Стедман Ральф

Лондон, Великобритания

Карикатурист, иллюстратор, мультипликатор

Даже если вы ни слова не слышали о британском художнике-карикатуристе, иллюстраторе и мультипликаторе Ральфе Стедмане, вы уж точно знаете его самого известного друга и идейного вдохновителя Хантера С. Томпсона (1937-2005) – американского журналиста, писателя, культовую фигуру контр-культуры, основателя «новой журналистики» и прежде всего гонзо-журналистики. Ральф Стедман тесно сотрудничал с Томпсоном, создавая иллюстрации к его произведениям, в том числе к знаменитой книге “Страх и ненависть в Лас Вегасе” (1971).

Ральф Стедман родился в городке Уолласи, графство Чешир, 15 мая 1936 года, в семье Лионеля Рафаэля Стедмана – коммивояжера, занимавшегося продажей женской одежды. Стедман поступает в среднюю школу в Абергеле (Северный Уэльс), однако в 1952 году бросает её из-за неспособности и нежелания выносить авторитарный стиль управления ректора, который внушал ему исключительно «страх и ненависть к авторитетам». Вместо обучения он нанимается на работу в авиастроительную компанию De Havilland. Однако заводская жизнь оказывается настолько невыносимой, что через 9 месяцев он бросает её и поступает на стажировку на позицию менеджера в офис международного ритейлера Woolworth’s. В 1954 году местная биржа труда подыскивает ему работу в рекламном агентстве McConnell’s, однако и на этом месте он не задерживается — в том же году Стедмана призывают в ВВС Великобритании. Будучи на службе, он продолжает посещать курсы известного карикатуриста Перси В. Бродшоу, куда поступил ещё во время работы в рекламном агентстве. Начиная с 1955 года, он еженедельно посылает свои рисунки в журнал Punch, однако его первые карикатуры – посвященные Суэцкому кризису и президенту Египта Гамалю Абделю Насеру — появились в печати лишь в 1956 году, в газете Manchester Evening Chronicle.
Закончив службу в армии, Стедман присоединяется к концерну Кемзли (Kemsley Newspaper Group), где работает с 1959 по 1961 года в качестве штатного карикатуриста, специализируясь в том числе на политических  карикатурах. С 1959 года Стедман поступает в технический колледж Ист-Хэма на заочное отделение. Как впоследствии вспоминал художник, его увлечение рисованием стало своеобразной реакцией на то, что он видел в детстве: его отец всю жизнь мечтал работать инженером, чтобы строить автомобили, как Форд, однако в результате всю жизнь занимался совсем иным делом. Поэтому Стедман твердо решил, что сам он будет заниматься только тем, что ему нравится.
Работая в газетном концерне Кемзли, Стедман знакомится и начинает тесно сотрудничать с Джеральдом Скарфом, встретив его на одном из первых заседаний Британского клуба карикатуристов, образованного в 1960 году. Впоследствие художники некоторое время тесно сотрудничали, обнаружив много общего: они проводили часы за разговорами об искусстве и о будущем, прогуливаясь по ночным улицам города, обсуждая способы улучшения окружающего мира. Стедман впоследствии вспоминал, что Джеральд Скарф был первым, кто оценил его талант и стиль, никто до Скарфа не высказывал мнения о его рисунках. У художнков обнаружился общий взгляд на окружающий их мир — они оба хотели стать этакими «Сердитыми Художниками», изменить мир и общество. К сожалению, часто с горечью подмечал Стедман, им это удалось, – мир стал ещё хуже, чем был раньше. Художников объединяло не только схожее мировоззрение, в их работах тоже было много общего – они оба запомнились изображением людей в преувеличенной, гротескной манере. В 1960-х годах их работы часто путали, что не удивительно, если учесть тот факт, что оба они работали для журнала Private Eye.
Карьера Стедмана в газетном концерне Кемзли завершилась в 1961, когда Стедману дали понять, что его рисунки публиковать больше не будут. Художник решает уйти в «свободное плавание», работая фрилансером и создавая карикатуры на заказ для Punch, the Daily Sketch и the Daily Telegraph.
С 1961 по 1965 года Стедман учится в Лондонской школе печати и графических искусств. В 1970 году он ненадолго уезжает в США, где работает для журнала Rolling Stone. Недолгое сотрудничество ещё с одним американским радикально-настроенным журналом Scanlan’s Monthly в сентябре 1970 года стало поворотным моментом в карьере и в жизни художника. Журнал отправляет его вместе с Хантером С. Томпсоном описывать престижные конные скачки в Луисвилле, штат Кентукки. Несмотря на то, что первую встречу художника и писателя никак нельзя было назвать дружелюбной, и у обоих остались не самые приятные впечатления друг о друге, впоследствии они нашли общий язык, и эта встреча стала началом длительного и крайне успешного сотрудничества. Стедман следует за писателем на марафон в Гонолулу (для журнала Running), а также иллюстрирует 2 главных сочинения Томпсона – Страх и ненависть в Лас Вегасе и Страх и ненависть в ходе избирательной кампании ’72; и его рисунки-брызги идеально визуализировали нетрадиционный журналистский стиль Томпсона, его маниакальные и саморазоблачительные статьи для Rolling Stone, Scanlan’s и Running. Большинство работ Стедмана так или иначе связаны с карикатурными изображениями Хантера С. Томпсона в облике Рауля Дюка: панама на голове, мундштук в зубах и солнечные очки-авиаторы; но наиболее тесно они сотрудничали при работе над книгой «Проклятие Гавайев» (The Curse of Lono – 1984). Стедман сопровождает писателя в большинстве его путешествий, зарабатывает репутацию соавтора и даже придумывает название – Томпсон хотел использовать более прозаичное «Гавайские дневники». В романе несколько изображений – от скудных черно-белых линейных зарисовок до отретушированных копий классических картин – капитана-исследователя Джеймса Кука, которого некоторые местные жители приняли за реинкарнацию гавайского бога изобилия и сельского хозяйства Лоно, покинувшего, по преданию, остров на волшебном каноэ.
Стедман вспоминает, что в период его сотрудничества с писателем на него нередко обижались, в основном из-за его рисунков, поскольку в них он изображал людей в извращенном, гротескном и искаженном виде. Впрочем сам он считает, что у многих о его работах сложилось неверное впечатление.
В июне 1970 года Стедман возвращается в Лондон для иллюстрирования предстоящих всеобщих выборов по заказу The Times и становится, таким образом, вторым по счету политическим карикатуристом, которого газета привлекала к сотрудничеству. Рисунки Стедмана снискали такой успех, что через пару недель художнику предложили постоянную работу в газете и подписали с ним трехмесячный договор, который в результате был продлен до конца 1970 года.
К 1972 году стиль Стедмана меняется, и он вспоминает, что это изменение «было своеобразным гневом, отчасти инициированным Томпсоном, отчасти откликом кричащего стиля жизни Америки». С 1976 по 1980 года Стедман в основном занимался созданием политических карикатур для New Statesman. В 1977 году художник также работает по заказу Национального Театра, а также рисует карикатуры по заказу многочисленных газет и журналом, в том числе для Rolling Stone, Radio Times, Black Dwarf, New York Times, Times Higher Education Supplement, New Scientist, Independent, Guardian, Observerи Sunday Times.
К 1978 году художник начал постепенно разочаровываться в создании политических карикатур. Его пугало и тревожило, что публика начинает воспринимать их как способ развлечения, вместо того, чтобы задумываться над их смыслом, особенно если учесть тот факт, что сатирическое кукольное шоу Spitting Image, высмеивающее политическую жизнь Великобритании завоевывает в народе огромную популярность. В конце концов, в 1987 году Стедман окончательно отказался от высмеивания политиков в рисунках. Тем не менее, его работы сохранили остроту, иронию и способность обижать, о чем свидетельствует тот факт, что в 1992 году Служба управления Лондонским транспортом запретило его  плакат, созданный для выставки карикатур в Центре искусств Барбикан и представляющий собой фотомонтаж с оружием и обезглавленным человеком, забрызганным кровью.
За свою продолжительную карьеру Стедман получил самые разнообразные премии и награды, в том числе награду V&A’s Francis Williams за иллюстрации к Алисе в Стране Чудес в 1973 году, почетную грамоту от Американского общества иллюстраторов, золотую медаль от Британской ассоциации дизайнеров и арт-директоров в 1977 году, премию «Иллюстратор года» от Американского института графических искусств в 1979 году, награду за работу Я Леонардо имени W. H. Smith в 1987 году, награду BBC Design Award за дизайн почтовых марок, награду «Карикатурист года» от CAT Advertising в 1995, 1996 и 1998 годах, приз the Italian Criticain Erba за работу That’s My Dad и награду the Black Humour во Франции, а в 1979 году Американский институт графических искусств выбирает его Иллюстратором года. Кроме того, Стедман получил степень почетного доктора литературы в Университете Кента в 1995 году.
Помимо создания иллюстраций и карикатур, Ральф Стедман пробует себя в других сферах деятельности. Так, у него есть несколько серий гравюр, посвященных различным писателям – от Уильяма Шекспира до Уильяма Берроуза. Кроме этого, Стедман ставит собственный фильм для телеканала TVS, пишет либретто для эко-оратории «Чума и луноцвет» (Plague and the Moon flower), которая впоследствии исполнялась в пяти британских соборах и даже стала в 1994 году основой для одноименного фильма; а также разрабатывает художественное оформление для театра, придумывает дизайн марок для Правительственной типографии США, читает лекции, оформляет комплект из 4 британских почтовых марок, выпущенных в память о появлении кометы Галлея в 1985 году, и иллюстрирует каталоги для британской винной и алкогольной розничной сети Oddbins. Стедман сам посещает винодельни и перегонные заводы – результаты этих посещений были описаны впоследствии в 2 удачных книгах, отмеченных критиками и получивших призы, — The Grapes of Ralph и Still Life With Bottle. Кроме этого, художник придумывает дизайн этикеток для пива Flying Dog и марки вина Cardinal «Spiced» Zin‘. Правда, винная этикетка в результате попала под запрет в штате Огайо за «вызывающую беспокойство» интерпретацию изображенного на ней католического кардинала.
Что касается прочих книг собственного сочинения, Стедман пишет биографии Зигмунда Фрейда и Леонардо да Винчи, а также историю Бога под названием The Big I Am. Помимо рисунков к своим собственным книгам, Стедман продолжает создавать рисунки для многочисленных писателей, в том числе Теда Хьюза, Адриана Митчелла и Брайана Пэттена, а также иллюстрирует некоторые издания Алисы в Стране Чудес, Острова сокровищ, Скотного двора, переведенное на английский язык произведение ирландского произаика и журналиста Флэнна О’Брайана Поющие Лазаря, или на редкость бедные люди, а также 451 градус по Фаренгейту. Кроме того, Стедман иллюстрирует авторскую колонку британского журналиста и сатирического писателя Уилла Селфа в газете The Independent. Художник также пробует себя в музыкальном творчестве: песенная антология, спродюссированная Хэлом Виллнером и Джонни Деппом, под названием Rogue’s Gallery: Pirate Ballads, Sea Songs, and Chanteys (2006) включает в себя 2 песни с участием Ральфа Стедмана – в качестве вокалиста в песне Little Boy Billee и бэк-вокалиста в Rolling Sea.
В возрасте 78 лет Стедман до сих пор занят в самых разнообразных проектах. На его столе листок бумаги с тремя крупными черными чернильными кляксами – это часть новой книги с рисунками, посвященная птицам, продолжение сборника 2012 года “Extinct Boids”. Как он часто признавался, практически все его рисунки начинались именно так: сначала он брызгал чернилами на бумагу и уже потом превращал эти бесформенные кляксы и брызги в некое изображение, добавляя те или иные линии. Стедман никогда не начинал свои карикатуры и рисунки – будь то портреты Ричарда Никсона или кошки и собаки – с карандашных зарисовок. Именно в этом заключается его собственный узнаваемый стиль: свободные, размашистые, “закрученные” брызги и кляксы в сочетании с тщательно вырисованными тонкими линиями и деталями. У него часто спрашивают, почему он не делает зарисовки карандашом – ведь тогда у него будет возможность что-нибудь подправить, если он допустит ошибку. Но Стедман считает, что в его деле ошибок не бывает, может только появиться возможность сделать что-то по-другому – и именно в этом суть творчества: главное начать рисовать.
Сам Стедман часто признавал раннее влияние на него таких карикатуристов, как Сол Стейнберг, Андре Франсуа и Рональд Сирл, равно как и целого ряда художников — Пикассо, Гойи, Леонардо да Винчи, Макса Бекмана, Георга Гросса, Макса Эрнста и Отто Дикса.
В своих работах Стедман использует ручки, кисточки, чернила, акриловые и масляные краски, шелкографию, а его творчество не ограничивается рисунками – он создает гравюры на металле и коллажи, а также скульптуры из стали и железа. Он работает крупномасштабно, зачастую довольно грубо и свирепо. Рисунок пером и тушью – это традиционная техника книжной иллюстрации, которая часто используется для вполне реалистических иллюстраций, где штрихи передают движение и фактуру предметов. Но в рисунках Стедмана нет ничего традиционного, хотя он использует различные приемы работы пером — от тончайшей штриховки до сплошной заливки, от почти чертежной точности до жирных штрихов с кляксами и брызгами. В качестве яркого примера можно привести его иллюстрации к Алисе в Стране чудес, здесь встречаются все его основные приемы: разнообразие линий — длинные и свободные в усах, мелкие, округлые — вокруг глаз, густая штриховка — в шляпе, вычерченная точность — в карманных часах. Стедман сочетает реалистическое изображение с абстрактным и геометрически точным и сюрреалистичным рисунком, чем подчеркивает характер и смысл самого произведения.
2004 год ознаменовался изданием книги Шутки кончились (Firein the Nuts), созданной совместно Стедманом и Томпсоном. Она была выпущена в 176 экземплярах с автографами иллюстратора и автора. Главным героем является, разумеется, сам Хантер Томпсон, Стедман описывает его жизнь, творчество и их продолжительную дружбу, какими он их видит, с самого их знакомства.
В конце 2012 года кинорежиссер Чарли Пол завершил работу над своим масштабным многолетним проектом о Ральфе Стедмане и его карьере под названием «Без уважительной причины» (For No Good Reason). Актер Джонни Депп – близкий друг Стедмана и Томпсона – ведет повествование в лучших традициях Гонзо. Фильм о дружбе, честности и амбициях художника получился чрезвычайно трогательным и даже местами смешным. Значительная часть фильма, разумеется, посвящена и самому Хантеру С. Томпсону. Чарли Пол с помощью Стедмана и других друзей писателя бережно собрал уникальные видеозаписи, фотографии, дневники и записи Томпсона, интервью Стедмана, и другие редкие материалы. «Без уважительной причины», на съемки которого ушло в итоге около 15 лет, был включен в программу “Mavericks” на Международном кинофестивале в Торонто, а также в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также номинировался на Премию Грирсон как лучший документальный фильм на Лондонском кинофестивале (BFI London Film Festival) в 2012 году.
http://www.bl-school.com/blog/ralph-steadman/


Добавить комментарий

десять + 3 =