Тару Еуджен

Румыния

(1913-1991)

Художник – график, карикатурист, иллюстратор

Эуджен Тару – румынский художник-график, наиболее известный своими работами в жанрах политической карикатуры, карикатуры, комиксов и книжной иллюстрации. Активно творивший на протяжении всего коммунистического периода и впервые признанный одним из молодых социалистов-реалистов, Тару в первую очередь ассоциировался с сатирическими журналами, такими как «Urzica».

Выпускник средней школы имени Кароля I в Крайове,  Тару впервые стал известен как художник в годы после Второй мировой войны, когда он присоединился к коммунистам и социалистам-реалистам, которые получили официальную поддержку от Коммунистической партии Румынии.

В контексте холодной войны Тару стал особенно известен стереотипными политическими карикатурами, такими как те, которые нацелены на бизнес с Уолл-стрит, или богатых крестьян, известных как «чиабури» (эквивалент кулаков). Последние были особенно противоречивыми, поскольку они совпали с принудительной коллективизацией и убийственной кампанией, направленной против сельской элиты. После раскола между Тито и Сталиным, когда союзная Советскому Союзу Румыния вела пропагандистскую войну против Социалистической Федеративной Республики Югославии, художник был привлечен к созданию гигантских панно, на которых Иосип Броз Тито изображен мясником с окровавленным топором (в ряду плакатов, на которых его называли “мясником югославского народа”).

 

В 1950-х годах Тару также создал регулярно публикуемый комикс, построенный вокруг и названный в честь его главного героя, карлика Барбэкота.  Десятилетие совпало с резким спадом в истории румынских комиксов: осуществляя идеологический контроль над сценой комиксов, власти, по общему мнению, предпочитали инвестировать в анимацию, рассматриваемую как более эффективное средство распространения пропаганды.  В этом контексте “Тару” сохранился как один из комиксов, наиболее знакомых широкой публике во времена коммунизма (наряду с комиксами, созданными Ионом Деаком, Помпилиу Думитреску, Пуйу Ману, Винтиле Михэеску, Думитру Негреа, Ион Попеску-Гопо и Ливия Руш).

 

Тару все еще работал в «Urzica» после 1965 года, когда режим сменил культурное направление при новом лидере Николае Чаушеску. По словам художника Михая Пинзару-Пима, который начал работать в журнале в 1969 году, Тару вместе с Чиком Дамадяном и актером Горациу Мелээле осторожно выступал против политики, проводимой Чаушеску, которую он определил как “глупую попытку навязать идеологию мудрому народу”. Пинзару-Пим утверждает, что в результате «Urzica»  оказалась в числе изданий, которые, скорее всего, обойдут коммунистическую цензуру вместе с “şopârle” (букв. «lizards», или статьи, тонко критикующие режим в, казалось бы, невинном контексте).  Вместе Тару и Пинзару-Пим также были первыми румынскими карикатуристами, получившими международные награды.

Областью, в которой вклад Тару традиционно считался первостепенным, была книжная иллюстрация. Согласно его записи в Национальном художественном музее, Тару был одним из местных художников, “которые укрепили престиж книжной иллюстрации как автономного жанра, обогатив понятие “иллюстрации” более сложными функциями, чем простая визуализация литературной последовательности или поэтического состояния”. Вспоминая художник-график Арина Стоенеску, познакомившаяся с этим жанром в детстве, перечисляет Тару вместе с Рушем и Валом Мунтяну, как один из трех самых запоминающихся художников, связанных с государственным издательством детских книг «Editura Ion Creangă».  Среди известных рисунков, созданных Тару в этой области, были его 14 работ для издания 1959 года “Воспоминаний детства” классика румынской литературы 19 века Иона Крянгэ, а также его иллюстрации к переводу 1986 года “Дон Кихота” Мигеля де Сервантеса  (второе румынское издание книги с оригинальными иллюстрациями, по версии Вэла Мунтяну 1976 года).

Тару и его жена Жозефина собрали значительную коллекцию художественных произведений, которая вместе с некоторыми собственными творениями Тару была передана в дар Музею художественных коллекций.  Эта коллекция, включает в себя работы румынских мастеров (Ион Андрееску, Александру Чукуренку, Думитру Гиацэ, Лучан Григореску, Иосиф Изер, Штефан Лучян, Теодор Паллади, Георге Петрашку, Николае Тоница, Франциск Ширато) и местных художников, в которых Тару вложил средства (Стефан Константинеску, Ион Пачеа), наряду со старыми образцами румынских и русских икон. Другие части коллекции включают восточное искусство (китайский и японский фарфор, бронзовые сосуды, украшенные перегородчатой эмалью, живопись в стиле Ханабуса Итчо), а также европейские предметы декора (например, французская мебель 18 века).

 

Рисунки Эуджена Тару «для детских воспоминаний» хранятся в Мемориальном доме Крянгэ в Тыргу-Нямце как неотъемлемая часть постоянной экспозиции. Выставка “Разоблачение грохота” проходит в художественном музее Дворца Банффи в Клуж-Напоке.

 

Выставки

  • 2015 От политической пропаганды до Бэби-бума – Музей постмодернизма, Бухарест
  • 1983 (Бухарест – ретроспективная выставка)
  • 1966 (Байя-Маре, Тг. Муреш)
  • 1965 (Брэила, Галац)
  • 1963 (Бухарест, Эфорие Норд, Ленинград, Киев)

Начиная с 1949 года он участвовал в ежегодных государственных выставках, а с 1968 года – в Юмористических салонах. Он участвовал во всех важных международных салонах иллюстрированной книги (Москва, Лейпциг, Братислава, Болонья) и салонах карикатур (Бордигера, Толентино, Габрово, Акшехир, Скопье, Москва, Маростице, Кнокке-Хейст, Маростика, Монреаль, Атена).

 

Источник: Wikipedia, 2019

 


Добавить комментарий

два − один =