А после – две приписки: извините, что ответил не сразу: я уезжал, ваш рисунок получил с опозданием и не смог сразу вам ответить…
Теперь эта работа висит в музее поэта в Переделкине.
А вот – Пугачева. Нарисовал шарж на нее, когда сидели в ресторане. Она там вышла к роялю, играла, пела. В ответ на восторженные эпитеты и портрет отмахнулась кокетливо: “Ах, да я второстепенная певица, а уже пианистка и вообще – аховая!” Но шарж ей понравился. Это было в конце 70-х.

http://kinouho.livejournal.com/232387.html

 


Добавить комментарий

1 × 1 =