Кризис в искусстве современной карикатуры, Владимир Казаневский

В последнее время на страницах газет, журналов, на веб-сайтах все чаще начали появляться карикатуры, которые не являются достаточно оригинальными, самобытными. «Где-то что-то подобное я уже видел…»  – подобные мысли являются откликами вдумчивых зрителей таких карикатур. Попробуем исследовать причины такого явления в карикатуре, которое смело можно назвать кризисом.

Современную карикатуру можно условно подразделить на два вида. Первый – «классическая» карикатура, которой присуще вербальное сопровождение. Причем подписи под рисунками, надписи на полях рисунков играют главенствующую роль в таких карикатурах. Бурное развитие «классической» карикатуры наблюдалось во Франции, Англии и других странах Европы в восемнадцатом, девятнадцатом веках нашей эры.

В начале тридцатых годов двадцатого века в США и во Франции зародилась, и начала бурно развиваться «новая» карикатура, в которой главенствующим стал рисунок, вербальное сопровождение было сведено до минимума, или вообще стало отсутствовать. Одними из родоначальников «новой» карикатуры были О. Соглоу, С. Стейнберг, Ж.-М. Фолон, Ж.-М. Боск  и другие художники…  В «новых» карикатурах «смысловые содержания» передавалось зрительными образами. Несколько иными стали и методы создания «комических» или «смеховых» эффектов карикатур. В первую очередь, «новая» карикатура характеризовалась тяготением к философскому осмыслению современного бытия, ей было присуще абсурдистское начало.

«Новая» карикатура существует и развивается более восьмидесяти лет. В последние годы появились некоторые тревожные признаки существования глубокого кризиса в искусстве современной карикатуры. Главным таким признаком является появление большого количества карикатур-клонов. Во всем мире на страницах газет и журналов, на веб-сайтах, в каталогах престижных международных конкурсов карикатуры все чаще встречаются рисунки, которые повторяют «смысловые содержания» произведений, созданных ранее другими авторами. Между исследователями карикатуры возникли широкие дискуссии, какие из «повторных» карикатур можно считать прямым плагиатом, какие – косвенным плагиатом, а какие просто случайным совпадением. Плагиат в искусстве можно считать простым воровством. Интересными представляются случайные совпадения «смысловых содержаний» карикатур. Эти частые в наше время случаи совпадений и являются характерным признаком кризиса в «новой» карикатуре.

Одним из показателей существования кризиса в искусстве современной карикатуры является факт прекращения работы старейшего и одного из самых известных в мире конкурсов карикатуры, который проводила редакция японской газеты «Иомиури Шимбун» на протяжении 29 лет. Организаторами была  объявлена официальная причина закрытия конкурса: «он уже внес достаточно весомый вклад в развитие искусства карикатуры». За двадцать девять лет на конкурс было прислано 289554 карикатуры.

Уже за два года до закрытия конкурса в газете «Иомиури Шимбун» от 3 января 2006  появилось заметка профессора Масаши Уеда  «Международный конкурс карикатур Иомиури: новые перспективы могут вести к свежим идеям». В статье говорилось о том, что «из года в год все больше и больше художников присылают на конкурс карикатуры, подобные тем, которые ранее имели успех.  Вместе с тем одна из карикатур, представленных на конкурс, оказалась настолько необычной, гротескной, что почти все члены жюри проголосовали за присуждение автору одной из главных премий. На карикатуре были изображены обезьяны, висящие на ветках деревьев на руках, в то время как человек висел на ветке на своем мозгу». Автор статьи сделал вывод: «наличие подобных свежих идей в карикатурах дают повод надеяться, что Международный конкурс карикатур Иомиури вступает в новую эру перемен, когда авторы  будут присылать все больше оригинальных работ». Однако уже через два года конкурс прекратил свое существование. Кроме этого, по словам профессора Саито Айяко в Киото Сейка университете, где преподают современную карикатуру, в последние годы существенно сокращена программа преподавания, а в японской прессе карикатуры стали появляться все реже.

Чтобы более убедительно говорить о кризисе современной карикатуры, попытаемся проанализировать «сущностные» характеристики карикатур. Можно рассматривать карикатуру с точки зрения тех зрительных образов, на которых построено ее «смысловое содержание». Можно также учитывать методы, которые использовались в процессе  создания «комического эффекта» данной карикатуры. Интересными являются также  философские, социальные и другие послания, которые получает зритель данной карикатуры.

Рассмотрим сначала образный мир искусства карикатуры. Нельзя отрицать, что «смысловые содержания» подавляющего большинства карикатур основываются на изображении привычных для зрителей образов, в то же время «удобных» для создания «комических эффектов». Такими образами являются популярные литературные герои
(например, Дон Кихот, Пиноккио, Робинзон Крузо, бравый солдат Швейк…), библейские персонажи (Ной, Иисус, Моисей…), герои комиксов (Супермен…), анимационные и кинематографические герои ( Микки Маус, Белоснежка и семь гномов, Чарли Чаплин…),  известные живописные произведения ( «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембранта , «Крик» Эдварда Мунка…), знаковые архитектурные сооружения (Пизанская башня, Египетские пирамиды, Эйфелева башня…) и другие. Кроме этого, существуют также «удобные» для карикатуристов стереотипные ситуации, такие как человек на необитаемом острове, удар человека дубиной из-за угла, человек в пустыне, любовник в шкафу… Такие образы являются привычными для зрителя, «комфортными», с одной стороны, а с другой, несут в себе потенциальный взрывной заряд психической энергии, которую, говоря терминами З. Фрейда, можно «высвободить» посредством смеха. Вот  поэтому почти все карикатуристы, особенно начинающие, вольно или невольно, при создании карикатур обращаются к одним и тем же зрительным образам. И тут следует заметить, что количество «удобных» для создания карикатур образов не безгранично.

Творческий процесс создания «смысловых содержаний» карикатур достаточно хорошо исследован. Можно говорить о том, что этот процесс подчинен определенным законам, при этом разные карикатуристы используют одни и те же методы, позволяющие зрителям «высвобождать» психическую энергию в виде смеха или получения удовольствия. В своей дискуссии о «комическом» творчестве А. Кестлер писал: «Неожиданная бисоциация идеи или события с двумя обычно несовместимыми матрицами производит комический эффект, при условии, что текст, этот своего рода семантический трубопровод, имеет эмоциональную напряженность. Когда трубу пробивает, и наши ожидания оказываются обманутыми, излишняя напряженность выливается в виде смеха».  Эта модель «комического» легко применима в искусстве современной карикатуры.
В работе «Почему так смешно?: концептуальная интеграция в юмористических примерах» С. Кулсон сделала попытку анализа карикатур, используя теорию концептуальной интеграции Г.Фауконнье и М. Тернера, а также тезисов Д. Хофстадтер и Л. Габора о смешивании рамок абстрактных структур. С. Кулсон рассмотрела примеры политических карикатур, созданных с помощью метода концептуальных смешиваний. По Дж. Салсу существует двухступенчатая модель описания шуток и карикатур. Очень оригинальной представляется теория Аффордэнс (Affordance) Д. Оуэна, описывающая комические основы карикатур с точки зрения «заманивания» зрителей… Можно говорить о том, что творческие методы создания карикатур являются достаточно универсальными.
Каждая карикатура, так или иначе, несет зрителю некое послание: заострение взгляда на ту или иную социальную проблему, философские мысли о бытии, политические коллизии и др.  Довольно часто такие послания основываются на текущих информационных сообщениях. Например, в настоящее время «модными»  для карикатуристов являются послания зрителям о развитии терроризма в мире, росте цен на нефть, угрозе глобального потепления, нехватке пищевых продуктов и т.д. И каждый карикатурист, хочет он того, или нет, поневоле будет обращаться к текущим проблемам человечества.

Таким образом, очевидно, что каждый современный карикатурист, создавая свое произведение, опирается на стереотипные, узнаваемые зрителями образы, в творческом процессе использует стереотипные методы, готовит стереотипные, «модные» послания зрителям. За время становления и бурного развития искусства «новой» карикатуры художниками были созданы такие произведения, которые можно считать «первичными». Как уже отмечалось, в настоящее время все чаще появляются карикатуры, которые буквально повторяют «смысловые содержания» созданных уже ранее произведений. Начинающие художники в своем творчестве используют стереотипные методы созданий «комических» эффектов, опираются на известные образы, закладывают в них «модные» послания. Примитивные комбинации перечисленных элементов творческих процессов приводят к созданию «вторичных» произведений. В первую очередь «вторичность» в карикатуре касается художников из стран Азии, таких как Китай, Иран, Индонезия, где «новая» карикатура зародилась, и начала развиваться сравнительно недавно. Можно с уверенностью утверждать, что в дальнейшем «вторичных» карикатур будет создаваться все больше.

Означает ли это, что кризис в искусстве современной карикатуры будет углубляться настолько, что жанр может перестать интересовать зрителей и самих художников?  Не «устанут» ли зрители от «вторичных» произведений? Не прекратит ли свое существование «новая» карикатура как жанр, по примеру Международного конкурса карикатур Иомиури? И есть ли пути выхода из кризиса? Конечно, есть. Как отмечал профессор Масаши Уеда, «свежие идеи открывают новые перспективы». Попытки создания самобытных образов в карикатурах, оригинальных посланий, заложенных в карикатурах, поиски нестандартных методов создания «комических эффектов» могут позволить открыть новые пути развития искусства современной карикатуры.


Добавить комментарий

шесть + шестнадцать =