Время. Люди. Карикатура. Байрам Гаджизаде

В Азербайджане всегда высоко ценили юмор, проявляя большой интерес к сатире и сатирическому рисунку.

Это нашло отражение в различных областях народного творчества, видах устного фольклора (ашугских мотивах, баяты), народных празднествах и гуляниях с участием национальных комических персонажей, произведениях поэтов, писателей и самобытных художников.

Зачатки сатирической графики можно встретить в миниатюрных произведениях художников Азербайджана XVI-XVII веков, в которых явно прослеживаются зарождающиеся элементы карикатуры. Формирование карикатуры как жанра и его дальнейшее развитие относится к концу XIX – началу XX века, что связано с созданием сатирической прессы. Именно с зарождением сатирической прессы этот жанр вступил в период своего развития и дал возможность широким читательским массам поближе познакомиться с карикатурой.

Одобрительное восприятие, признание сатирической прессы и сатирического рисунка, а также стремительное развитие этого жанра в Азербайджане связано с изданием журнала «Молла Насреддин». Первый номер журнала «Молла Насреддин» на азербайджанском языке был издан 7 Апреля 1906-го года, он стал единственным профилирующим сатирическим журналом во всём мусульманском мире и на Ближнем Востоке. В журнале «Молла Насреддин» освещались различные стороны жизни народа. Он внёс большой вклад в оживление национальной прессы. Благодаря влиянию и авторитету журнала, в Азербайджане и других соседних странах стали издаваться многочисленные сатирические журналы, что послужило толчком к развитию сатирического рисунка и карикатуры. Насколько велико было значение сатирического журнала «La Caricature» («Карикатура»), издаваемого в 1830-м году во Франции, для европейской культуры, настолько важным было значение журнала «Молла Насреддин» для развития сатирической прессы и графики восточного мира. Журнал «Молла Насреддин» оказал существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие сатирической прессы и графики народов Кавказа, Средней Азии, Татарстана, Крыма, Поволжья и Ирана, о чём свидетельствуют компетентные высказывания и научные произведения европейских учёных и специалистов, суждения которых в этом деле были неоспоримы.

Говоря о карикатурном жанре, имеющем более чем 100-летнюю историю развития и пользовавшемся особой популярностью у простого народа и интеллигенции, ставшем неотъемлемой частью азербайджанской культуры и изобразительного искусства, в первую очередь следует вспомнить выдающихся художников и карикатуристов, своей деятельностью внесших достойный вклад в развитие этого жанра. Они создавали свои произведения в предельно лаконичной, чеканно отточенной, манере.

Параллельно с многочисленными сатирическими журналами, издавае-мыми на азербайджанском языке, в Азербайджане с начала XX столетия стали выходить сатирические журналы на русском языке для русскоязычного населения. В этих сатирических журналах, наравне с талантливыми азербайд-жанскими карикатуристами, трудились представители разных национальностей, в том числе немцы, русские, евреи, украинцы, поляки, персы, грузины, аварцы, каждый из которых, выступая с единой позиции борьбы против бесправия в обществе, создавал многочисленные произведения, посвящённые различным актуальным проблемам того времени. Эти произведения, выполненные, с про-фессиональной точки зрения, на достаточно высоком уровне не потеряли своей актуальности и в наши дни. В этих ёмких работах, подвергался острой критике религиозный фанатизм, суеверия, сплошь опутавшие простой народ, безгра-мотность, безграничное самоуправство чиновников. В статьях разоблачались не справлявшиеся со своими обязанностями, безответственные и не чистые на руку государственные чиновники, поощряющие взятки и подношения, фигляры-политиканы, ведущие свои грязные игры за власть, лицемерные религиозные служители, прячущиеся под личиной религии и пользующиеся наивностью и безграмотностью народа религиозные лидеры, лживые интеллигенты, дельцы и аферисты. Будучи представителями разных национальностей и вероиспо-ведания, эти художники проявляли одинаковую реакцию на существующие проблемы, негативные явления, происходящие в азербайджанском обществе, что само по себе является достойным внимания фактом.

И сегодня, в нашем современном мире, как и 100 лет назад, карикатуристы разных стран, не взирая на языковой барьер и различное вероисповедание, создают яркие, интересные и многогранные произведения, отражающие происходящие вокруг политические, экономические и социальные события, актуальные проблемы, беспокоящие каждого здравомыслящего человека. Эти произведения запечатлеваются в памяти, что характеризует карикатуру как жанр остросовременный, но прошедший испытание временем, как фактор, приравнивающий её к особому виду искусства, с лёгкостью, воспринимаемому всеми, невзирая на географию, национальную и религиозную принадлежность.

Яркие и самобытные произведения художников различных националь-ностей, которые трудились в сатирических журналах, издаваемых в 1906-1920гг. в признанном веками интернациональном городе Баку, в итоге служили благородному делу обогащения азербайджанской культуры и изобразительного искусства.

Творчество О.Шмерлинга и И.Роттера – ведущих художников альманаха «Молла Насреддин», несомненно привнесших многое в дело развития искусства азербайджанской карикатуры, расценивается как создание школы «Молла Насреддин»а. В те годы прослеживаются попытки подражания стилю и технике исполнения, даже подписям этих художников. Подобные обстоятельства являются факторами, свидетельствующими о возросшем значении и силе влияния школы «Молла Насреддин».

Велика заслуга выпускников Мюнхенской и Петербургской Академий Художеств О.Шмерлинга и И.Роттера, ставших одними из первых азербайд-жанских карикатуристов, принявших участие в формировании и развитии искусства азербайджанской карикатуры. Несмотря на то, что их ничего не связы-вает с нами по национальному признаку, живые и запоминающиеся образы, характерные для творчества этих художников можно с полной уверенностью принять за национальные, ибо в их произведениях отражена наша история, несгибаемая воля и дух народа, его нелёгкая жизнь, быт и полунищее существование.

Идейным вдохновителем всех произведений художников был редактор журнала Джалил Мамедкулизаде, который направлял их творчество, щедро де-лился своими замыслами, предоставляя им первые эскизы и зарисовки из сво-его карманного блокнота, который он всегда носил с собой. Несмотря на то, что идеи сатирических рисунков и карикатур принадлежали Дж. Мамедкулизаде, О.Шмерлинг и И.Роттер сумели вдохнуть в них вторую жизнь. Каждая тема, каж-дый эскиз, предложенный редактором, благодаря этим авторам превращались в законченное графическое произведение. Высокий профессионализм художни-ков и умение вдохнуть жизнь в эскизные персонажи, позволяя им жить своей независимой от авторов жизнью, дал возможность этим произведениям, выделя-ющимся чётким совершенством и завершенностью рисунка, пройти испытание временем, оставаясь остросовременными и живыми. Именно высокий уровень профессионализма позволяет этим произведениям и ныне оставаться актуальными и современными, несмотря на их преклонный столетний возраст.

Ещё в 1906-м году выдающиеся представители азербайджанской интел-лигенции, в числе которых были Юсиф бек Чеменземинли, Алибек Гусейнзаде и другие признанные личности, предоставляли в редакции свои карикатурные произведения. Однако эти карикатуры, отличающиеся актуальностью и оригинальностью темы, не были опубликованы в прессе того времени из-за невысокого художественного уровня и слабой техники рисунка. Именно по этой причине первые карикатуры самого Азима Азимзаде, созданные им в юношеские годы, не были приняты редакцией журнала “Молла Насреддин”. К сожалению, и в наши дни, в современный период ответ на вопрос: «Что главное в карикатуре: тема или работа художника?» пока не найден.

Тем не менее, О.Шмерлинг, И.Роттер, Б.Телингатор и, конечно же, А.Азимзаде подходили к каждой карикатуре в первую очередь как к произве-дению искусства, и повышая её художественный уровень, смогли добиться всенародной любви к этому жанру. Доступный представителю любой общественной прослойки, понятный и безграмотному человеку, даже самый небольшой сатирический рисунок обладал большой силой воздействия. Вне зависимости от мировоззрения, уровня художественного исполнения того или иного автора, во все времена карикатура могла не только рассмешить каждого, но, вместе с тем, заставить задуматься.

Неоспорим значительный вклад Р. Гирса и Е. Гамберга работавших в сатирическом журнале “Бахлул” (1907), начавшем издаваться вслед за журналом «Молла Насреддин». Их стилю присущи тонкая улыбка, завуалированный юмор, скрытая ирония, затаённая насмешка и замаскированный сарказм. Так же много для этого сделали Э.Карганова, В.Вепньява, Р.Шикарев, П.Сфинес из журнала «Бич» (1909-1916), Беха Сеид, сотрудник журнала «Мират» (1910), М.Герасимов, П.Гриеч из «Джигит»а (1907-1918), И.Сантанов, Аббас из журнала «Бакинское горе» (1908-1909) и многие другие, привнесшие что-то новое в дело развития искусства карикатуры в Азербайджане. Конечно, говоря об этих самобытных авторах, следует отметить А.Гриньевского, Х.Мусаева, В.Гиладзе, К.Доршна, которые трудились в «Молла Насреддин»е (1906-1931) вместе с ведущими худож-никами журнала О.Шмерлингом и И.Роттером, чьё многогранное творчество должно быть высоко оценено.

Плодотворная деятельность профессионального художника Б.Р.Телинга-тора (Бено) пришлась на годы становления азербайджанской сатирической прессы, когда он был ведущим художником журналов «Зембур», «Джигит», сотрудничал с журналами «Мират», «Кельнийят», «Женщина Востока» и др. В эти годы художник создал сотни ярких, запоминающихся произведений на различные животрепещущие темы, отличающихся высокими художественными качествами.

Карикатуры, опубликованные в периодической печати, особенно в сатирических журналах и газетах первых лет советского периода, служили делу воспитания нового человека, пропагандировали непримиримую борьбу с религиозным фанатизмом, суевериями, были направлены на ликвидацию массовой безграмотности и посвящены другим актуальным и важным проблемам времени.

В издававшихся в 20-30-х годах сатирических журналах «Скорпион», «Зеркало нашего учреждения», «Безбожник», «Колючка», «Клеймо», «Зеркало Сабира», «Балагур» и «Молла Насреддин» работала многочисленная армия одарённых карикатуристов. В этот период в сатирической прессе, являющейся частью советской агитационной машины и служащей советской идеологии, художники выступали в основном с плакатами, сатирическими рисунками, шаржами и карикатурами на политическую тему. В этих сатирических рисунках и карикатурах мировой империализм и капиталистический строй подвергались резкой критике, а советский строй, советский человек, социалистический образ жизни напротив, пропагандировались.

В этой сложной политической обстановке, наравне с азербайджанскими карикатуристами, трудились представители других национальностей, которые создавали многочисленные произведения в соответствии с требованиями времени. Вне зависимости от избранной темы, эти произведения привлекали внимание высоким уровнем профессионального исполнения и мастерством художника.

Новый этап развития искусства карикатуры в Азербайджане характеризуется началом издания в Баку в 1952 году сатирического журнала «Кирпи» («Ёж»). В журнале «Кирпи» наравне с признанными карикатуристами И.Ахундовым, Г.Халыковым, Г.Алиевым, А.Гаджиевым, периодически выступающими со своими работами и в журнале «Молла Насреддин» еще в 20-30-е годы, сталкиваемся с именами И.Наджафкули, З.Керимбейли, С.Шарифзаде, Г.Ахвердиева, А.Кулиева, С. Абдуллаева, А.Зейналова, Р.Кулиева и других талантливых авторов. Конечно же, в те годы вместе с азербайджанскими карикатуристами в журнале «Кирпи» трудилась большая многонациональная, сплочённая команда, состоявшая из русских, евреев, украинцев, грузин, лезгин и представителей других национальностей. Плодотворная деятельность В.Тернавского, П.Шандина, В.Татаринцева, А.Анисимова, В.Даниленко, А.Алешечева, Р.Хасьянова и других художников, трудившихся в журнале «Кирпи» с момента выхода в свет его первого номера, опубликованного в 1952-м году, и до последних дней, нашла отражение в мастерски выполненных, неповторимых с профессиональной точки зрения и запоминающихся произведениях. Каждое из них можно причислить к национальному культурному наследию.

Журнал «Кирпи», управление которым осуществлялось из центра, так же, как и сатирическая пресса других союзных республик, например «Крокодил» (Россия), «Перец» (Украина), «Токмак» (Туркмения), «Вожик» (Беларусь), «Нианди» (Грузия), «Шмель» (Казахстан), «Шлвота» (Литва), «Киперуш» (Молдова), «Хорнуштак» (Таджикистан), «Пиккер» (Эстония), «Чалкан» (Киргизия) служил советской идеологии.

Художники-карикатуристы выступающие с позиций советской идеологии, основное предпочтение традиционно отдавали злободневным темам, критикуя западные страны, во главе с Америкой, и проводимую ими политику разжигания войн и межнациональной розни. Карикатуры на тему вооружения, насилия и эксплуатации мирного населения, политики, вводимой силой капитала, в большом формате печатались на последних страницах журнала «Кирпи».

В этот период в сатирической графике ведущее положение занимала тенденция решительной и острой борьбы с лицами, мешающими развитию промышленного и народного хозяйства, производящими бракованную продукцию, расхитителями государственного имущества и прочими подобными несознательными элементами, которая играла доминирующую роль, составляя основную часть творчества художников. Мы не ошибёмся, если скажем, что стоящие перед художниками непростые задачи воспитания человека в социа-листическом духе, социалистический образ жизни и формирование облика строителя будущего, составляющие базовую основу социалистической идеологии, ограничивали возможности художников. Несмотря на все эти препоны, журнал «Кирпи» доказал свою верность традициям «Молла Насреддин»а, обогащая искусство национальной карикатуры всё новыми яркими произведениями. Произведения одного из ведущих художников «Кирпи» П.Шандина, являющегося самым продуктивным карикатуристом 60-70-х годов, а также карикатуры В.Тернавского на политическую тему, отличались завершённостью и совершенством мастерского исполнения, обладали огромной силой воздействия, и сегодня продолжают сохранять свой высокий уровень.

Новый стиль, присущий советской сатирической прессе с начала 60-х годов и названный «карикатура без слов», в азербайджанской карикатуре прослеживался в творчестве В.Татаринцева, Е.Мирзоева и Б.Даниленко составлял основную часть творчества этих художников. Именно благодаря произведениям этих художников азербайджанский читатель приобрёл прекрасную возможность познакомиться с интересными особенностями, оригинальностью и современ-ностью этого нового стиля.

В результате беспочвенных и несправедливых территориальных притя-заний со стороны Армении в первые годы независимости, приобретённой Азербайджаном в 1991 году, 20% территории Азербайджана было оккупировано. Более 1 млн. азербайджанских беженцев из оккупированного Арменией Карабаха и других районов Азербайджана, проблемы, возникшие в переходный после приобретения независимости период, экономический упадок, нестабильная обстановка заняли центральное место в творчестве художников карикатуристов. Основной темой творчества всех художников являлась критика армянской агрессии, оккупация территории, отсутствие должной, юридически обоснованной реакции международного сообщества на эти события. Вместе с азербайджанскими коллегами В.Тернавский, В.Татаринцев, Р.Хасьянов и другие художники, сказали своё веское слово в этой области, обратив перо в штыки и до последних дней выражали своё отношение к этой несправедливости, стараясь привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме.

К сожалению, и сегодня в нашем современном мире все ещё много проблем, ждущих своего справедливого решения. Оккупация, агрессия, террор, сепаратизм и подобные проблемы во все времена объединяли людей доброй воли, особенно карикатуристов, сплачивая и призывая их единым фронтом бороться с общим врагом. Таких фактов в истории множество. Начиная с захватнической политики Наполеона до I и II мировых войн, да и в наши дни карикатуристы занимают непримиримую позицию, выражая своё отношение к происходящим в современном мире событиям. В годы II Мировой войны, как и все советские карикатуристы, мастера азербайджанской карикатуры объединились в борьбе против врага-оккупанта и создали тысячи произведений, бичуя в своих сатирических рисунках, карикатурах и плакатах оккупационную политику. Произведения А.Азимзаде, Г.Халыкова, И.Ахундова, М.Власова, С.Саламзаде, Г.Алиева и других художников на эту тему остаются актуальными и сегодня, критикуя страны, до сих пор проводящие захватническую политику, и прямо или косвенно поддерживающие эту политику.

Из всего вышесказанного можно заключить, что политические, социальные, моральные проблемы нашего мира всегда воздействовали на тематику и формообразование искусства карикатуры, определяя общее направление развития и формы художественного проявления сатирической графики. Являясь частью мировой карикатуры, азербайджанская карикатура не стоит на месте и интенсивно развивается, так же как это было в советский период, до него и в настоящее время. Подтвердив свою приверженность глубоким художественным традициям, она внесла свой достойный вклад в дело развития мировой карикатуры. Значительны заслуги художников различных национальностей, наряду с азербайджанскими карикатуристами создающих свои произведения на этом важном поприще. В результате плодотворной деятельности этих художников развилось искусство азербайджанской карикатуры, став неотъемлемой составной частью мировой карикатуры, которая в течение тысячелетия приобретала интернациональные качества.

В нынешнем современном, и вместе с тем сложном мире карикатура развивается как независимый вид искусства. Наблюдается зарождение новых стилей, появляются нетривиальные подходы и новые взгляды. Несмотря на все трудности, азербайджанская карикатура, являясь частью этого общего процесса, также подвергается внешним влияниям, развивается и совершенствуется. Одним из факторов, способствующих стремительному развитию жанра в Европе, соседней России и Турции, является деятельность организаций, общественных объединений, влияющих на развитие жанра, карикатурных клубов действующих в этих странах ещё с 60-х годов. Например, в Союзе Художников Болгарии ещё с 1964 года успешно функционирует секция карикатуры, в других европейских странах уже с 60-х годов организовываются конкурсы карикатуры, в 80-х годах образовалась Европейская Федерация Карикатуристов. Эти и подобные им знаменательные события способствуют стремительному развитию карикатуры в этих странах, в результате чего расширяются творческие возможности художников, создаётся общение, сотрудничество между народами и культурами, налаживаются мосты дружбы.

К сожалению, Азербайджан вступил в этот процесс с некоторым опозданием. Наши художники, из-за ряда объективных и субъективных причин, начали принимать участие в международных мероприятиях подобного рода только в 2000-е годы. Художественное Объединение Карикатуристов Азербайджана было учреждено лишь в 2006-м году. В том же году начала свою деятельность Секция карикатуры при Союзе Художников Азербайджана. Эта инертность создала определённые помехи для пропаганды и признания в современном мире азербайджанской карикатуры, обладающей большими традициями. Вместе с тем, мы – азербайджанские карикатуристы и сегодня неустанно трудимся, расширяя свою деятельность, налаживаем взаимовыгодное сотрудничество и дружеские отношения с зарубежными странами. Основываясь на фундаментальных принципах искусства мировой карикатуры, независимо от религиозной, языковой, расовой и национальной принадлежности и используя передовые и миролюбивые традиции мировой карикатуры, проводим важную и значительную работу в направлении признания искусства азербайджанской карикатуры.

Сегодня, в нашем современном мире есть много людей, высоко ценящих, уважающих и любящих азербайджанскую карикатуру, бок о бок работающих на этом важном и значительном поприще, пропагандирующих это искусство и способных добиться его признания на международной арене. Такие признанные мастера мировой карикатуры, как Михаил Златковский, Станислав Ашмарин, Геннадий Чегодарев, Александр Рыжов, Владимир Степанов из России, Владимир Казаневский с Украины, Джордан Поп Илиев из Македонии, Мартин Бондарович из Польшы, Рагим Баккал Аскери, Шахрам Резаи, Севда Дженнети, Мохаммед Ходади из Ирана, Эффат Мохаммед из Египта, Андрей Фелдштейн, Тавис Беттони Лоттен из США, Юрдагюн Джокер, Атила Озар, Исмаил Кар из Турции, Хусейн Чакмак из Кипра, Руди Гейсейнс из Бельгии, Раед Халил из Сирии, Иван Ханаусек из Чехии, Талан Найер из Судана, Зоран Матик из Сербии, Ленг Му из Китая и другие являются искренними почитателями и считаются друзьями азербайджанской карикатуры. Каждый из выше названных авторов, часто выступает на международных мероприятиях, форумах, пишет материалы для газет и журналов своих стран, размещает на сайтах информацию об истории карикатуры нашей страны, о творчестве опытных карикатуристов и одарённых молодых художников, работающих в этой области, о деятельности Объединения Художников Карикатуристов Азербайджана.

Одним из признанных мастеров карикатуры, обогативших своим творчеством и плодотворной деятельностью азербайджанскую карикатуру, является наш соотечественник, живущий ныне в России, Станислав Николаевич Ашмарин. Широко пропагандируя это искусство, он добился признания азербайджанской карикатуры на международном уровне.

Этот любящий Азербайджан и испытывающий глубокую симпатию к искусству азербайджанской карикатуры человек, живёт в далеком Свердловске. Он каждый раз достойно представляет школу азербайджанской карикатуры, тепло высказывается о нашей стране и столице. Получив художественное образование в Баку, он затем продолжил его в Азербайджанском Государственном Медицинском Университете. Несмотря на то, что прошло уже более 40-а лет, как Станислав Ашмарин покинул Азербайджан, он часто выступает на международных форумах и на страницах прессы, увлечённо рассказывая интересные сведения о родном городе Баку, его древней истории, красоте, тепло высказывается о его доброжелательных, благородных, гостеприимных людях. В каждом произведении этого художника, отличающегося высокой внутренней культурой, любовью к родному городу, расположением к искусству азербайджанской карикатуры, явственно чувствуется влияние школы азербайджанской карикатуры.

Среди многочисленных карикатур, присланных в 2008-м году на впервые объявленный в Азербайджане Международный Конкурс Карикатуры «Молла Насреддин», работы С.Ашмарина привлекли моё особое внимание как члена жюри. В этих присланных из России карикатурах, скорее чувствовалось влияние школы азербайджанской миниатюры, нежели российской школы. Техника исполнения, стиль, выбор цвета, палитра художника, его культура, одежда персонажей – всё казалось родным и знакомым. Позднее я понял, что этот выдающийся художник – бакинец Станислав Ашмарин, наш соотечественник, который родился, вырос и получил образование в нашем родном городе.

Говоря об этом великом человеке и выдающейся личности, испытываешь чувство гордости. Известный мастер карикатуры Станислав Николаевич Ашмарин – человек большой внутренней культуры, обладающий богатой эрудицией, высокими человеческими качествами, сердце, которого бьётся с тоскою по родному Баку недавно отметил свой 70-летний юбилей.
2009 г. Баку

Предлагаем вам его воспоминания о родном городе.
(см. раздел «Воспоминания» )


Добавить комментарий

2 × один =