Теслер Олег

Москва, Россия

19.06.1938 - 07.12.1995

Карикатурист

Родился 19 июня 1938 года в Ленинграде в семье военного инженера.
После 1945 года семья живет в Москве около Маяковки.
Будущий карикатурист закончил МИИТ – “железку” и проработал несколько лет в вычислительном центре.

Первая карикатура опубликована в начале 60-х годов в Прибалтике под именем Теслерявичус – хорошо известная уловка – так местные почитатели таланта москвича скрывали от прибалтийской цензуры российскую принадлежность автора, так как публикации «неместных» художников в Прибалтике не приветствовались.

С 1965 года начинается многолетнее сотрудничество с журналом “Смена”, сначала художником, потом художественным редактором. Благодаря стараниям Теслера в журнале появляется знаменитая страница веселых и грустных рисунков, оказавшая огромное влияние на развитие карикатуры в стране. Здесь регулярно публикуются карикатуры многих художников «новой волны» – Тюнина, Тишкова, Некрасова, Воробьева и других.

Потом Теслер был Главным художником Олимпиады-80, журналов “Советский экран”, “Пионер”, газеты “Известия”.

В 1988 году принят в члены Союза художников СССР.

Творческое наследие Олега Теслера огромно – десятки тысяч карикатур и иллюстраций, несколько десятков концепт-макетов журналов и газет, публикации в СМИ в стране и за рубежом, многочисленные международные премии.

У Теслера была абсолютно уникальная манера рисования, свой, навсегда запоминающийся человечек, так похожий на самого автора, (только Олег не носил шляпу).

Но самое главное – Теслер был и остается единственным мастером редкого и трудного жанра в карикатуре – рассказа в нескольких картинках –«streap-cartoon». Достаточно упомянуть, что до сих пор так и не появилось в России не просто достойного художника в этом жанре, но вообще никто не рисует «streap», столь трудное это занятие.

Олег же не просто мастерски придумывал сценарии, режиссировал и рисовал свои изо рассказы – именно здесь он состоялся как художник мирового уровня. Таких карикатуристов в мире – раз, два и обчелся, разве что только аргентинца Quino и француза Семпе можно поставить рядом с Теслером. Да и в этом сравнении Теслер выигрывает – он тоньше, добрее и остроумнее. А еще – плодовитее. Теслер первым начал рисовать и думать «по – другому», поэтому его как-то в шутку назвали «дедушкой русской карикатуры». Но прозвище прижилось и стало вполне серьезным.

Ушел Олег от нас в декабре 1995 года.
Михаил ЗЛАТКОВСКИЙ, 1995
Was born in Leningrad.
He graduated from Moscow institute of transport engineers. The first cartoonwas published in 1962 in the newspaper «Football». Since 1973 he constantly participated in international and all-Union exhibitions and cartoon competitions. He has wun an impressive amount of prizes for victories there.
Infinite namber of drawings almost in all periodic editions in the USSR and many foreign ones were published. Long time (since 1966) he has worked as an artist in magazines «Smena», «Soviet screen», “Pioneer» and newspaper «News». Participant of the joint cartoons collections. He has illustrated a dreat namber comics.
Bronze prize-winner of the Festival «Zolotoy Ostap» (1991).
Member of Journalists Union of USSR.
БЭК 1995

 

Олег Теслер — художник-карикатурист, классик современной российской карикатуры, основоположник нового стиля рисованного юмора. Он первым начал в 60-е годы XX века рисовать комиксы и карикатуры без слов, полные юмора и философии. Друзья Олега Теслера выпустили книгу об этом удивительно добром и веселом человеке, несколько лет назад ушедшем от нас, куда вошли его лучшие карикатуры и воспоминания о нем. Книга вышла в издательстве «Пенатес-Пенаты». Достать ее будет, наверное, нелегко. Но мы очень советуем вам это сделать…

Теслер по-настоящему любил и знал джаз. Мы с ним не один вечер провели в кафе «Молодежное» и «Синяя птица», где играли мои друзья джазмены. Однажды, только зашли в «Птицу», как подскакивает руководитель ансамбля пианист Валерий Котельников по прозвищу Котел:

— Вас Бог послал! Выручайте! В зале комиссия прослушивания из райкома, а двое наших где-то загуляли. Лезьте на сцену, ты (он ткнул в меня пальцем) пощипли бас, а ты (он ткнул в Теслера) садись за ударные.

Я попятился.

— Ты что?! — говорю. — Я баса и в руках никогда не держал!

— Кого это интересует?! — продолжал Котел. — Была бы единица на месте. Делайте вид, что играете, райкомовские все равно ничего не петрят. Пришлось лезть на сцену. Вначале, как мне показалось, мы с Теслером не портили мелодии: я, стараясь попадать в такт, перебирал струны баса, Теслер лихо отстукивал ритмику.

Но в середине темы вдруг вижу: Теслер уже не просто изображает ударника, а лупит по барабану чересчур энергично, при этом улыбается, раскачивается, подмигивает каким-то девицам в зале; под конец он так вошел в раж, что заглушил Котла и духовиков, не говоря уж про мои хилые звуки. В общем, получился музыкальный коктейль с солистом Теслером. Когда мы, смахивая пот, сходили со сцены, раздались хлопки, а один кавказец подошел и горячо проговорил:

— Классно играете, ребята! Особенно ты! — он пожал Теслеру руку и как награду за его высокое мастерство протянул бутылку вина.

Леонид СЕРГЕЕВ


Добавить комментарий

три × 3 =