Тэдзука Осаму

Токио, Япония

03.11.1928 - 09.02.1989

Художник аниматор, художник манги, карикатурст

Осаму Тэдзука, родился 3 ноября 1928 года, Тоёнака  — умер  9 февраля 1989 года, Токио.  японский мангака, аниматор, карикатурист  доктор философии по специальности «медицина» (степень получил в Нарском префектурном медицинском университете в 1961 году).

Осаму Тэдзука внёс значительный вклад в дело становления манги и аниме. За свою карьеру он создал около 500 манг, за что был удостоен многих премий и наград. Тэдзуку часто называют «богом манги», поскольку именно его работы принесли соответствующим стилевым направлениям популярность в Японии. Кроме того, Тэдзука считается основателем современной японской манги. Он оказал существенное влияние на эволюцию манги и аниме, заложив основы их будущего развития. Многие художественные приёмы Тэдзука перенял у Уолта Диснея. Стиль Тэдзуки оказал влияние на многих художников-мангак того времени; некоторых из них он непосредственно обучал искусству рисования. Автор, по заявлению специалистов, был крайне трудолюбив и работал над своими произведениями практически непрерывно. Он был женат на Эцуко Окаде и имел троих детей.

Осаму Тэдзука был первым президентом Ассоциации японской анимации. Начав лысеть, Тэдзука стал носить берет, ставший одной из отличительных черт художника. В 1989 году, в возрасте 60 лет, Тэдзука скончался от рака желудка. Даже в последние дни своей жизни он продолжал рисовать. На следующий день после его смерти в газете «Асахи симбун» была опубликована статья, призывающая молодых художников продолжить дело Тэдзуки. В 1994 году в городе Такарадзука, где он вырос, открылся музей его памяти, а в 1997 году были выпущены марки, посвящённые Тэдзуке.

Стиль, тематика и влияние:

Осаму Тэдзука заимствовал многие художественные приёмы у Уолта Диснея, но вместе с тем он выработал свой собственный художественный стиль, вобравший в себя традиции японского изобразительного искусства и отличающийся от американской мультипликации. Тем не менее в ранние годы творчества Тэдзука тратил много времени, чтобы воспроизвести в своих работах стиль Диснея. Кроме того, на творчество Тэдзуки оказали влияние Макс Флейшер, а также японские художники-предшественники, такие как Рюити Ёкояма, Суихо Тагава и Нобору Осиро. Сам Тэдзука рассказывал, что американские комиксы оказали существенное влияние на его раннее творчество. Работы Тэдзуки значительно отличались от другой послевоенной манги. Они обладали более детальной и развитой сюжетной линией и имели бо́льший объём. Осаму Тэдзука также внедрил в технику рисования манги новые художественные приёмы, ранее характерные для съёмок кинолент: крупный план, смена ракурсов, оптические эффекты. Использование этих приёмов создавало у читателя ощущение, что он смотрит кинофильм. Впоследствии этот метод получил название «кинематографического». Тэдзука же начал записывать звуковые эффекты буквами и использовать подчёркивание движения в кадре. Благодаря применению этих приёмов прославилась его манга Shin Takarajima.

Несмотря на внедрение подобных нововведений, после работы над мангой Shin Takarajima Осаму Тэдзука перешёл к более простой методике в целях экономии средств и времени. Своим персонажам автор обычно рисовал большие глаза, а женских персонажей предпочитал изображать с большими блестящими глазами, как, например, в манге Ribbon no Kishi. Произведения Тэдзуки известны позитивным настроем и затрагиваемыми в них гуманистическими темами, например, ценностью жизни. Кроме того, сам Тэдзука называл жизнь главной темой всех своих работ.  Автор в своих мангах затрагивал достаточно разнообразный круг тем: наука, история, религия, космические исследования и другие. Он же стал основоположником многих новых на тот момент жанров манги, среди которых научная фантастика, фэнтези и триллер. В своей манге Tetsuwan Atom автор затронул тему социальных прав роботов. Особое внимание в некоторых его работах уделялось временному аспекту. Например, в манге Jungle Taitei главный персонаж-львёнок со временем взрослеет и становится взрослым львом. Тэдзука также разработал так называемую «звёздную систему», которая заключалась в том, что созданные автором персонажи были своего рода актёрами, игравшими разные роли в разных произведениях. Так, например, созданные им Мустатио, профессор Отяномидзу, Ламп и Хаммег фигурируют во многих работах Тэдзуки, часто под другими именами. Другой отличительной особенностью стиля Тэдзуки стало использование повторяющихся визуальных шуток; например, внезапно появлялся не фигурирующий в основном сюжете произведения персонаж, говорил или делал что-либо забавное, а затем сразу же исчезал. Стиль Тэдзуки оказал влияние на таких художников, как Мото Хагио, Хитоси Ивааки, Фудзико Фудзио, Лэйдзи Мацумото, Томоко Танигути и многих других. Работы Тэдзуки использовались в качестве учебного материала для японских начальных школ. В честь автора были названы учреждённая компанией Shueisha награда Тэдзуки и культурная премия Осаму Тэдзуки от «Асахи симбун».

Работая в области анимации, Тэдзука ориентировался на малобюджетные фильмы, веря в то, что зрителя следует привлекать оригинальными и интересными сюжетами, а не дорогостоящими съёмками. Он выдвинул концепцию «ограниченной анимации», которая заключалась в том, что тщательно прорисовывались только основные сцены фильма, тогда как персонажи, фон, пейзаж и т. п. детально не прорисовывались, что позволяло экономить производственные и финансовые ресурсы. Во многом это была вынужденная мера, так как в 1960-е годы на развитие анимации выделялся малый объём средств. Тэдзука ввёл в обиход «банк анимации» — коллекцию стандартных кадров, которые использовались в одной ленте множество раз. Он также предложил сделать ставку не на полнометражные фильмы, а на телесериалы; тем самым он надеялся повторить успех американской студии Hanna-Barbera. Эта идея была поддержана владельцами телекомпаний, так как аниме-сериалы обеспечивали приток телезрителей. Нововведения Осаму Тэдзуки были взяты на вооружение индустрией японской анимации и стали стандартной практикой при создании аниме.

Работы:

Осаму Тэдзука за свою жизнь создал около 500 произведений манги (по другим данным — около 600—700) и около 60 анимационных фильмов и сериалов. К наиболее значительным его мангам относятся следующие

  • Maachan no Nikkicho – 1946
  • Shin Takarajima – 1947
  • Metropolis – 1949
  • Jungle Taitei 1950—1954
  • Nextworld – 1951
  • Rock Boukenki – 1952—1954
  • Tetsuwan Atom – 1952—1968
  • Tsumi To Batsu – 1953
  • Ribbon no Kishi 1953—1956, 1958, 1963—1966
  • Kenichi Tantei Chou – 1954—1956
  • Tonkaradani – 1955
  • Zero Man – 1959—1960
  • Captain Ken – 1960—1961
  • Shinsengumi – 1963
  • Big X – 1963—1966
  • W3 – 1965—1966
  • Magma Taishi – 1965—1967
  • Vampires – 1966—1969
  • Dororo – 1967—1968
  • Hi no Tori – 1967—1988
  • Chikyu o Nomu – 1968—1969
  • Umi no Triton – 1969—1971
  • Aporo no Uta – 1970
  • Alabaster – 1970—1971
  • Fushigi na Melmo – 1970—1972
  • Yakkepachi no Maria – 1970
  • Ayako – 1972—1973
  • Microid S – 1973
  • Black Jack – 1973—1983
  • Buddha – 1974—1984
  • Mitsume ga Tooru – 1974—1978
  • Unico – 1976—1979
  • MW – 1978
  • Adolf Ni Tsugu – 1983—1985
  • Hidamari no Ki – 1983—1987
  • Neo Faust – 1987
  • Ludwig B. – 1987
  • Gringo – 1987—1989

Награды:

Осаму Тэдзука за свои работы удостоился многих премий и наград, среди которых орден Священного Сокровища, премия манги Shogakukan, премия манги Коданся.

  • 1958 год — премия манги Shogakukan за манги Manga Seminar on Biology и Biiko-chan.
  • 1967 год — премия Офудзи Нобуро за аниме Tenrankai no E.
  • 1977 год — премия манги Коданся за манги Black Jack и Mitsume ga Tooru.
  • 1984 год — премия манги Shogakukan за мангу Hidamari no Ki.
  • 1986 год — премия манги Коданся за мангу Adolf Ni Tsugu.
  • 1989 год — орден Священного Сокровища (посмертно).
  • 1990 год — премия Министерства образования Японии.
  • 2004 год — премия Айснера за мангу Buddha.
  • 2005 год — премия Айснера за мангу Buddha.
  • 2009 год — премия Айснера за мангу Dororo.
  • 2014 год — премия Айснера за мангу The Mysterious Underground Men.

Оценки творчества:

Осаму Тэдзука, заложивший основы современных аниме и манги, их эстетики и техники создания, а также внёсший значительный вклад в их популяризацию, получил прозвище «бог манги». Именно Тэдзуку принято считать основателем современной японской манги. Некоторые специалисты полагали, что Тэдзука за свой вклад в индустрию манги должен был быть награждён Нобелевской премией по литературе. Исследователями отмечалось трудолюбие автора — начиная с 1950-х годов и до смерти Тэдзука не переставая работал над своими произведениями и придумывал новые идеи. Временами он спал по 3-4 часа в сутки, а остальное время уделял работе. При этом коллега Тэдзуки по студии Mushi Production Юсаку Сакамото рассказывал, что тот никогда не выглядел сонным. Сам Тэдзука сообщал, что за свою карьеру написал более 150 000 страниц комиксов. Многие мангаки, начинавшие свою карьеру в 1950-х и 1960-х годах, боготворили Тэдзуку. После его смерти газета «Асахи симбун» заявила, что именно Осаму Тэдзука стал главной причиной популярности манги в Японии.

Фредерик Шодт говорил, что в Японии Тэдзука стал одним из величайших людей XX века и в средствах массовой информации его иногда сравнивали с Леонардо да Винчи. Продуктивность мангаки он обозначил как «практически сверхчеловеческую», а самого Тэдзуку называл «крайним перфекционистом». Шодт также говорил, что Тэдзука, подобно губке, впитывал в себя влияние всего того, чем восхищался, будь то романы, фильмы или художественные стили. Говоря о написанных Тэдзукой сюжетах, Шодт отмечал, что автор «создавал истории на достаточно непростые темы, пытаясь сделать с комиксами то, что другие уже сделали с литературой». Журналист и кинокритик Борис Иванов назвал Тэдзуку «великим мангакой», который «был и остаётся величайшим мастером японских комиксов». При этом он отмечал, что Тэдзука не ставил перед собой задачи заработать на своих произведениях, и несмотря на то, что многие его экспериментальные проекты не имели коммерческого успеха, он не прекращал над ними работать. Доктор исторических наук Елена Катасонова называет Тэдзуку реформатором, благодаря которому послевоенная манга начала представлять из себя принципиально новый культурный продукт. Она также высказала мнение, что реализовать свой талант Тэдзуке помогло отсутствие в послевоенной Японии жёсткой цензуры. Схожее мнение о реформаторстве высказывала и Дени Кавалларо. Сюзанна Филиппс утверждала, что именно Тэдзука сыграл решающую роль в становлении послевоенной манги, а Пол Граветт высказался, что «без Тэдзуки бум манги в послевоенной Японии был бы немыслим». Положительно о художнике отозвался и Рэймонд Беттс, назвавший Тэдзуку виртуозом своего дела. Марк Шиллинг говорил о том, что Тэдзука, несмотря на свой дружелюбный характер, достаточно ревниво относился к успеху других мангак, даже если те являлись его помощниками. Так, однажды в письме поклонникам Тэдзука осудил работу своего бывшего ассистента Сётаро Исиномори, чем сильно его расстроил. Зависть Тэдзуки вызвал также успех комиксов «гэкига» в период 1960-х годов; вместе с тем автор перенял особенности данного стиля и для своих работ.

 

Источник: Wikipedia, 2016

 


Добавить комментарий

6 − 3 =