Нефть и карикатура, Байрам Гаджизаде

Нефть и карикатура, Байрам Гаджизаде

Вступительная статья к каталогу конкурса карикатуры, 2010

В первые годы XX столетия, знаменуемые стремительным развитием капитализма, в Азербайджане – стране нефти – были созданы благоприятные условия для формирования карикатуры как самостоятельного жанра. Развитие национального и культурного самосознания, формирование сильного класса буржуазии, бесправие, существующее в обществе, недовольство масс, направленное против правящих кругов, и подобные явления могут считаться значительными факторами для развития сатирической графики в стране, являющейся местом столкновения интересов могучих государств. Известно, что во все времена карикатуру использовали в политической и классовой борьбе в качестве идеологического оружия, как правящие круги, так и противоположная сторона.

Революционный дух, привнесенный ветром свободы из России, а также некоторые послабления, предоставленные царским правительством, привели к появлению в Баку многочисленных, демократически настроенных печатных изданий. Рабочие и революционные комитеты, тайные организации, сформированные в начале XX столетия в Баку – центре нефтяной промышленности, вели активную деятельность. На митингах и забастовках, проводимых рабочими на бакинских нефтепромыслах, народ выражал свое недовольство и протест нефтевладельцам, государственным чиновникам, правящим кругам, умело используя для этой цели карикатуру и сатирические рисунки. Еще в 1903-м году, 1 мая в Баку вблизи театра Г.З.Тагиева собрался 20-ти тысячный митинг. Рабочие, демонстрируя свое недовольство хозяевам, держали в руках карикатуры, бичующие как самих нефтепромышленников, так и государственных чиновников, и даже самого царя. Демонстранты пели революционные песни, выражая тем самым протест в адрес правящих кругов. Это и подобные ему события свидетельствуют о благосклонном отношении к карикатуре в среде народных масс и силе ее воздействия на сознание и взгляды людей.

Оглядываясь на историю, следует отметить, что наличие большого числа природных ресурсов и в особенности нефти превратили Азербайджан в лакомый кусок. На протяжении столетий страна находилась в центре внимания могучих государств, передавалась из рук в руки и нещадно эксплуатировалась. Возможно по этой причине во все времена в истории, литературе, публицистике и конечно же, в изобразительном искусстве Азербайджана тема нефти была весьма актуальной. Эту тему не обошли вниманием и художники, работающие в области карикатуры, являющейся составной частью изобразительного искусства. В карикатурах и сатирических рисунках наших художников обличались чужеземные захватчики, посягающие на азербайджанскую нефть и другие природные богатства страны, подвергалась критике гегемонистская и захватническая политика сильных государств. Могучие нефтяные компании, иностранные нефтяные магнаты, меняющие свое обличье и прибегающие к всевозможным грязным играм ради достижения цели овладения азербайджанской нефтью, еще в начале XX столетия со всей обнаженностью изобличались в карикатурных произведениях наших художников, помещенных на страницах печати.

Для того чтобы проследить хронологическую последовательность происходящих в мире политических явлений, наблюдая за историческими событиями, происходящими в Азербайджане и в целом в регионе, достаточно просмотреть произведения художников карикатуристов. Исследуя и анализируя эти произведения, становится ясным, что тема нефти является ведущей в политической карикатуре Азербайджана. Это явление достаточно четко просматривается как в произведениях, созданных во времена царской России, так и в карикатурах советского и в особенности независимого периода Азербайджана.

Наравне с политической карикатурой тему нефти можно встретить и в карикатурах на бытовую тему, в которой освещались события, происходящие в повседневной жизни. И если в карикатурах, опубликованных на тему нефти в дореволюционный период (до 1920-х годов), обличались безразличные к судьбам нации, нарушающие права рабочих владельцы нефтепромыслов, подвергались критике нефтяные миллионеры, проводившие дни в увеселительных компаниях, то в поздние периоды цель художников изменилась. После 1920-х годов, в советское время (1920-1991) карикатуристы в своих произведениях, посвященных теме нефти, в основном изобличали недостатки, хаос, наблюдаемый в учреждениях и на предприятиях, критиковали безответственных государственных чиновников, директоров, руководителей и ответственных работников промыслов и ведомств.

Говоря о сатирических рисунках и карикатурах на нефтяную тему начала XX столетия, следует особо отметить важное и незаменимое значение сатирических газет и журналов, издаваемых в те годы в Баку. Роль сатирической прессы в деле донесения до людей карикатуры и сатирических рисунков неоспорима, ибо они говорили на понятном и внятном для всех слоев населения языке. Именно карикатуры, размещенные на страницах прессы, в доступной каждому читателю форме сообщали о международных и политических событиях, происходящих в мире, проблемах общественной и повседневной жизни. Эти карикатуры, отличающиеся простотой исполнения и лаконичностью, позволяли зрителю наблюдать события со стороны, тонко намекая, вызывая смех и вместе с тем, заставляя задуматься. Посредством этих журналов широкая читательская публика, особенно безграмотная часть населения, нашла возможность поближе познакомиться с жанром карикатуры. В этой связи, конечно же, в первую очередь следует вспомнить журнал “Молла Насреддин”, его редактора и издателя, видного писателя-публициста Джалила Мамедкулизаде, с именем которого связано создание и становление азербайджанской карикатуры как самостоятельного жанра. Первый номер “Молла Насреддин”а, ставшего первым и единственным в профильном отношении сатирическим журналом во всем мусульманском мире и на всем Ближнем Востоке, вышел в свет 7 апреля 1906 года. Этот журнал, сыгравший значительную роль в формировании общественных взглядов и культурного сознания азербайджанского народа, говоря словами Дж.Мамедкулизаде, был создан самой жизнью. Полная общественных противоречий жизнь, ставила перед литературой, а также перед изобразительным искусством новые задачи. Время требовало новых изданий, способных воплотить в себе новое общественное содержание, другие художественные формы, иные средства выразительности. Появление сильных мощных демократических идей в литературе и журналистике Азербайджана оказало значительное влияние на формирование азербайджанского изобразительного искусства, особенно на развитие сатирической графики. Именно под идейнохудожественном влиянием журнала “Молла Насреддин” в начале XX столетия в Азербайджане на азербайджанском и русском языках издавались сатирические журналы “Бахлул” (1907), “Джигит” (1907-1918), “Вай-вай” (1908), “Бакинские горе” (1908-1909), “Занбур” (1909-1910), “Бич” (1909-1915), “Адская почта” (1909-1910), “Мират” (1910), “Бакинские стрелы” (1910), “Ары” (1910-1911), “Кялнийат” (1912-1913), “Барабан” (1912-1913), “Ляк-ляк” (1914), “Тути” (1914-1917), “Мязяли” (1914-1915), “Бабайи-Амир” (1915-1916), “Тартан-Партан” (1918), “Шейпур” (1918-1919), “Занбур” (1919), “Мяшял” (1919-1920) и др. Оказывая поло-жительное влияние на сатирическую прессу Азербайджана, сатирический журнал “Молла Насреддин” сыграл чрезвычайную роль в формировании и дальнейшем развитии сатирической графики Ирана, Ближнего Востока, Средней Азии, народов Крыма, Татарстана, Поволжья и Дагестана.

В западноевропейских источниках XX века можно найти огромное количество произведений, посвященных сатирической графике. В статьях, опубликованных в Англии и Франции, в первую очередь комментируются вопросы влияния журнала “Молла Насреддин” на политическую сатиру Ирана, а также других соседних народов. Положительные отзывы об азербайджанской сатирической прессе и литературе можно найти в высказываниях французских ученых А.Бенниксене и С.Келкеже, польского ученого В.Заянчковского, английского ученого Е.Брауна, немецкого исследователя В.Брандса и других западноевропейских специалистов.

Изданные под влиянием “Молла Насреддин”а в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Крыму и других странах сатирические журналы, хотя и появились намного позже, но, к сожалению, просуществовали недолго. Самым стойким среди всех оказался сам “Молла Насреддин”, который с определенными перерывами издавался в течение 25 лет.

Журнал “Молла Насреддин”, представляющий интересы широких народных масс, как во времена царской России, так и в советский период, наравне с сатирическими рисунками на различные темы, освещающими актуальные проблемы современности, размещал на своих страницах многочисленные карикатуры на тему нефти.

В годы, именуемые нами дореволюционным периодом, на страницах журнала “Молла Насреддин” освещались события, происходящие на нефтяных промыслах Баку в начале XX века, где со всей наготой отображалось бесправие, насилие, нарушение прав рабочих и тому подобные негативные явления. Говоря точнее, критике подвергалась представленная в карикатурах эксплуатация рабочих со стороны владельцев, беспричинные увольнения, несвоевременная выдача заработной платы или отказ заплатить за выполненную работу, изобличались повинные в этом владельцы промыслов, директора контор, и даже помогающие им в этом жандармы и солдаты. В этом смысле привлекает внимание карикатура, напечатанная в журнале “Молла Насреддин”, изданном в 1906 году (№11). На данной карикатуре, автором которой являлся О.Шмерлинг, изображены рабочие (прибывшие в Баку на заработки иранские азербайджанцы), пришедшие за своими честно заработанными деньгами и подвергшиеся унижению со стороны нефтевладельца. Гасан хан, издеваясь, с вызовом бросает рабочим, обратившимся к нему с просьбой о зарплате: “Как смеете вы требовать от меня зарплату? Я – хан, рядом мои солдаты и вам не сладить со мной”. Событие, отображённое на данном рисунке, показывает пренебрежение хозяина к своим работникам и в целом вносит ясность в отношения между хозяином и рабочими. Мы становимся свидетелями самоуправства, бесправия, творящегося в те годы на промыслах, плачевного положения рабочих (1).

Подобная тема была представлена в карикатуре, напечатанной в журнале, вышедшем в 1908 году (№4). На карикатуре, автором которой был И.Роттер, изображены рабочие, уволенные с работы. На первом плане карикатуры показан рабочий-здоровяк, доказывающий свою дееспособность. Он пытается дознаться у хозяина, за что его, совершенно здорового и сильного мужчину, увольняют с работы. Однако хозяин, не обращая внимания на доводы и справедливые требования уволенных рабочих, с полным безразличием отвечает им: “Все равно вас не восстановят”. Эта карикатура, под названием “Безработные на бакинских нефтепромыслах”, отличается характерной для тех лет актуальностью и профессиональным исполнением (2).

И в других номерах журнала можно встретить достаточное количество рисунков, фельетонов, стихов и критических статей, посвященных этой теме. Видный азербайджанский поэт, молланасреддиновец М.А.Сабир в одном из созданных в те годы стихотворений “Рабочий, и ты возомнил себя человеком?” со всей откровенностью обнажил заносчивое отношение работодателя к рабочему.

За совершенно бесправного, незащищенного ни со стороны государства, ни со стороны государственных чиновников рабочего, могли заступиться одни лишь молланасреддиновцы и журнал “Молла Насреддин”.

Критика происходящего вокруг бесчинства и негативных явлений в условиях свирепствующего религиозного фанатизма и царской цензуры требовала от художников и, конечно же, от редактора журнала большой самоотверженности, а возможно и героизма. Характерные для бакинской жизни тех лет отрицательные элементы – религиозные мошенники, алчные купцы, превышающие свои полномочия жандармы, безразличные к жалкому положению народа хозяева, государственные чиновники, не справляющиеся со своими обязанностями и получающие даром зарплату члены Думы, лжеинтеллигенты и представители других профессий и убеждений становились мишенью для художников-карикатуристов. В их карикатурах высмеивались бакинские миллионеры, ставящие свои личные интересы превыше народных, которые не оказывали материальной помощи для просвещения народа, считая это слишком обременительным делом. Художники-карикатуристы разоблачали скупость нефтевладельцев, не выделяющих денег для открытия новых школ, благотворительных обществ, образовательных и медицинских заведений. В этом смысле обращает на себя внимание карикатура-триптих молланасреддиновца И.Роттера, изданная в журнале “Молла Насреддин”, вышедшем в 1908 году (№52). В первой части карикатуры изображены бакинские миллионеры, несущие на плечах только что построенную школу. Под рисунком читаем: “Это для нас слишком тяжелый груз, прямо дух вон”. Во второй части карикатуры видим, как миллионеры, будучи не в состоянии вынести столь непосильный груз, сбросили школу с плеч. В третьей части карикатуры изображены “изнеженные” бакинские миллионеры, занятые более легким, но довольно прибыльным делом. Они держут на плечах нефтяную вышку, приносящую огромные доходы. Карикатура подписана следующим образом: “Вот это нам больше подходит”. Как видно, в этих карикатурах, отличающихся резкой сатирой, разоблачались миллионеры, не желавшие тратить деньги на благоустройство какой-либо школы или благотворительного общества, предпочитающие увеличивать число принадлежащих им нефтяных буровых, набивая тем самым свои карманы. В подобных карикатурах явно просматривается отрицательное влияние, которое нефть, а точнее огромные деньги, поступающие в качестве прибыли от нефти, оказывают на человеческую нравственность и мораль. В них раскрывается истинное лицо критикуемого типа (3).

В другой карикатуре, опубликованной в 1908 году (№29), автором которой также был И.Роттер, указывается на опасность, которую влечет за собой добыча нефти. На этом рисунке нефть приравнивается к “живущим” в нижних слоях земной коры страшным и уродливым животным, джинам и духам, и даже к адскому пламени. На карикатуре земляной покров поделен на две части. Верхняя – “местообитание людей”, нижний слой – это ад, вечно приводящий людей в жуткий трепет и извергающий пламя, где разместились дикие безобразные животные, и наконец, третий слой – житница джинов и злых духов.
Интересен тот факт, что нефтяной слой показан художником как один из самых опасных для человека из всех представленных. При внимательном рассмотрении рисунка становится ясно, как доходчиво и доступно, приводя лаконичные сравнения, художник сумел продемонстрировать читателю каким источником опасности является нефть (4).

Говоря о теме нефти в творчестве наших художников, следует отметить, что помимо журнала “Молла Насреддин”, карикатуры на эту тему были представлены и на страницах других сатирических журналов, издаваемых в Баку в 1906-1920-х годах, таких как “Джигит” (1907-1918), “Вай-вай” (1908), “Бакинское горе” (1908-1909), “Бич” (1913-1916), “Адская почта” (1910), “Занбур” (1919) и др. Это объясняется тем, что тема нефти была неотъемлемой частью жизни Баку. Интерес вызывает тот факт, что среди многочисленных сатирических журналов, выходящих в тот период в Баку (в те годы в Баку печаталось более 20-ти сатирических журналов и газет), русскоязычные журналы чаще обращались к этой теме. Возможно, на то были объективные и субъективные причины. Очень может быть, что эта тема была ближе русскому и русскоязычному населению, или же тема нефти, в особенности покупка бакинских нефтяных акций зарубежными акционерами, монополизм, притеснение местных нефтевладельцев зарубежными нефтяными магнатами и другие факты больше интересовали русскоязычное население города. Трудно сказать что-то определенное. Ответ на этот вопрос может быть найден лишь после кропотливого изучения, исследования этого жанра, после чего можно выдвинуть свои предположения по поводу карикатур на подобную тему, опубликованных на страницах журналов.

Рассмотрим напечатанную в журнале “Джигит” (1907, №5) карикатуру, подписанную словами “Захватывай и подсасывай”. В левой части карикатуры, исполненной неизвестным художником, изображены звероподобные люди (со звериными головами), силой оружия пытающиеся захватить нефтяные промыслы Баку. В первой части карикатуры, подписанной “Захватывай”, художник намекает на толпу, объединяющую в себе дикие, нечеловеческие качества, экспроприирующую природные ресурсы страны, и ставящую свои личные амбиции превыше интересов народа. Во второй части карикатуры, которая подписана “Подсасывай”, двое мужчин по трубам перекачивают бакинскую нефть на сторону. Богато одетые мужчины, по всей вероятности, являются конкретными нефтяными миллионерами. Как видно из карикатуры, автор подвергает критике зарубежных монополистов, нефтяных магнатов, силой захвативших богатые нефтью земли и за бесценок перепродающих ее за рубеж (5).

Опубликованные в журнале “Джигит” в 1910 году карикатуры “Нобель и бакинская нефтепромышленность” (№16) и “Бакинская нефтепромышленность и Нобель” (№44), выполненные Б.Телингатором (Бено), дополняя друг друга, освещают общее положение дел в нефтяной промышленности Азербайджана тех лет. Первая карикатура изображает судно, с трудом передвигающееся по бушующему морю, которое олицетворяет собой нефтяную промышленность Баку. Правая часть рисунка представлена огромной рыбой, названной художником Нобель, готовой с легкостью проглотить это судно. Умелое использование образного сравнения избавило художника от необходимости использования дополнительного комментария и подстрочного текста (6).

Вторая карикатура отображает подобное событие и в определенном смысле повторяет предыдущий рисунок. На ней бакинские нефтепромышленники, подобно бурлакам, тащат на себе фаэтон, в котором восседает огромный могущественный Нобель. Этим рисунком профессиональный мастер карикатуры Б.Телингатор (Бено) зло намекает на то, что бакинская нефтяная промышленность управляется зарубежным капиталистом, в данном случае Нобелем. Мастерски используя метод шаржа, художник особо потрудился над каждым образом, создав шаржевую галерею всех известных нефтяных миллионеров (7).

Сатирические произведения, такие как “Всё обстоит блогополучно” (“Вай-Вай”, 1908, №3), сообщающая о грозящей городу Баку, его нефтяным скважинам опасности, “Когда фонтанирует нефть” (“Адская почта”, 1910, № 3), в которой изобличаются нефтепромышленники, директора контор и коррумпированные государственные чиновники, набивающие свои карманы добытой тяжелейшим трудом нефтью и преследующие только свои личные интересы, “Новые методы борьбы нефтяных производителей” (“Бакинское горе”, 1909, №10), где критике подвергаются нефтепромышленники, готовые пуститься в рукопашный бой из-за личных амбиций и многие другие вовсе не уступают описанным выше карикатурам ни постановкой проблемы, ни резкостью сатиры (8).

Отличающееся относительно легкой сатирой, скорее даже юмором карикатура Р.Гориеча “Бакинские улицы” (“Джигит”, 1908, №35), а также работы неизвестных авторов “В театре” (“Джи-гит”, 1908, №41), “Пожар в Сураханах” (“Джигит”, 1911, №31) и другие в действительности понимаются без слов. Эта способность довести до читателя тему, подстрочную мысль, не используя при этом пояснительного текста, требовала от художника-карикатуриста высокого профессионализма, современного подхода (9).

Одним из самых долголетних сатирических журналов, издаваемых в Баку в тот период, был “Бич” (журнал с определенными перерывами издавался с 1909 по 1916-й годы). В одной из карикатур, опубликованной в журнале, освещалась актуальная для высокосословного общества благотворительная деятельность бакинских нефтяных миллионеров, где художник (неизвестный автор) мастерски использовал метод шаржа (“Бич”, 1913, №31). Этот же метод был применен в другой карикатуре, опубликованной в одном из номеров журнала “Джигит”, изданного в 1917 году, критикующей двойную политику чужеземного генерала, который в период революции сменил военный мундир, предварительно спрятав его до лучших времен, на гражданскую одежду. Рисунок отличается искусным исполнением, в котором бакинский нефтяной миллионер Ага Муса Нагиев представлен в качестве положительного героя, устремившего разоблачающий и злобный взгляд на хитрого генерала. Это свидетельствует об объектив-ном отношении художника к стремительно меняющимся в те годы политическим событиям и конечно же, о профессионализме карикатуриста (10).

В целом, на страницах сатирической прессы дореволюционного периода, можно встретить большое количество дружеских шаржей на известных людей, интеллигенцию, общественных деятелей, среди которых особого внимания заслуживают шаржи, посвященные бакинским миллионерам, нефтевладельцам. Из них подавляющее большинство составляют дружеские шаржи на нефтяных миллионеров, особенно Г.З.Тагиева, А.М.Нагиева, Нобеля, помещенные в журналах “Молла Насреддин”, “Джигит”, “Адская почта”, “Барабан”, “Бич” и др.

Сатирический журнал “Занбур” (1919) был одним из последних еженедельных журналов, издаваемых в Баку до 1920-го года. Ведущим художником журнала, выходящего в сложнейшей политической ситуации, был Азим Азимзаде. В карикатурах художника, размещенных в журнале, осуждалась политика европейских стран, в особенности Англии, а также высмеивались белогвардейские генералы, подвергались открытой критике министры-мусаватисты, сидящие у власти в Азербайджане. В этих карикатурах, на легко понятном для народа языке, разоблачалась фальсификация английских империалистов, тысячами способов пытавшихся прибрать к рукам богатства Азербайджана. На одной из карикатур, на эту тему изображен англичанин и стоящие за ним в очереди американец, итальянец, немец и другие, которые с ведром в руке пытаются подоить корову, олицетворяющую Азербайджан (“Занбур”, 1919, №14).

Спустя несколько недель в журнале “Занбур”, была опубликована еще одна карикатура, как бы в продолжение первой. На опубликованной в 21-ом номере журнала (1919) карикатуре показано, как разозлившись на занудливых “доярок” корова, лягает англичанина. Видя это, алчные “дояры”, стоящие в ожидании своей доли, бегут прочь, побросав ведра. Карикатура, отображающая общественнополитические события того периода, свидетельствует о профессионализме и, конечно же, об идейно-художественной позиции автора (11).

Просматривая перечисленные выше сатирические рисунки и карикатуры, мы можем составить впечатление о положении в нефтяной промышленности Баку и одновременно об общественно-политической среде столетней давности, становимся живыми свидетелями событий, происходящих на нефтяных промыслах.

После установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году в стране начались новые процессы, что в первую очередь нашло свое отражение в прессе и творчестве художников. В первые годы советской власти периодическую печать, в особенности сатирическую прессу, издаваемую в стране, использовали в качестве идеологического оружия. Перед художниками и работниками печати стояли актуальные и насущные для того времени проблемы воспитания нового человека, пропаганды советского образа жизни, борьбы с религией и старообрядничеством, ликвидации безграмотности.

В начале становления советской власти и в первые годы советского периода в Азербайджане, как и во всей стране (в СССР) начинают печататься различные сатирические журналы, служащие советской идеологии. В 1922 году в Баку возобновляет свою работу сатирический журнал “Молла Насреддин”, печатающийся на этот раз за государственный счет. Требованиям нового времени отвечали и вышедшие в свет в 1923 году сатирические журналы “Агреб” (“Скорпион”) и “Идаремизин гюзгюси” (“Зеркало нашего учреждения”), в 1924 году сатирические журналы “Тикан” (“Колючка”) и “Дамга” (“Клеймо”), в 1931 году – “Аллахсыз” (“Безбожник”), в 1939 году – “Мязяли” (“Балагур”) и другие подобные им. Они также служили новому строю, придерживаясь коммунистической идеологии. В этих журналах печатались карикатуры и сатирические рисунки нового содержания, в которых находили отражение советские принципы, освещались актуальные вопросы современности. Сатирическая направленность этих журналов, действующих как активное идеологическое средство и превратившихся, по сути, в новаторскую трибуну, боровшуюся во имя общих интересов, развивалась на основе самых передовых традиций своего времени.

Сатирический журнал “Молла Насреддин” также отличался новым по сравнению с дореволюционными (1906-1917) номерами содержанием. Карикатуры, представленные на страницах журнала, в особенности карикатуры на религиозную тему, отличались своей резкостью и жесткой сатирой. Постоянное место в журнале (особенно на лицевой стороне обложки) отводилось пропагандистским и агитационным плакатам, политическим карикатурам.

Не случайно, что именно осенью 1922-го года (уже в советский период) в связи с воссозданием издания “Молла Насреддин”-а, Дж.Мамедкулизаде подчеркнул свою неизменную позицию, обращаясь к народу со страниц журнала: “Молла Насреддин” всегда был другом простого народа и бедноты. Еще в 1906 году, 16 лет назад, в девятом номере журнала мы, изобразив печальную фигуру крестьянина, подписались под рисунком: “Не грусти…”. Если это так, то тогда у нас нет сейчас оснований не любить того крестьянина и не защищать его интересы. Мы и сейчас продолжаем оставаться верными друзьями рабочего и крестьянина, так же, как это было 16 лет назад” (“Молла Насреддин”, 1922).

Из этого обращения становится ясным, что основной целью и намерением журнала была защита интересов беззащитных людей, не знающих своих прав, пропаганда женской свободы, борьба с религиозным фанатизмом, самоуправством чиновников.

Наравне с карикатурами и сатирическими рисунками на различные темы, публиковавшимися в журнале “Молла Насреддин”, тема нефти занимала одно из основных мест. Не случайно, что на лицевой стороне обложки первого же номера журнала, была напечатана очень интересная карикатура, привлекающая внимание оригинальной трактовкой. На первом плане карикатуры, названной автором Б.Телингатором “Борьба за “Азнефть”, была представлена корова (“Аз-нефть”), которую пытаются подоить представители различных организаций и ведомств (“Молла Насреддин”, 1922, №1). Карикатура отображала напряжение, существовавшее между министерствами и государственными ведомствами и их борьбу за право управления недавно созданной “Азнефть”ю (Азербайджанское Нефтяное Управление), владения организацией, являющейся источником наживы (12). Мы становимся свидетелями того, что еще в сатирической графике дореволюционного периода Азербайджан неоднократно изображался в образе дойной коровы.

Рисунок подобного содержания украшает лицевую сторону обложки второго номера журнала “Молла Насреддин”, изданного в 1922 году. На рисунке, названном ее автором А.Азимзаде “Азербейим”, резко изобличаются иностранные монополисты, мечтающие овладеть богатствами Азербайджана, в особенности бакинской нефтью. На карикатуре, понятной без слов и не требующей дополнительных комментариев, привлекает внимание образ азербайджанской девушки в национальной одежде. На заднем плане показано четверо мужчин (американец, англичанин, француз и итальянец), олицетворяющих зарубежных нефтяных магнатов, которые с вожделением смотрят на красавицу. В ответ на ухищрения чужеземных “возлюбленных”, художник противопоставляет рабочих и крестьян, грозящих кулаками монополистам и готовых поддержать и защитить Азербейим (Азербайджан). Художник ярко отображает сдержанный взгляд азербайджанской девушки, которая, положившись на силу народа в борьбе против чужеземных провокаторов, имеет возможность, наконец, определить свою собственную судьбу. В полной серьезного политического содержания и законченной композиции А.Азимзаде затронул проблему, несущую в себе большую смысловую нагрузку. Автор не дал под рисунком пояснительный текст. И в этом не было необходимости, ибо каждый, взявший в руки журнал, прекрасно мог понять, на что намекал художник (13).

Сюжетная линия карикатуры “Азербейим” многократно повторялась во многих карикатурах, напечатанных в журнале “Молла Насреддин”. Так, тема нефти, периодически освещаемая на страницах журнала, составляла основу политической карикатуры, ключевая идея которой состояла в разоблачении корыстных целей иностранных государств, позарившихся на азербайджанские богатства, и в частности, нефть. Устами бакинских рабочих художники давали отпор империалистам, стремящимся овладеть азербайджанской нефтью. Карикатуры А.Азимзаде “Наша нефть не продается!” (“Молла Насреддин”, 1928, №15) или же “Не увидишь бакинскую нефть как своих ушей” (“Молла Насреддин”, 1930, №3), а также карикатуры К.Дорша “Этот нефтяной фонтан липовым документом не заткнуть” (“Молла Насреддин”, 1927, №36), “Бакинская нефть скользкая” (“Молла Насреддин”, 1927, №40) и каждая из прочих подобных карикатур, несли на себе определенную политическую нагрузку. Вместе с тем, они привлекали внимание высоким уровнем профессионального исполнения. Рассматривая эти карикатуры, четко представляешь хронологию политических событий того времени (14).

Наравне с темой нефти, разрабатываемой в политической карикатуре первых лет советского периода, постоянно использовались карикатуры на бытовую тему. В них освещались негативные стороны повседневной жизни. Особой резкостью отличались карикатуры, разоблачающие самоуправство чиновников, халатное отношение к делу, волокитство, невыполнение принятых на себя обязательств и прочие негативные явления, которые наблюдались в нефтяной промышленности, на промыслах, в организациях и ведомствах. В карикатуре “Рабочему далеко до автомобиля”, опубликованной в журнале “Молла Насреддин”, изданном в 1923 году (№26), отражено реальное положение дел на нефтяных промыслах того времени, жизнь нефтяников, неумелое руководство ответственных лиц. Критике подвергается едва назначенный на руководящую должность напыщенный, жаждущий славы, самодовольный и, конечно же, безграмотный директор. А.Азимзаде, являющийся автором этой карикатуры, с легкостью обнажает внутреннюю сущность, безответственное отношение к делу и людям неумелого советского чиновника, поставленного на руководящую должность в нефтяной отрасли страны (15).

С образом несведущего, не справляющегося со своими обязанностями кутилы-директора, сталкиваемся в другой карикатуре художника, названной “Вышка!!!”, которая была опубликована в журнале “Молла Насреддин” в 1928 году (№41). На карикатуре изображен незаслуженно занимающий пост директора лодырь и бездельник, который проспал все свое рабочее время и, проснувшись, с удивлением рассматривает в окно уже выстроенную нефтяную вышку. Автор выполненного с большим мастерством рисунка смог достоверно отобразить образ директора-иждивенца, привыкшего получать все наготове (16).

На страницах журнала “Идаремизин гюзгюсу” (“Зеркало нашего ведомства”), начавшего издаваться в 1923 году, мы видим директора-афериста, умело манипулирующего раздутыми цифрами, обманывая тем самым и народ, и государство. Мастерски используя метод шаржа, Б.Телингатор, являющийся автором карикатуры, смог создать типичный образ чиновника-взяточника, разжиревшего на народном добре (17).

В представленных в прессе агитационных плакатах и политических карикатурах, изданных в первые годы советского периода, пропагандировались успехи недавно созданного государства в области политики, экономики, образования, медицины, культуры и социальной сфере. В этих сатирических рисунках и карикатурах разоблачались работоспособные, однако, уклоняющиеся от полезной работы тунеядцы, мешающие развитию общества, пригревшие себе места в местных ведомствах чиновники-волокитчики, занимающиеся вредительством и взяточничеством.

Советское правительство осознавало влияние сатирических рисунков на народные массы и понимало их идеологическую значимость и потому неслучайно, что в 1931 году начал свою деятельность журнал “Аллахсыз” (“Безбожник”). В журнале в основном публиковались портреты советских руководителей, политических деятелей и героев труда, плакаты, фото-коллажи и, конечно же, карикатуры (18).

Журнал “Аллахсыз” (“Безбожник”), издаваемый в 1931-33-х годах по непосредственному указанию коммунистической партии и спонсированный ею, все же не смог возродить традиции “Молла Насреддин”а и завоевать популярность в среде народа. С сожалением следует отметить, что после приостановления в 1931 году издания журнала “Молла Насреддин” (в связи с кончиной редактора журнала Дж.Мамедкулизаде), не было издано ни одного достойного сатирического журнала, который смог бы продолжить эти традиции. Время от времени издавались различные сатирические журналы. Но к сожалению, они не смогли подняться до уровня “Молла Насреддина”.

Несмотря на определенные шаги, сделанные в этой области со стороны азербайджанской интеллигенции, усиление политической напряженности в стране не позволило им реализовать свои идеи. В целом, некоторое отставание в журнальной графике, наблюдаемое в 30-е годы, наиболее ярко проявилось в карикатуре, считающейся боевым жанром изобразительного искусства.

Учитывая, что после 30-х годов деятельность практически всех сатирических журналов в Азербайджане была приостановлена, начало издания в 1952 году в Баку нового журнала “Кирпи” (“Еж”) стало важным и значительным событием для всей общественности республики. С первого номера новый журнал старался продолжать традиции “Молла Насреддин”а. Он призывал народ беспощадно бороться против всех элементов, мешающих интенсивному развитию общества, против сил, раздувающих войну на международной арене, против капитализма, эксплуатирующего народ, быть непримиримым к негативным явлениям. Этот сборник, состоящий из большого количества разнообразных карикатур, высвечивал актуальные проблемы современности. Выступая с позиции критики и разоблачения негативных явлений, журнал придерживался принципа “Карикатура – необходимый вид искусства социального значения”.

Издание “Кирпи” стало важным событием в Азербайджане. Неоспорима роль и заслуга азербайджанских художников в популяризации журнала, очередной новый номер которого с нетерпением ждали в каждом доме. Совместно с опытными художниками Газанфаром Халыговым, Исмаилом Ахундовым, Гусейном Алиевым, Амиром Гаджиевым, которые набирались опыта еще в дореволюционных сатирических журналах, работая бок о бок с такими известными личностями, как Дж.Мамедкулизаде и А.Азимзаде, на страницах журнала с произведениями на различную тему выступали известные карикатуристы Наджафкули Исмайлов (главный художник), Садых Шариф-заде, Всеволод Тернавский, Зия Керимбейли, Ризван Кулиев, Адиль Кулиев (Адиль Эльчин), Петр Шандин, Гасан Ахвердиев, Рахиб Кадымов, Алекпер Зейналов, Ариф Алескеров, Эдуард Абдуллаев, Виктор Татаринцев и другие.

Среди карикатур на различные темы, напечатанных в журнале “Кирпи”, тема нефти, конечно же, занимала одно из важных мест. Эта тема использовалась, как в политической карикатуре, так и в карикатурах, где критиковались безответственность, расточительство, а также ответственные лица, не справляющиеся со своими обязанностями, освещались недостатки в нефтяной промышленности. Особенно в 1950-60-х годах тема нефти стала одной из тех, к которой наиболее часто обращались художники. Неслучайно, что на лицевой обложке первого номера журнала “Кирпи”, фигура “вооруженного” пером и фотоаппаратом колючего ежа изображена на фоне бакинских нефтяных вышек (19). На наш взгляд, этот компактный сатирический рисунок в наиболее точной и ясной форме доносит до зрителя цель журнала. (Следует отметить, что еж, представленный на лицевой обложке первого номера, должен был стать лицом журнала. На создание его образа был объявлен конкурс, в результате которого в редакцию поступило более 200 эскизов и рисунков. Самым удачным среди всех оказался рисунок Наджафкули Исмайлова, который и был помещен на обложке первого номера).

На страницах журнала “Кирпи” отображались негативные явления, происходящие на нефтяных промыслах и нефтяных скважинах тех лет. Особое внимание отводилось проблеме расхищения государственного имущества, безответственности, некомпетентности, бесхозяйственности, а также кадровой политики. Карикатуры И.Ахундова “Скважины, прячущиеся в тени одной скважины”, “Как вы подняли вышку, ведь я еще не успел составить смету?..” (“Кирпи”, 1952), Наджафкули “Мастер, не беспокойся, сегодня оборудования не будет, продолжай байки сказывать” (“Кирпи”, 1953), П.Шандина “Ремонт одной дороги и его отчет” (“Кирпи”, 1954), “И накричать могу, и все, что угодно, почему-то только план не выполняется?”, “Посмотрелся директор в зеркало, а назвался другим” (“Кирпи”, 1956), Э.Николаева “Новые методы дальше собрания не проходят” (“Кирпи”, 1955) освещали негативные явления, происходящие в тот период на нефтяных промыслах (20). Эти карикатуры были нацелены на борьбу с волокитчиками, не обеспечивающими своевременную доставку нефтяного оборудования, запасных частей, безответственно относящимися к народному добру. Здесь открыто критиковались директора-пустословы, которые не в состоянии были выполнить план, справиться со своими обязанностями, нерадивые руководители, предоставляющие раздутые отчеты.

На одной из карикатур, критикующей бесхозяйственность засидевшихся в кабинетах руководителей, изображена сцена встречи на распутье нефтяных эшелонов, курсирующих по маршруту Баку-Саратов и обратно. Карикатура, автором которой являлся П.Шандин, построена на основе диалога экспедиторов, сопровождающих эшелоны:

– Что за груз? – Как и твой.

– А у тебя? – Тот же.(“Kирпи”, 1957, №10). (21).

Подобная бесхозяйственность, некомпетентность, безответственность по отношению к народ-ному добру, наблюдаемая в нефтяной промышленности, подвергалась критике и на других карикатурах художника. Карикатуры “Ремонт одной дороги и ее отчёт” (“Кирпи”, 1954) и “Обещание и его выполнение” (“Кирпи”, 1956, №6), как видно из названий, связаны единым сюжетом (22). Художник осветил насущные проблемы того времени, изобличая ответственных работников, с лёгкостью раздувающих отчетные показатели, не выполняющих взятые на себя обязательства, которые на словах были одними, а на деле становились совершенно другими людьми.

Ведущую позицию в сатирической графике Азербайджана 1950-60-х годах заняла тенденция ведения решительной и непримиримой борьбы против всякой безответственности, производства брака, расхищения государственного имущества и подобных явлений, мешающих развитию промышленного и народного хозяйства. В отличие от других областей изобразительного искусства возможности сатирической графики в этом направлении были несколько шире. Именно поэтому на долю художников, занятых в этой области, пришлась ответственная задача вести активную борьбу против негативных явлений в обществе, используя при этом силу сатиры и юмора. Художники-карикатуристы, работающие в этот период с наибольшей производительностью, высмеивали несведущих руководителей, не справляющихся со своими обязанностями, критиковали их никчемное отношение к работе. Такие “горе руководители” наносили вред экологии, спуская нефтяные отбросы в море. Отличающаяся тонким, здоровым, изобличающим юмором карикатура “Зачем сбрасываете нефть в море?” была опубликована в журнале “Кирпи” в 1959 году. В качестве главного героя автор карикатуры А.Зейналов избрал морского владыку Нептуна, который пытается защитить море от загрязнения во имя благополучия его обитателей – рыб (23). Образ Нептуна был мастерски использован и на другой карикатуре В.Тернавского, опубликованной в “Кирпи” в 1966 году. На ней морской царь благословляет важную и нужную работу водолаза, заложившего в пучине вод новый город (24). Рассматривая карикатуры тех лет, мы становимся свидетелями того, что карикатуристы в своем творчестве довольно часто обращались к образу Нептуна, выступающего в качестве хранителя чистоты моря, защитника экологии. Следующая карикатура В.Тернавского “Будешь хорошо искать – найдешь” (“Кирпи”, 1960, №21) посвящена другой актуальной теме, в которой бурильщикам рекомендовалось более тщательно искать нефть, серьезнее относится к своей работе. На рисунке с таким призывом к бурильщикам обращалась женщина, олицетворяющая прячущуюся в недрах земли нефть (25).

Исследуя творчество карикатуристов, видим, что в эти годы наравне с карикатурами на различные темы художники создавали сотни дружеских шаржей. Среди них большое место занимает галерея шаржей, посвященная известным людям, общественным деятелям, героям труда. Особого внимания заслуживает плодотворная деятельность известных азербайджанских мастеров Наджафкули, Г.Ахвердиева, Р.Кулиева, А.Кулиева (Адиль Эльчин), а в более поздние периоды Г.Идрисова, Я.Асадова и других, которые активно трудились на этом поприще. Среди многочисленных шаржей, выполненных с высоким профессионализмом, дружеские шаржи на наших нефтяников по своему художественному уровню и сегодня продолжают оставаться на высоте. Привлекает внимание многофигурная композиция “Художники, возвращающиеся с творческой вахты” непревзойденного мастера шаржа Г.Ахвердиева, напечатанная в журнале “Кирпи” за 1959 год, отличающаяся графическим решением образов и отражением характерных черт главных героев произведения. В действительности дружеский шарж отображает художников, возвращающихся после рабочей смены с Нефтяных Камней (идея этого дружеского шаржа была заимствована из знаменитого произведения Народного художника Азербайджана Таира Салахова “С вахты”) (26).

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в 1950-60-е годы именно благодаря журналу “Кирпи” карикатура как жанр смогла превратиться в неотъемлемую часть общества. Непоколебимой основой советской идеологии было воспитание советского человека, следование правилам совместного социалистического проживания и формирование образа строителя будущего. Исходя из этой цели, среди задач, поставленных перед изобразительным искусством, на первый план выдвигалось воспитание строителя нового будущего и, конечно же, в первую очередь, политическое воспитание. Именно по этой причине карикатуры на международные темы несли на себе политическую нагрузку. Хотя напечатанных в журнале “Кирпи” карикатур, освещающих политические события, происходящие на международной арене, по количеству было намного меньше, чем карикатур на хозяйственную и бытовую темы, они отличались своим художественным уровнем и наибольшей глобализацией затронутых проблем. Опираясь на советскую идеологическую платформу, художники наибольшее место отводили карикатурам, в которых критиковались западные страны во главе с США и проводимая ими политика войны и международных распрей (конечно же, это было требованием того времени и взгляд на события с позиции советской идеологии). Карикатуры на тему вооружения, политики, внедряемой силой оружия, агрессии и эксплуатации широким форматом располагались на последней странице “Кирпи”, а в некоторых случаях в небольших размерах печатались внутри журнала, как иллюстрации к фельетонам. Среди них, особое место занимали карикатуры на тему нефти, где особенно критиковались политические игры, построенные на нефтяной политике, проводимой Западом на Ближнем Востоке. Среди карикатур, освещающих эту тему, привлекает внимание карикатура “Добытчики и несуны нефти на Ближнем Востоке” (“Кирпи”, 1952), совместно исполненная Я.Агаевым и В.Тернавским. В карикатуре Г.Халыкова “Если чуть подвинешься, мое дело пойдет на славу” (“Кирпи”, 1954, №22) показаны монополисты США, пытающиеся вытеснить с арены Англию с целью единоличного господства над нефтяными богатствами Ближнего и Среднего Востока, а в карикатуре “Решение нефтяной проблемы Ираном” (“Кирпи”, 1953, №19) изображена беспощадная борьба и тяжбы, происходящие на международной арене в борьбе за нефть (27).

В карикатуре А.Зейналова “Здесь все трудящиеся коммунисты?” (“Кирпи”, 1959, №3), подчеркивающей политические взгляды и партийную принадлежность нефтяников, как и на других агитационных и пропагандистских плакатах, отчетливо чувствовалось влияние советской идеологической машины (28). На подобных рисунках граница между политической карикатурой и плакатом стирается и предпочтение отдается агитационным плакатам, обеспечивающим требования существующего режима. На рисунках А.Кулиева “Встреча в море” (“Кирпи”, 1952, №3), Э.Ведерникова “Во имя новых побед” (“Кирпи”, 1953, №24), Наджафкули “Заслуженный нефтяник” (“Кирпи”, 1960), В.Тернавского “Нефть – наше богатство” (“Кирпи”, 1965), “В недрах моря” (“Кирпи”, 1966), “50 лет на трудовом фронте” (“Кирпи”, 1968) и других карикатурах наблюдается все больше частое использование художниками элементов плаката (29).

В Азербайджане, веками известном как нефтяная страна, тема нефти во все времена являлась неотъемлемой частью повседневной жизни каждого азербайджанца. Это явление наблюдалось как в литературе и журналистике, так и в творчестве художников, и в быту. Неслучайно, что всемирно известный художниккарикатурист Херлуф Бидструп, гостивший в республике в конце 1960-х годов, на своих рисунках изображал Азербайджан, обладающий древней историей и богатыми памятниками, соединяющий в себе восточную и западную культуру как страну нефти, с каждым днем все больше и больше развивающуюся. В книге художника “Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе” (Москва. 1968), есть интересные воспоминания автора о Нефтяных Камнях, исторических памятниках Баку, его приветливом народе и трудовых людях. Там говорится:

“Баку – столица Азербайджана. Город живописно расположился у подножия гор на берегу Каспийского моря. Баку – древний город со многими памятниками старины. Старина здесь выгодно оттеняет современную архитектуру. В 75 километрах от Баку в открытом море на стальных сваях построен целый город. Он постоянно растет. Строятся новые дороги и новые буровые скважины. Утверждают, что под Каспийским морем на глубине 7-8 километров лежит еще одно море – нефтяное. Здесь работают 10 дней подряд, потом морем или по воздуху едут в Баку отдыхать. Здесь только два вида транспорта: катер и вертолет. Здесь возводятся буровые вышки и стальные конструкции для нефтяного города на Каспийском море”.

Судя по воспоминаниям Х.Бидструпа и его многочисленным рисункам, сделанным во время пребывания художника в Баку, становится ясно, как поразили его Нефтяные Камни – город, сооруженный в водах Хазара на железных сваях. Как и каждый гость, прибывший в республику, он воспринял и полюбил Азербайджан как страну нефти с богатой историей и древними традициями (30).

Конечно же, рост и развитие в области нефтяной промышленности Азербайджана в 70-е годы, составляли основу экономики страны. В эти годы появляются многочисленные произведения, воспевающие наблюдаемый в стране прогресс и взлет. Вместе с тем, известны и произведения, освещающие негативные явления и недостатки в нефтяной промышленности, мешающие этому прогрессу. Именно поэтому в 70-х годах, как и в предыдущие годы, художники освещали недостатки, бросающиеся в глаза в нефтяной промышленности, негативные явления, перегибы, встречающиеся вокруг, доводили до широкой общественности насущные проблемы. В карикатурах на нефтяную тему, представленных в журнале “Кирпи” 1970-х годов, мишени и объекты критики оставались, как и в предыдущие годы, неизменными. Карикатура П.Шандина, с подстрочным текстом “Эта текущая нефть – и наш план, и наша премия, и наша тринадцатая зарплата” (“Кирпи”, 1972, №3), сопровождается легким юмором. На этой карикатуре художник изобличает расточительное отношение равнодушного чиновника к добытой нефти, который, не обращая внимания на стекающую на землю нефть, думает о своих личных интересах – помнит только о своей ежемесячной зарплате (31).

Как и во всем Советском Союзе, 1970-е годы можно охарактеризовать как период застоя в республике. Это явление, нашедшее отражение в политической и хозяйственной жизни страны, имело своеобразные типичные и характерные особенности. Пятилетние планы, достигшие фантастической черты, социалистические обязательства, превратившиеся в неразрешимую проблему, безумно раздутые нормативы на самом деле преследовали цель скрыть хаос и бесхозяйственность в стране. Своеобразные черты, обнажившиеся при создавшемся положении, в свою очередь, определяли моральный облик времени. Страна шаг за шагом продвигалась к кризису. В данной ситуации партия и государственные органы, используя всевозможные идеологические средства, требовали резкого отношения к происходящему.

В числе тем, характерных для азербайджанской сатирической графики в 1970-е и последующие годы, ключевое место занимали типичные для того периода проблемы спекуляции, бюрократизма, взяточничества и экологии. Господствующее в эти годы в государственных учреждениях, на производстве и в сельском хозяйстве и нашедшее отражение в произведениях художников безответственное отношение к государственному имуществу, расхитительство, бесхозяйственность, безразличие к технике преподносились читателю в оригинальной форме и интересном ракурсе. Напечатанная в журнале “Кирпи” за 1972-й год карикатура П.Шандина “Утекающая – наша премия”, критикующая бесхозяйственность, карикатура В.Татаринцева “Без слов” (1974), указывающая на серьезные экологические проблемы, способные возникнуть в результате сливания в море нефти, изданное в 1979 году сатирическое произведение А.Кулиева (Адиль Эльчин) “Я здесь!…”, призывающее бурильщиков к более ответственному отношению к своей работе и другие рисунки на подобную тему, конечно же, были выражением отношения художников к бесхозяйственности (32).

Эта реакция открыто проявилась и по отношению к подобным проблемам 1980-х годов. На опубликованной в 1983 году карикатуре А.Кулиева “Наконец-то оборудование доставили” изображены промысловики, с нетерпением ожидающие нефтяное оборудование (33). Аналогичная тема была затронута в другой карикатуре художника, выполненной с большим мастерством и размещенной на лицевой стороне обложки журнала. На карикатуре под названием “Что вы ищете днем с огнем?”, изображены рабочие, ищущие электродвигатель для приостановившей свою работу буровой скважины.

Карикатура сопровождалась диалогом:

– Что вы ищете днем с огнем?

– Электродвигатель для остановившейся скважины (“Кирпи”, 1983. №16), (34).

Из подстрочного текста следует, что нехватка запасных частей на местах, несвоевременное обеспечение работников дополнительным материалом, одним словом, бесхозяйственность и безразличие были актуальными проблемами тех лет и отражали общее положение, царящее в этой области.

В карикатурах Ч.Агаева “Пока эта непригодная эстакада не разрушена, у нас есть неплохое пристанище” (“Кирпи”, 1985), А.Кулиева “Когда у вас поднимется давление?” (“Кирпи”, 1986 , №21), “Раньше мы сюда на маевку приходили” (“Кирпи”, 1989, №9), “За 70 лет мы под землей все прибрали к рукам, надземная часть в вашем распоряжении” (“Кирпи”, 1990, №8) художники освещали очень важные проблемы, отражающие грабительское отношение к природным богатствам республики, когда в результате выброса в массовом количестве в море и атмосферу производственных отбросов, окружающая среда ввергалась в “экологическую катастрофу” (35).

Прослеживая творчество художников, становится ясным, что в карикатурах, посвященных всякого рода экологическим проблемам, наиболее часто обращались к теме нефти. В произведениях художников свое полное отражение нашли насущные проблемы современности, такие как загрязнение земли, моря, окружающей среды, ухудшение экологической ситуации, ущерб, нанесенный природе, флоре и фауне промышленными сбросами, оставшимися от выкачанной нефти и т.д.

Таким образом, рассмотрев сатирическую графику Азербайджана советского периода, можно с уверенностью сказать, что в указанный отрезок времени художники добились больших успехов в освещении актуальных проблем современности, непримиримой позиции в борьбе против негативных явлений, в деле обнаружения и разоблачения отрицательных типов. Несмотря на создавшуюся в рамках советского режима ситуацию, художники, не жалея сил, со всем мастерством, опытом и профессионализмом, создавали все новые удачные произведения в области боевого и воинственного вида изобразительного искусства – карикатуры.

Азербайджанская Республика с первых дней независимости, обретенной в 1991 году, была подвергнута несправедливым территориальным притязаниям со стороны соседней Армении. Провозглашение вымышленной “Нагорно-Карабахской Республики”, лояльное отношение к этому мирового содружества и международных организаций, оккупация более 20% земель в результате военных операций со стороны Армении, изгнание из Армении и Нагорного Карабаха более миллиона азербайджанцев, оказавшихся беженцами и вынужденными переселенцами на собственной территории, экономическая и информационная блокада стали основными темами в творчестве азербайджанских карикатуристов. Выступившие в эти тяжелые для Азербайджана годы на страницах периодической печати художники А.Кулиев (Адиль Эльчин), А.Алескеров, В.Тернавский, В.Татаринцев, Р.Кулиев, К.Керимов, Я.Асадов, Р.Шариф, В.Яхьяев, Э.Джалилов, Х.Насироглы, Б.Гаджизаде и другие освещали в своих карикатурах армянскую агрессию, разоблачали двойную политику некоторых стран, отображали создавшееся сложное политическое положение страны, поднимая свой гражданский голос против этой несправедливости.

В начале 1990-х годов республика переживала переходный период и его последствия, к сожалению, проявляются во многих сферах до сегодняшнего дня. Прерванные художественные связи в области изобразительного искусства, становление рыночной экономики, применение многопартийной системы, приватизация печати, переход хозяйства на хозрасчет привело к заметному сокращению числа художников, занимающихся сатирической графикой, что отразилось на развитии карикатуры.

После приобретения республикой суверенитета азербайджанская карикатура переживала трудный период, тем не менее, она не погибла. Наши художники-карикатуристы постоянно выступали в республиканской прессе, участвовали в выставках и конкурсах карикатуры. В их творчестве существенное место отводилось резким изобличающим карикатурам, в которых бичевались негативные явления, происходящие как в стране, так и за рубежом. Этот период остался в памяти появлением в печати различных сатирических газет и журналов, таких как “Чешмя” (“Родник”), “Зарафат” (“Шутка”), “Тек себир” (“Чих”), “Шейтан” (“Черт”), “Мозалан” (“Овод”), “Дарьяз” (“Коса”), “Гюзгю” (“Зеркало”), “Биз ве карикатура” (“Мы и карикатура”) и др.

Сегодня, оглядываясь на 100-летнюю историю развития азербайджанской карикатуры, мы видим, что здесь были использованы темы, к которым обращались во все времена и при разных политических строях. Тема нефти относится к таковым. Художники постоянно обращались к этой теме и во времена царской России, и в советские годы, и в период независимости. Тема нефти, являющаяся частью современного мира, ставшая причиной многих политических игр, спекуляций, войн и сегодня привлекает внимание азербайджанских карикатуристов и составляет важную часть их творчества. В современной азербайджанской сатирической графике тему нефти можно встретить в творчестве Я.Асадова, Г.Ализаде, Б.Касумова, Э.Мирзоева, Т.Мамедова, Б.Гасымханлы, К.Абдина, М.Мамедова, в чьих карикатурах нашли отражение последствия, наносимые нефтяными выбросами на окружающую среду, порождающими в итоге экологические проблемы. В произведениях художников, посвященных этой теме, со всей откровенностью обнажается тот факт, что нефть, управляющая мировой политикой, к сожалению, не в состоянии решать социальные проблемы простого человека. В этих карикатурах находят отражение бедствия, катастрофы, ставшие последствиями варварской эксплуатации “черного золота”, освещаются проблемы экологии, с которыми мы уже сталкиваемся (36).

Знакомые нам по карикатурам еще дореволюционной печати “зарубежные друзья”, которые пытались использовать Азербайджан в качестве дойной коровы, продолжают оставаться мишенью произведений современных художниковкарикатуристов. На этих карикатурах поддерживается нефтяная политика Азербайджана, разоблачаются наши пресловутые соседи, которых не радует успех процветающего и развивающегося Азербайджана, которые всеми средствами стараются препятствовать заключающимся нефтяным контрактам (37).

В этом году мы торжественно отмечаем 15-летие подписания нефтяных контрактов, способных обеспечить светлое будущее Азербайджана, с гордостью называемых нами “Контракт века”.

Сегодня Азербайджан стал, наконец, истинным владельцем собственных богатств и приобрел возможность транспортировать свою нефть на мировой рынок по недавно построенному трубопроводу. В результате экономического взрыва, республика превратилась в самую сильную страну региона, и это несмотря на то, что более 20% наших земель все еще находятся под оккупацией и в стране имеется более миллиона беженцев. В Азербайджане, добившемся многочисленных успехов в политической, экономической, социальной и других областях, жанр карикатуры также поднялся на качественно новый уровень развития. Пропаганда карикатуры, считающаяся показателем демократического государства, и развитие её как жанра является неотъемлемой частью важных процессов, происходящих в республике.

В то время как наши недруги стараются присвоить себе материальные и моральные богатства Азербайджана, наш долг объявить себя полноценными владельцами наших духовных ценностей – истории, литературы, культуры, искусства и в том числе карикатуры.

Байрам Гаджизаде
Заслуженный Деятель Искусств Азербайджанской Республики,
Доктор Философии.

 


Добавить комментарий

7 + семь =