Этапы развития азербайджанской карикатуры, Б.К. Гаджизаде

Зачатки азербайджанской карикатуры, уходящей корнями вглубь веков, можно встретить в средневековой азербайджанской миниатюре. Сатирические изобразительные произведения, созданные в тот период, обладали своеобразным почерком и манерой исполнения, основанными на принципах книжной миниатюры, что коренным образом отличало их от европейской карикатуры.

    Исследуя творчество известного средневекового азербайджанского художника-миниатюриста Камала Тебризи – ученика одного из видных представителей азербайджанской миниатюрной школы XVI-XVII вв. Шах-Гулу – можно обнаружить целый ряд миниатюр, исполненных в близком к карикатуре стиле шаржа. В подобных произведениях художника отчетливо прослеживается сатирическое настроение, что выражается в намеренном искажении черт силуэтов персонажей, гиперболизации образов, широком использовании гротеска, в результате которого рисунки меняются. Юмористическое отношение художника к созданным образам предопределило широкое использование им возможностей сатирической графики уже в 1560-1580-х годах. В качестве примеров можно привести известные миниатюрные произведения художника, такие как, «Полный мужчина», «Юноша с кувшином», «Испанский посол», «Юноша, читающий книгу», «Дервиш».

Работы видного средневекового художника миниатюриста  Мухаммеди, сына основоположника азербайджанской миниатюрной школы Султана Мухаммеда, «Молодой человек», «Влюбленные», «Пирушка в саду», исполненные в технике «Сиях калам», а также миниатюрные произведения «Танец крестьян», «Дервиши», «Сельская жизнь», созданные в 1570-м году, своей композицией и колоритом, выразительными художественными средствами свидетельствуют о зарождении в миниатюрном искусстве средневековья нового стиля, названного впоследствии казвинским («Казвинская школа»). Сатирические изобразительные элементы отчетливо проявляются в произведениях Мухаммеди «Дервиши» и «Молодой человек».

Живостью и реальным отображением образов отличается миниатюра «Шах и жалобщик», автором которой является видный представитель Тебризской миниатюрной школы Велиджан Тебризи, живший в XVI веке. Такой подход к созданию персонажей отличает их от схематических идеализированных рисунков. Умело используя элементы карикатуры, художник, подчеркнув различия в изображении одежды шаха и жалобщика, коней, даже в движениях персонажей,  добился проведения параллелей.

С сожалением надо отметить, что, в отличие от европейских стран, в Азербайджане жанр карикатуры не смог достичь высокой степени развития и приобрести возможность широкого распространения. В творчестве Камала Тебризи, Мухаммеди, Велиджана Тебризи и подобных им художников средневековья сатирическая графика носила эпизодический характер. В тоже время в некоторых миниатюрах, созданных в  XVI-XVII веках, чувствовались вызывающие юмор критические и разоблачающие моменты, сатирическое отношение, что может быть расценено как первые зачатки будущего искусства азербайджанской карикатуры [1, с.18].

Карикатуры, изданные в периодической азербайджанской печати, впервые можно встретить приблизительно в конце XIX – начале XX веков. Известно, что формирование карикатуры как жанра относится к периоду развития капитализма, который использовали в качестве идеологического оружия в классовой и политической борьбе.  В Азербайджане, являющемся  нефтяной страной с интенсивно развивающимся капитализмом, были все предпосылки для формирования карикатуры как самостоятельного жанра. Здесь сталкивались интересы могучих государств, формировался сильный класс буржуазии, развивалось национальное и культурное мировоззрение народа, совместно проживали представители различных религий и национальностей. Эти и другие подобные реалии возымели большое значение на формирование жанра карикатуры.

Во время забастовок, демонстраций, собраний, часто проводимых на бакинских нефтяных промыслах и  фабриках еще в начале XX века, рабочие и недовольные народные массы использовали карикатуры, обличающие хозяев промыслов, господствующие круги, государственных служащих.  В 1903 году в Баку была организована демонстрация, в которой приняли участие более 20 тысяч человек, выступивших с карикатурами, бичующими царское правительство [2, с.17]. Эти и подобные ему события, происходящие в Азербайджане в различные периоды истории, можно расценить как показатель расположения широких народных масс к сатирическому рисунку, карикатуре.
Формирование карикатуры как самостоятельного жанра, признание его в широких народных массах, возрождение национально-демократических идей в общественной и культурной жизни народа связано с появлением сатирического журнала «Молла Насреддин».

Сатирический журнал «Молла Насреддин» стал новым этапом в истории развития азербайджанской прессы («Экинчи» (1875-1877), «Зия» (1879-1880), «Зияи-кафказийя» (1880-1884), «Кяшкюль» (1883-1891).

Опасаясь дальнейшего расширения революционного движения, царское правительство Верховным Указом, подписанным 18 марта 1906 года, пообещало народу свободу слова, совести и печати, в результате чего давление на ежедневную прессу относительно уменьшилось. Эти «уступки» послужили толчком к изданию все новых революционно и демократически настроенных газет и журналов. Именно после этого в Баку на азербайджанском языке стали издаваться такие органы, как «Гоч-Дават», «Тяламюль», «Йолдаш» [3, с.35].

Говоря об азербайджанской карикатуре в первую очередь надо отметить, что журнал «Молла Насреддин», редактором и издателем которого был видный писатель и публицист Джалил Мамедкулизаде, вывел карикатуру как самостоятельный жанр в народные массы, на арену борьбы и карикатура превратилась в могучее средство пропаганды передовых идей. Журнал «Молла Насреддин», начавший свое издание с 7 апреля 1906 года, был первым и единственным в профильном отношении сатирическим журналом и приобрел широкую известность в мусульманском мире и на всем Ближнем Востоке. Сатирические рисунки различной тематики, изображаемые посредством простых и ясных форм, легко воспринимались широкими народными массами.

В числе многочисленных печатных органов, издаваемых в начале XX века в Азербайджане, еженедельный иллюстрированный литературно-художественный журнал «Молла Насреддин» отличался резкой сатирической направленностью. За свою 25-й летнюю деятельность (1906-1931) журнал прошел славный путь, полный интересных творческих исканий. Первый номер журнала вышел в свет в условиях восточного фанатизма, царской цензуры, преодолевая крайне тяжелые препятствия.

В западноевропейских источниках XX века, многочисленных произведениях и статьях, посвященных сатирической прессе, высказываниях французских ученых А.Бенниксене и С.Келкеже, польского исследователя В.Заянчковского, английского ученого Е.Брауна, немецкого ученого В.Брандса и других специалистов находим положительные отзывы об азербайджанской сатирической прессе и литературе. В этих статьях, изданных в Англии и Франции, раскрывается влияние журнала «Молла Насреддин» на становление сатирической прессы Средней Азии, Татарыстана, народов Поволжья, а также на формирование и последующее развитие сатирической прессы и сатирической графики Ирана [4, с.14].

Издание журнала «Молла Насреддин» повлияло не только на национальную прессу, но и внесло определенное оживление и пробуждение в повседневную жизнь народа. Именно под влиянием журнала «Молла Насреддин» в Азербайджане, наравне с издаваемыми на азербайджанском языке сатирическими журналами «Бахлул» (1907), «Занбур» (1909-1910), «Мират» (1910), «Ары» (1910-1911), «Кялнийат» (1912-1913), «Ляк-ляк» (1914), «Тути» (1914-1917), «Мязяли» (1914-1915), «Бабайи-Ямир» (1915-1916), «Тартан-Партан» (1918), «Шейпур» (1918-1919), «Зянбур» (1919), «Мяшял» (1919-1920), в этот период в Баку стали печататься сатирические журналы на русском языке, в числе которых следует отметить «Джигит» (1907-1918), «Вай-вай» (1908), «Бакинское горе» (1908-1909), «Бич» (1909-1915), «Адская почта» (1909-1910), «Бакинские стрелы» (1910), «Барабан» (1912-1913).

Издание многочисленных иллюстрированных журналов, пришедшихся на 20-е годы, определило творческое направление таких художников, как О.Шмерлинг, И.Роттер, Б.Теллингатор (Бено) и А.Азимзаде. Особенности журнальной графики этого периода также определялись творчеством этих художников. Рисунки для сатирических журналов представляли профессиональные художники, жившие в тот период в Баку, а также не имеющие особого образования и самостоятельно обучившиеся этому искусству интеллигенты. Над карикатурами для журнала «Бахлул» работали Р.Гирш, Й.Гамберг и Дж.Джабибеков, для журнала «Бакинское горе» – художники Аббас и И.Сантуранов. Профессиональный художник Б.Теллингатор (Бено), долгое время живший в Баку, близко сотрудничал с журналами «Джигит» и «Мират» и создал для них большое количество карикатур. С первых дней своего пребывания в Баку Бено прославился как художник карикатурист, сотрудничая с журналами «Мират» и «Джигит», а также с журналом «Зянбур». Подавляющее большинство рисунков и карикатур, представленных практически во всех номерах журнала «Зянбур» на протяжении 1909-1910-х годов, было выполнено художником Бено. Несмотря на то, что, техника исполнения Бено как карикатуриста была близка О.Шмерлингу, художественный уровень его произведений по сравнению с другими карикатуристами «Молла Насреддин»а (О.Шмерлинга и И.Роттера) был несколько ниже.

На страницах вышедшего в свет в 1910-м году журнала «Мират» помимо Бено можно встретить карикатуры Беха Сеида. В рисунках Беха Сеида, прибывшего в Баку из Турции, чувствуется явное стремление к использованию стиля, техники исполнения молланасреддиновца И.Роттера. Подобные факты свидетельствуют о большом влиянии журнала «Молла Насреддин» и художников, работающих в нем.

В условиях  взаимосвязи с мощной европейской и русской сатирической прессой и литературой азербайджанская сатирическая пресса XX века с одной стороны развиваясь, совершенствовалась, с другой стороны оказывала положительное влияние на становление и формирование сатирической прессы Ближнего Востока, Средней Азии, народов Поволжья, Дагестана, а также сыграла огромную роль в развитие сатирической прессы и сатирической графики Ирана.

В 1906-1911-х годах на территории Южного Азербайджана (Иран) издавались различные журналы, в числе которых «Азербайджан» (Тебриз, 1907), «Анджуман» (Тебриз, 1907), «Фарьяд» (Урмия, 1907), «Налейи-миллят» (Тебриз, 1908), «Мнджахид», (Тебриз, 1907), «Шураи-Иран», (Тебриз, 1908), «Сиратул мустягим» (Тебриз, 1908), «Мусават» (Тебриз, 1908), «Истиглал» (Тебриз, 1909), «Бугялямун» (Тебриз, 1909), «Мухакимат» (Тебриз, 1909), «Иттифаги-Кариэаран» (Тебриз, 1910), «Саадат» (Тебриз, 1911), «Наджат» (Хой, 1911).

На страницах этих журналов освещались исторические события, посвященные  различным этапам национально-освободительного движения, выражалась симпатия к российскому революционному движению. Одной из характерных особенностей этих газет и журналов было использование опыта и методов борьбы демократических органов печати Азербайджана, в том числе сатирических журналов.

Сатирический журнал «Азербайджан» (Тебриз, 1907), названный в научной литературе Южного Азербайджана (Ирана) «Молла Насреддин»ом, как содержанием, так и формой походил на своего северного собрата.

По поводу сильного воздействия «Молла Насреддин»а на становление сатирического журнала «Азербайджан» и его роли в общественной жизни Ирана пишет С.А.Кясряви: «Среди издаваемых в Тебризе сборников журнал «Азербайджан» был одним из видных. Журнал издавался на сатирическом языке, подобно кавказскому «Молла Насреддин»у. Широкое место в сборнике выделялось сатирическим статьям и карикатурам. Можно сказать, что он был самым видным сатирическим сборником после «Молла Насреддин»а… Издателем сборника был Алигулу Сафаров… Сборник издавался в Тебризе. В «Азербайджан»е трудился очень искусный художник…» [7, с.370].

Художником журнала был уроженец города Тебриз, родившийся в 1887-м году, Гусейн Бехзад Тахирзаде – человек прогрессивных взглядов,   продолжатель традиций азербайджанской миниатюрной школы. В карикатурах, созданных для журнала «Азербайджан», художник, используя силу карикатуры, разоблачал и критиковал представителей эксплуататорских слоев общества, включая высокопоставленных государственных служащих, помещиков, ханов, беков и др.

Издание журнала «Молла Насреддин» в Тебризе в 1921-м году должно оцениваться как важное событие в искусстве Ближнего Востока. Именно посредством этого журнала, пусть в течение короткого промежутка времени (в этот период было издано всего 8 номеров журнала),  прогрессивные прозаики и художники приобрели возможность выразить свое отношение к проблемам, существующим в Иране и на Ближнем Востоке.

В этот период население Ирана находилось под влиянием духовных лидеров в лице моллы и сеидов, а государственные органы расценивали Джалила Мамедкулизаде как большевика. Следует учесть, что на территории Ирана на журнал «Молла Насреддин» еще с 1906-го года было наложено вето. За напечатанную в 3-м номере журнала «Молла Насреддин» карикатуру, критикующую высших духовных лиц, Джалилу Мамедкулизаде был вынесен смертный приговор со стороны иранского духовенства [1, с.206].
В начале своей деятельности, связанной с изданием журнала в Тебризе (с 7 февраля 1921-го года),  Джалил Мамедкулизаде привлек к сотрудничеству азербайджанского художника Сейидали Бехзада. При непосредственном участии и помощи Джалила Мамедкулизаде художник Сейидали Бехзад усваивает своеобразие карикатурного жанра и в короткие сроки достигает больших успехов.

Продуктивная деятельность Гусейна Тахирзаде в 1907-м году, Сейидали Бехзада в 1921-м году и других азербайджанских художников в сатирических журналах, издаваемых в Тебризе, расценивается как знаменательное событие в национальной истории изобразительного искусства.

Роль и значение сатирических журналов, издаваемых в Азербайджане, а также мастерство карикатуристов, работающих в них, должно расцениваться как основной критерий формирования и дальнейшего развития иранской сатирической прессы [8, с.109].

В прессе, изданной в первые годы становления Советской власти в Азербайджане (1920), освещались имеющие глобальное по охвату значение, актуальные и насущные для того времени задачи воспитания нового человека, религиозного фанатизма и предрассудков, свободы женщины Востока, ликвидации массовой безграмотности. В эти годы в Азербайджане началось издание сатирических журналов «Скорпион», «Зеркало нашего учреждения», «Колючка», «Безбожник», «Клеймо», «Балагур» на азербайджанском языке, отвечающих требованиям советской идеологии. Сатирическая направленность  журналов развивалась на основе передовых традиций времени. Превратившись, по сути, в новаторскую трибуну, эти журналы функционировали как активное идеологические средство в борьбе за национальные интересы. В журналах публиковались актуальные материалы целенаправленного, принципиального для того времени содержания.

Республиканская сатирическая пресса сыграла большую роль для развития азербайджанской политической карикатуры. Точные и ясные творческие принципы, превалирование национальных интересов, идея трепетного  отношения к заботам и чаяниям нации и народа, присущие творческому кредо журнала «Молла Насреддин», выдвинули его в 20-30-е годы в разряд ведущих иллюстрированных журналов Азербайджана. Ни один из других журналов, в числе которых «Скорпион» (1923), «Зеркало нашего учреждения» (1923), «Колючка» (1924), «Безбожник» (1931-33), а также «Балагур», издаваемый в 1939-м году, не смогли добиться единства содержания и формы и той широкой славы, которую приобрел в народе «Молла Насреддин».

Наряду с А.Азимзаде и Б.Теллингатором, приобретшими в сатирической прессе дореволюционного периода большой опыт, в периодической печати и, особенно, в сатирических журналах публиковались работы молодых художников. В 20-е годы ощутимо возрос интерес художников к карикатуре,   что способствовало приходу в сатирическую прессу творчески настроенной молодежи. Привлечение молодых художников к сотрудничеству в журнале «Молла Насреддин» связано с именем А.Азимзаде. Начиная с 1922 года А.Азимзаде, будучи главным художником журнала, начинает преподавать в Художественной школе и приглашает молодых и талантливых студентов, проявляющих интерес к карикатуре к совместной деятельности в журнале. Советский период журнала «Молла Насреддин» остался в памяти именно по причине напечатания в нем многочисленных карикатур, исполненных в различных стилях, и пришествием в журнал молодых карикатуристов. Следует отметить, что среди карикатур, напечатанных в журнале, есть немало неподписанных работ или работ неизвестных нам художников.

Отличающиеся простым и лаконичным языком многочисленные карикатурные произведения, созданные сотрудничающими в этот период в журнале «Молла Насреддин» молодыми художниками Г.Халыковым, И.Ахундовым, Г.Алиевым, К.Доршем, Г.Зейналовым и др., обогатили журнальную графику Азербайджана. Нет никаких сомнений в том, что ряд рисунков и карикатур, изданные в журнале «Молла Насреддин» А.Азимзаде и другими карикатуристами, стали новым этапом в развитие не только азербайджанской графики, но и сатирической графики и изобразительной публицистики  конца 20-30-х годов в целом.

К сожалению, издание этого журнала было приостановлено после смерти Дж.Мамедкулизаде. Журнал «Аллахсыз» («Безбожник») и другие сатирические журналы, являющиеся как бы продолжением «Молла Насреддин»а, издавались в графическом отношении достаточно  блекло. Эти журналы не смогли сохранить, а тем более приумножить  богатое наследие молланасрединовцев.

Начиная с 1906 года до апреля 1931 года на страницах журнала «Молла Насреддин» выступило более 20 художников. В формировании практически всех этих художников огромную роль сыграла литературная школа «Молла Насреддин»на. Исключительная роль принадлежит художникам карикатуристам, внесшим ощутимый вклад в дело развития азербайджанской сатирической графики и искусства карикатуры и занявшим достойные позиции в истории национального искусства.

В годы II мировой войны художниками было исполнено более 1000 сатирических плакатов и карикатур, направленных на поднятие боевого духа сражающихся на фронтах воинов и укрепляющих веру к победе у трудового  населения в тылу. Как и во всех советских республиках, в годы войны в Азербайджане сатирическая графика была актуальна как оперативный вид искусства, находящийся в постоянной деятельности. В первые годы войны в «Агитационных окнах», являющихся аппаратом политической агитации и средством борьбы, ведущие художники республики А.Азимзаде,  Г.Халыгов, И.Ахундов, А.Гаджиев, С.Саламзаде, М.Власов, Г.Алиев и другие стали проявлять активную деятельность. Разнообразные и лаконичные по форме «Агитокна»,  по своему содержанию были ясны и близки каждому. Посвященные актуальным проблемам военного времени, всегда уместные и точно отработанные «Агитационные окна» сопровождались текстом на азербайджанском и русском языках и, печатаясь в издательстве «Азернешр», распространялись. В короткие сроки они смогли привлечь внимание общественности и завоевать всенародный интерес [9, с.100].

Учитывая, что в 30-е годы в Азербайджане не издавался ни один сатирический журнал, выход в свет в 1952-м году сатирического журнала «Кирпи» можно считать требованием времени. Издание журнала «Кирпи», воскресившего в себе традиции «Молла Насреддин»а, стало событием в культурной жизни республики. Роль журнала в развитие сатирической графики и карикатурного жанра Азербайджана незаменима [10, с.12].
Журнал «Кирпи», являющийся частью советской агитационной машины, освещал насущные проблемы времени, призывал народ быть непримиримыми к негативным явлениям, покончить с устаревшими и шедшими вразрез со временем традициями, выступал против всех средств, мешающих интенсивному развитию общества, против сил, провоцирующих к военным действиям на международной арене, призывал занять непримиримую позицию против капитализма, эксплуатирующего трудящихся.

Сборник, состоящий из многочисленных разнообразных карикатур и выступающий с позиции критики, разоблачения и устранения актуальных проблем, придерживался принципа «Карикатура – нужный и имеющий социальное значение вид искусства».
Несмотря на определенную социальную и идеологическую нагрузку,  в журнале «Кирпи» зрела большая армия карикатуристов. Своим творчеством и активной деятельностью в журнале они обогатили искусство карикатуры Азербайджана. С первого дня создания журнала, наравне с имеющими большой опыт работы еще в сатирическом журнале «Молла Насреддин» профессиональными карикатуристами И.Ахундовым, Г.Халыговым, Г.Алиевым, А.Гаджиевым, работали талантливые карикатуристы И.Наджафкули, К.Казымов, П.Шандин, З.Керимбейли, В.Тернавский, А.Кулиев, выступающие с многочисленными произведениями в журнале «Кирпи».

В 50-60-х годах в журнале «Кирпи» с карикатурами, посвященными политическим и международным темам больше выступали Г.Халыгов, В.Тернавский, Ю.Агаев и  Р.Кадымов, бытовые проблемы в своих карикатурах затрагивали И.Наджафкули, И.Ахундов, П.Шандин, С.Шарифзаде, А.Зейналов, А.Кулиев, производственные недостатки высвечивали З.Кеяримбейли, А.Гаджиев, Р.Кулиев. Однако это вовсе не означает, что художник, работающий над одной темой, не затрагивал другие. Художники, сотрудничающие с журналом «Кирпи», были свободны в выборе темы. Просто в некоторых случаях по заказу редакции требовалось выполнить иллюстрации к фельетонам, критическим материалам, памфлетам, где и учитывался профессиональный уровень и навыки каждого художника.

Издание сатирического журнала «Кирпи», внимание общественности к карикатуре способствовало значительному увеличению числа художников, обратившихся к этому жанру. Наряду с именитыми живописцами, такими как М.Абдуллаев, Т.Салахов, К.Кязимзаде, А.Гаджиев, О.Садыхзаде, трудились карикатуристы Р.Кадымов, С.Худузаде, М.Исмаилоглы, Ф.Алиев, В.Татаринцев,  создавшие сотни произведений в этой области искусства.

Новый этап развития карикатуры в азербайджанской графике связан с изданием журнала «Кирпи» в 1952-1991-е годах. Современные азербайджанские художники Э.Авалов, Т.Мамедов, Я.Асадов, К.Керимов, Б.Гасымханлы, Е.Мирзоев, Б.Гаджизаде, В.Аллахьярова, Б.Касумов, Н.Салманова, С.Джафарли, Г.Насироглы, Г.Велиджанов и др., связавшие свою творческую деятельность с карикатурой, издали свои первые произведения именно в журнале «Кирпи».

После завоевания Азербайджаном государственной независимости в  1991-го году жанр карикатуры вступил в новую фазу развития. В первые годы своей независимости Азербайджан подвергся агрессии со стороны Армении, в результате чего было оккупировано более  20% территории страны, более 1 млн. людей оказались беженцами на собственной земле, страна оказалась в политической и экономической блокаде. Карикатуристы Азербайджана не могли остаться в стороне от насущных проблем страны, отразив в своих работах чаяния народа. Основное место в карикатурах наших художников заняла тема разоблачения несправедливых территориальных претензий Армении, оккупации земель, двойной политики некоторых зарубежных стран, поддерживающих агрессора.

Переходный период, незамедлительно последующий за приобретением страной независимости, принес с собой новые проблемы, связанные с установлением рыночной экономики, многопартийной системы, приватизацией прессы, переходом изданий на хозрасчет, что создало определенные препоны для развития карикатуры. В эти годы искусство азербайджанской карикатуры переживало трудные дни. Однако оно не затухло, художники активно выступали в республиканской печати, освещая процессы, происходящие в стране и за ее пределами, отводя в своем творчестве широкое место резким разоблачающим карикатурам, отражающим негативные явления общества. Этот период запомнился также появлением в печати многочисленных сатирических газет и журналов («Чешмя», «Зарафат», «Тяк сябир», «Шейтан», «Мозалан», «Дарьяз», «Зеркало» и др.).

Активное участие художников карикатуристов на Международных конкурсах карикатуры в современный период, завоеванные ими успехи и награды свидетельствуют о том, что современная азербайджанская карикатура вступила в новую стадию своего развития.

Создание в 2006-м году Творческого Объединения Художников Карикатуристов Азербайджана, вхождение его полноправным членом в Международную Федерацию Объединения Карикатуры  (ФЕКО), начало деятельности Объединения Художников Карикатуристов при Союзе Художников Азербайджана, а начиная с 2008-го года включение предмета «История карикатуры» как самостоятельного курса в учебный процесс на Художественном факультете Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства свидетельствует о том, что современная азербайджанская карикатура занимает достойное место в общественной и культурной жизни страны.

Современное интенсивное развитие азербайджанской карикатуры подтверждает наличие глубоких художественных традиций в этой области искусства и демонстрирует умение внести достойную лепту в дело развития мировой карикатуры. Опираясь на национальные корни, азербайджанская карикатура приобрела международные качества и превратилась в неотъемлемую часть мировой карикатуры.

Аннотация

В статье приводится исторический экскурс развития азербайджанской карикатуры, начиная со средневековья до современного периода. В результате исследования определяются основные этапы становления, формирования и развития этого жанра сатирической графики. Анализу подвергаются миниатюрные иллюстрации известных средневекового азербайджанского художника-миниатюриста Камала Тебризи, Мухаммеди, Шах-Гулу, Велиджана Тебризи, в произведениях которых отчетливо проявляются сатирические изобразительные элементы, являющиеся первыми зачатками будущего искусства азербайджанской карикатуры.

Особое место отводится республиканской сатирической прессе советского периода, в числе которых отмечается роль сатирических журналов «Молла Насреддин» и «Кирпи», внесших достойный вклад в дело развития национальной карикатуры. Приводится информация об активном участии художников карикатуристов на Международных конкурсах карикатуры в современный период.

об авторе:

Гаджизаде Байрам Камал оглы – кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Искусствоведения» Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства, председатель Объединения Художников Карикатуристов Азербайджана, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской Республики.

 


Добавить комментарий

пять × 2 =