Художники узбекского журнала “Муштум” (“Кулак”)

У нас в гостях узбекский журнал политической сатиры

 

Есть известная пословица: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Она содержит в себе глубокий смысл, но мне кажется, что в пословице говорится именно о карикатуре. Люди с кривой душой волей-неволей видят себя в подлинном свете на страницах газет и сатирических журна¬лов в виде карикатуры, и все их деяния, вся их сущность в этих изобра¬жениях.
Карикатура в узбекской печати появилась только после Великого Октяб¬ря. До революции не было ни одного органа сатирической печати и, ра¬зумеется — карикатуры. Национальная буржуазия, только что под¬нимающая голову,  до смерти боялась сатиры.
Суровые двадцатые годы. Старый мир свергнут, но он пока еще не сдался: он, преображаясь в тысячи разных обликов, старается возвра¬тить утраченную власть, повернуть историю вспять. Он предстает то в облике кровожадного басмача с английской пятизарядной в руке, то — кишлачного кулака, который держит остро отточенный нож за пазухой, то — в виде торговца-нэпмана, то ярого националиста. Но перед наро¬дом они скрывают свои настоящие цели, прикидываются его «друзьями», воют на каждом углу о «кончине веры», об «унижении нации». Однако как ни старались враги новой жизни — им это не удалось. Появилось волшебное зеркало, которое, срывая маски, показало народу их настоящие лица. Это был первый узбекский сатирический журнал «Муштум», («Кулак»).
Узбекская карикатура росла и мужала вместе с узбекской советской са¬тирической журналистикой, В творчестве первого художника «Муштума» И. Тули уже беспощадно разоблачались происки классовых врагов — баев, религиозных фанатиков, торгашей, буржуазных националистов. Во второй половине двадцатых годов в журнал пришли В. Николаев (Усто Мумин), В. Рождественский, Р. Неклюдов, М. Воробейчиков, В. Еремян, В. Одилов, И. Икремов и другие художники. Карикатура «Муштума» стала политически острой, целенаправленной, в ней нашли свое отражение самые важные события эпохи — борьба за коллективи¬зацию сельского хозяйства, создание социалистической индустрии, куль¬турная революция, борьба за раскрепощение женщин. Карикатуристы как боевые помощники Коммунистической партии активно способствовали делу укрепления социалистических основ новой жизни, делу искорене¬ния пережитков, мешающих движению вперед. Узбекская советская ка¬рикатура успешно развивалась. С каждым днем увеличивалась сила ее воздействия.
В годы Великой Отечественной войны вместе со всеми работниками со¬ветской печати карикатуристы Узбекистана направили свое острое идео¬логическое оружие против врага. Они, сотрудничая на страницах респуб¬ликанских и фронтовых газет, создали много острых карикатур, разоб¬лачающих античеловеческую идеологию фашизма. В это время в Таш¬кенте действовало «Окно УзТАГа» по образцу «Окон ТАСС», и карикату¬ры, помещенные в них, зажигали в сердцах народа гнев и ненависть к фашистским головорезам.
После войны узбекская сатирическая графика обогатилась новыми име¬нами. Это художники Л. Абдуллаев, Д. Синицкий, С. Марфин, Б, Жуков, Н. Леушин, В. Евенко, В. Кайдалов, С. Мальт, Н. Меламед и другие. Чита¬тели журнала хорошо помнят лучшие карикатуры послевоенного перио¬да — острые, лаконичные и актуальные рисунки М. Воробейчикова, вы¬смеивающие религиозный дурман и другие пережитки прошлого, кари¬катурь! Л. Абдуллаева — выполненные с тонким национальным колори¬том, острые, политические плакаты Б, Жукова, юмористические рисун¬ки   Д.   Синицкого.
Развернутое коммунистическое строительство, исторические решения съездов Коммунистической партии поставили перед узбекскими графи¬ками-сатириками новые задачи. Тематический диапазон «Муштума» еще более расширился, охватывая многие важные стороны народного хозяй¬ства, культурной жизни, вопросы коммунистического воспитания. В послевоенное время при редакции «Муштума» был создан кружок молодых карикатуристов. К отряду художников присоединились Т. Му¬хаммедов, А Халиков, Н. Ибрагимов, А. Камбаров, В. Думкик, Л. Шарифжанова, Ф. Кагаров и другие представители талантливой молоде¬жи. Они внесли в свой жанр много творчески нового.
Тельман Мухаммедов был известен как самобытный мастер карикатурь!. Его сатирические типажи выделялись среди произведений других худож¬ников. Талантливый художник, проживший короткую жизнь, своим не¬повторимым искусством оставил неизгладимый след в узбекской кари¬катуре. Если художники Н. Ибрагимов и А. Халиков известны как мастера острых бичующих карикатур и плакатов, то молодые художники А. Кам¬баров, В. Думкин, С. Субханов обладают тонким юмористическим даром.
Позже в журнал пришли Дж. Умарбеков, А. Гулямов, Т. Ходжакулова, А. Джаббаров, К. Талипов и ряд других талантливых молодых художни¬ков.  При редакции постоянно   действует семинар молодых карикатуристов. Созданный по инициативе главного редактора журнала Ибрагима Рахима художественный совет способствует творческому росту худож¬ников-карикатуристов. Главный художник «Муштума» А. Халиков стал их добрым наставником.
Журнал «Муштум», отметивший праздник пятидесятилетия и тысячного номера, всегда начеку. Вместе с журналистами, поэтами и писателями его художники-карикатуристы готовы к выполнению больших задач, стоящих перед советской печатью. Его волшебное зеркало всегда точно находит свои «объекты» -— лодырей, тунеядцев, подхалимов, бюро¬кратов, пьяниц и других носителей пороков, которые чужды нашей дей¬ствительности, выставляет их кривые рожи напоказ, беспощадно высмеивает их и тем самым помогает искоренению отрицательных явлений. Не остаются в стороне и происки империалистов — врагов мира и со¬циализма.
Перелистывая эту книжку, вы ознакомитесь с некоторыми образцами творчества художников-карикатуристов «Муштума».

Мухтар Худайкулов
Издательство «Советский художник». 1981 г.


Добавить комментарий

один × три =