ОБ ИРОНИИ, САРКАЗМЕ И ЦИНИЗМЕ В КАРИКАТУРЕ

Карикатура как специфический вид искусства, с ее свободным, скудным (если смотреть с визуальной и эстетической стороны) и остроумным рисунком, имеет основную функцию: смешить своих потребителей, критикуя, высмеивая и даже стигматизируя некоторые человеческие или социальные, моральные и добродетельные недостатки, некоторые негативные явления. Эта функция карикатуры достигается ее безукоризненно выполненным стилизованным рисунком; тщательно подобранной и обработанной темой; с ее четким, недвусмысленным и оптимально дозированным сообщением; его четкая форма увлеченного произведения искусства, которое побуждает слушателя к размышлению и, в частности, к воображению.
Конечно, в процессе создания карикатуры необходимо применение некоторых обычных методов и выразительных средств искусства, таких как: искажение ценностей (деформация реальности); преувеличение (до некоторой степени) – в первую очередь в художественном, а затем в концептуальном и логическом смысле и т.д. Эти методы достигают необходимого уровня остроумия, юмористичности в процессе критики того момента, который подвергается критике. Это можно было бы рассматривать как положительный тезис для создания карикатуры.
Но авторы при их создании применяют какие-то другие методы и художественные средства самовыражения. Следовательно, мы можем рассмотреть применение иронии, сарказма и цинизма, которые (опять же с точки зрения разговорной речи) можно было бы рассматривать как негативный тезис или антитезис при создании карикатуры.
Почему мы упоминаем положительный и отрицательный тезис (или тезис и антитезис) при создании карикатуры?
Давайте рассмотрим значение иронии, сарказма и цинизма.
ИРОНИЯ – это неприкрытая насмешка с использованием слов, которые означают противоположное тому, что человек на самом деле намеревается;
САРКАЗМ – это использование слов, которые обычно означают одно, для обозначения прямо противоположного, обычно для того, чтобы задеть чьи-то чувства или показать презрение, своего рода чрезвычайно злобную иронию.
ЦИНИЗМ выражает презрение к человеческой природе; наглость, непристойность, жестокость, неприятие всех человеческих ценностей, обычаев и т.д.
Как мы можем заметить, эти три категории человеческого поведения вовсе не являются позитивными, но в некотором смысле они являются деструктивными категориями в человеческих отношениях.
Благодаря их применению при создании карикатур, дополнительно усложненных использованием чрезвычайно схожих тем и областей для карикатурного наблюдения, таких как: война, голод, бедность, болезни, смерть, человеческие пороки и т.д., диспропорция между остроумием и безрассудством становится все больше и больше. Такого рода карикатура с ее подчеркнутой иронией, сарказмом или цинизмом, построенная на вышеупомянутых „рискованных“ темах, сопровождаемая или иллюстрируемая антикарикатурными элементами, то есть другими художественными элементами, которые не соответствуют карикатуре как остроумному духовному продукту (например. обилие крови, разорванные части тел людей или животных, разрушенные и подожженные человеческие жилища и т.д.), отходят от основных духовных ценностей карикатуры, хотя, согласно некоторым внешним признакам, эти изделия выглядят карикатурно, даже если они вызывают смех. Такие карикатуры на самом деле не являются карикатурами из-за горечи, которую они вызывают в духовном удовлетворении человеческого существа. Это печальные карикатуры – если такая вещь когда-либо существует (ее наверняка не существует, поскольку она уверена, что ее нет
смех провоцируется грустными чувствами, так как он уверен, что никакого белого негра не существует и т.д.).
Хауэр, это факт, что таких „карикатур“ очень много; Уделяя слишком много внимания идеологическому посылу, направленному против социальных или человеческих аномалий, некоторые карикатуристы игнорируют человеческую потребность в здоровом и веселом смехе и используют крайне неприятные художественные элементы, считая, что если они находятся в какой-то веселой обстановке, они вызовут здоровый смех у людей, независимо от того, например, у некоторых персонажей оторвана голова или другая часть тела, или некоторые из персонажей мертвы, или их дом сгорел дотла и т.д., как будто сами люди не имеют значения (хотя в карикатуре используются люди).
Я указываю на этот факт главным образом потому, что смех постепенно исчезает, и люди находят все меньше и меньше причин для смеха. Стихийные и другие бедствия, спровоцированные людьми, а также тяжелые условия жизни не подходят для радостного. Жизнь настоящего мужчины – гуманиста.
Поэтому карикатурист должен быть особенно осторожен в выборе художественных решений и элементов, когда имеет дело с одной из этих более тонких тем и областей человеческой жизни.
Применение или, лучше сказать, сочетание иронии, сарказма или цинизма с некоторыми из вышеупомянутых „рискованных“ тем (война, голод, алкоголь и т.д.), сопровождаемое дополнительными безвкусными художественными элементами (обилие крови и т.д.), приводит к эффекту, противоположному ожидаемому от карикатуры – ощущение безвкусицы и отталкиваемости самой карикатуры. Следовательно, применение этих деструктивных форм человеческого поведения в качестве методологического процесса, иногда даже преувеличенного в художественном и идеологическом смысле, при рассмотрении тем, о которых мы говорили, представляет собой антитезу позитивному тезису об основополагающих постулатах создания карикатуры, другими словами, антитезу фундаментальным характеристикам самой карикатуры, то есть о позитивной образовательной провокации здорового потребительского смеха.
В поисках наиболее подходящих методов для своего выражения карикатуристы будут продолжать широко использовать иронию, сарказм и цинизм, но им не следует использовать их, имея дело с некоторыми темами и областями жизни людей, о которых я упоминал выше. Однако они должны завидовать глупости, упрямству, жадности и т.д.
Тоде Ристо Блажевский

Добавить комментарий

19 − 5 =