Шпицвег Карл

Мюнхен, Германия

1808–1885

Карикатурист, живописец

Родился 5 февраля 1808 г. в Мюнхене (Германия). Сын состоятельного торговца и местного политического деятеля, во взрослой жизни Карлу Шпицвегу не приходилось беспокоиться, как «пером и кистью» зарабатывать на хлеб насущный, но в юном возрасте по настоянию отца он начал готовиться к «серьезной» профессии – в фармакологии. В 1833 г., после многотрудного обучения и стажировок, его отправляют на лечение в санаторий. Именно там случайное знакомство с преподавателем живописи обнаружило истинное призвание Шпицвега и привело к знакомству с лучшими мюнхенскими живописцами.

Из-за возрастного ограничения Шпицвег уже не мог проходить обучение в академии на постоянной основе, однако глубоко и всесторонне изучал работы старых и новых мастеров, а у своих новых друзей-художников многое перенимал в технике исполнения. Кроме того, приблизительно в 1850 г. Шпицвег ездит по Европе: изучает живопись в Лондоне, Венеции, и особенно Антверпене (где попадает под серьезное влияние старых голландских и фламандских жанровых художников), а также в Париже (где наполненные жизнью картины Делакруа и Диаза определяют его собственную технику письма). С этого времени Шпицвег с точки зрения техники исполнения становится чем-то вроде талантливого предимпрессиониста, тема его работ – особая смесь духа «уюта южной Германии» и его собственного вкуса в выборе объектов: необычные интерьеры, уличные сценки и пейзажи с поэтами, учеными, военными, монахами, продавцами книг, отдыхающими и безобидными чудаками. В отличие от многих академически подкованных современников, Шпицвег всегда пользовался благосклонностью знатоков живописи.

Но даже если не принимать во внимание его остроумные картины, Шпицвег вправе находиться среди первых в списке немецких художников-сатириков. Еще в 1830–40-х гг. он рисует карикатуры для издаваемых в Нюрнберге “Frankische Blätter”, “Nürnberger Trichter” и других журналов. Он также сотрудничает со знаменитым “Fliegende Blätter” c 1845 г. (второй год выхода журнала) по 1868 гг.: работает над продолжительными и непродолжительными сериями карикатур, такими как “Freikorps – Wachtsundenfliegen” («Мухи на гауптвахте национальной гвардии»), “Bilder aus dem Leben auf der Strasse” («Картины уличной жизни»), “Grosses Keroplastisches Kabinett” («Большой музей восковых фигур»), “Naturgeschihte” («Естествознание», где людские типы приравниваются к животным) и “Monumente” (предлагающее посвящать городские скульптуры изобретателям инструмента для снятия сапог, изобретателям фраков, ребусов и танца Польки). В серии “Fliegende Blätter” появляются пародии на концерты, театральные спектакли и оперы. В вышедшем в 1913 г. сборнике “Spiessburger und Käuze zum Lachen” («Забавные обыватели и чудаки») собрана бóльшая часть его карикатур.

Великолепный источник юмора представляют собой его поэтические работы и личная переписка с весьма ограниченным кругом друзей. Шпицвег умер в Мюнхене 23 сентября 1885 г., однако последняя из связанных с его именем находка опубликована только в 1965 г. Это остроумный и забавный альбом с любимыми рецептами – удивительно современное сочетание каллиграфически оформленных текстов, коллажа и набросков, которые он делал для различных СМИ.

Источник: The World Encyclopedia of Cartoons, 1981

 


Добавить комментарий

17 − 4 =