Спарго Дональд Николас

Великобритания

16.03.1921 - 12.03.1997

Карикатурист, сценарист мультипликации

Родился 16 марта 1921 г. в Бирмингеме; учился в школе в Холдсворт (Англия), затем изучал архитектуру в Бирмингемской школе искусств, с 1938 г. одновременно стажируясь у местного архитектора. Спарго входил в военный резерв Британской армии, поэтому в 1939 г. его призвали на службу; он всю войну служил оператором на радиолокационной станции, но одновременно отправлял смешные картинки и иллюстрации к рассказам в ежемесячный журнал «Лондон Лайф». Его всегда увлекало создание анимационных фильмов (в шесть лет из туалетной бумаги он самостоятельно попытался создать мультфильм), он познакомился с директором студии Диснея Дэвидом Хэндом, когда тот в 1946 г. приехал в английский Кукхем основывать студию «Гомо Бритиш Анимейшн». Благодаря книге «Искусство Уолта Диснея», Спарго научился раскадровке и отправил Хэнду иллюстрированный сценарий сюжета, основанного на валлийской легенде. Результат не заставил себя ждать – Хэнд добился досрочной демобилизации Спарго и назначил его в сценарный отдел студии, которым руководил Ральф Райт. Создалась «бюджетная» серия, получившая название «Мюзикл Пейнтбокс», и Спарго был в числе тех, кто над ней работал. В одном из первых выпусков, «Уэльс», использовалась его раскадровка валлийской легенды «Чертов мост» (1949).

После ухода Райта, Спарго возглавил сценарный отдел в студии и работал на этой позиции до ее закрытия. Одна из его нереализованных анимационных раскадровок стала комиксом «Легенда Линкольн Имп.», он выходил в детской еженедельной газете «Игл» (1951). Это послужило причиной возвращения Спарго к печатной карикатуре, и он получил колонку «Спарго!» в воскресной газете «Сандей Эмпайр Ньюс»; он также еженедельно рисовал карикатуры для «Санди График» и писал сценарии детских комиксов «Комета» и «Солнце». Затем ему поступило предложение от анимационной компании «Халас энд Бэчелор» и он вернулся к мультипликационной деятельности, создав новый вариант повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор» (1954).

Примерно тогда же Англия готовилась к появлению на свет коммерческого телевидения, и рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона открыло телевизионный отдел. Раскадровку Спарго для рекламы «Персила» не только одобрили – его попросили заняться созданием самого ролика. Вместе с женой Мэри, которая работала в объединении «Ройал Нейви Филм», Спарго основал студию в родной деревне Хенли-он-Темз, и вскоре в мультипликационной студии «Николас Картунз Филмз» работало 25 человек. Среди многочисленных сделанных им телевизионных рекламных роликов был и «Чиз Бейби», первый в британской истории карикатуры, победивший на Каннском кинофестивале. В 1962 г. в «Арнольд Дудл Шоу», еженедельном 15-минутном «рекламном журнале», был создан новый стиль карикатуры. Не выводя анимацию из разряда любительской съемки, а также благодаря непрекращающейся спонсорской поддержке Центрального информационного отдела, Спарго благополучно пережил несколько экономических кризисов. Последние работы Спарго: «Дуэль» (для «Шелл», 1962), «Гений» (1967), серия «Джо и Петуния» (1971), «Бинчестеру противно» (“Disgusted Binchester” – для Управления по вопросам расовых отношений, 1976), «Супернатуральный газ» (1975), «И поступаешь именно так» (“And So You Do” – для правительства Нигерии, 1977).

Источник:  The World Encyclopedia of Cartoons, 1981

 


Добавить комментарий

2 × 1 =