Смирнов Игорь Алексеевич

Москва, Россия

06.07.1944

Карикатурист, график, живописец

Родился 6 июля 1944 году в Москве.
С 1963 г. по 1966 г. служил в Советской Армии (Венгрия).
В 1974 году окончил Художественное училище памяти 1905 года.
В 1971 году опубликована первая карикатура в газете “Красная звезда”.
С этого же года публикация карикатур, плакатов и иллюстраций в средствах массовой информации: в газетах “Правда”, “Комсомольская правда”, “Красная звезда”, “Известия”, “Московские новости”, “Литературная газета”, “Голос Родины”, “Российские вести”, “Общая газета” и т.д.; в журналах “Крокодил”, “Новое время”, “Веселые картинки”, “Советская женщина”, “Красный крест”, “Отчизна”, СТП, “Деловые люди”, “Социум”, “Журналист”, “Паспорт” и т.д.
Издал два авторских сборника карикатур.
Участник международных и внутренних конкурсов и выставок карикатуры.
Организатор первых выставок карикатуры в Городском комитете графиков в Москве.
Основатель филиала Музея карикатуры при Центральном музее истории России в Москве.
Организатор первоапрельских выставок карикатуры в течение 38-и лет, в том числе в Центральном музее истории России, его филиале и Московском союзе художников.
Лауреат множества призов на конкурсах карикатуры.
Член Союза журналистов СССР.
Член Международного союза журналистов СССР.
Член Союза художников СССР с 1988 года.
Член Творческого союза художников России.
Академик Международной академии культуры с 1990 года.
Член Французской академии карикатуры с 1991 года.
Академик Российской академии художеств России с 2013 года.

Призы и награды:

1973 год – медаль за участие во Второй Международной выставке “Сатира в борьбе за мир”.
1977 год – медаль за участие в Фестивале сатиры и юмора в г. Габрово (Болгария); медаль за участие в Третьей Международной выставке “Сатира в борьбе за мир”.
1980 год – 3-я премия в международном конкурсе карикатуристов газеты “Йомиури” (г. Токио, Япония).
1981 год – 4-я премия в международном конкурсе карикатуристов (г. Анкона, Италия).
1982 г. – 1983 г. – почетная медаль в международном конкурсе карикатуристов (Япония).
1986 год – 3-я премия международного фестиваля карикатуристов (г. Англет, Франция) и почетная медаль и диплом на международном конкурсе карикатуры в г. Анакара (Турция).
1987 год – 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Сан Антонио де лос Ванос (Куба); 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Зелена Гура (Польша); 3-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Пирасикаба (Бразилия); серебряная плакетка на международном конкурсе “Юмор и спорт” в г. Анкона (Италия).
1988 год – персональная выставка в Москве (Библиотека им. Некрасова); спец-приз на международном биенале карикатуристов в г. Верчелли (Италия); поездка в Италию (г. Форте де Марми). Вручение 2-й премии на международном фестивале “Сатира Политика” премьер-министром Италии Джулио Андриоти.
1989 год – 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Зелена Гура. Поездка в Польшу, персональная выставка в Музее карикатуры; спец-приз на международном конкурсе карикатуры в г. Тренто (Италия); принят в Союз журналистов СССР; Гран-при на международном конкурсе карикатуры “Экология” в г. София (Болгария). Призовая поездка по Болгарии, встречи с ведущими карикатуристами мира на фестивале в Доме сатиры и юмора 1 апреля; 1-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Анкара. Призовая поездка по Турции. Вручение премии в Национальном музее искусств г. Анкары Президентом Турции. Встреча с ведущими карикатуристами в музее карикатуры в г. Стамбуле; серебряная плакетка на международном конкурсе “Юмор и спорт” в г. Анкона (Италия).
1990 год – 1-я премия на фестивале юмора в г. Мельбурне (Австралия). Призовая поездка по Австралии. Персональная выставка в г. Мельбурне; персональная выставка в г. Стамбуле; спец-приз на международном конкурсе карикатуры в г. Тренто (Италия); 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Варшаве (Польша); спец-приз Конкурса карикатуры в г. Донецке (Украина).
1991 год – 1-я премия на международной выставке в Рио-де-Жанейро (Бразилия); поездка по Испании по приглашению фонда “Герман Санчес” и персональная выставка в г. Мадриде; поездка во Францию, участие в фестивале юмора в качестве члена жюри; поездка в Мексику. Персональная выставка в городах Мехико и Гвадалахара; серебряная плакетка в г. Анкона (Италия); 1-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Днепродзержинске (Украина); занесен в Словарь международного биографического издания №21.
1993 год – персональная выставка в г. Москве в Доме художника; серебряная плакетка на международном конкурсе карикатуры в г. Анкона (Италия); 1-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Богота (Колумбия).
1994 год – персональная выставка в г. Акапулько (Мексика), награждение медалью Ассоциации мексиканских карикатуристов; занесен в Словарь международного биографического издания №23.
Награждён благодарственной грамотой министра культуры Российской Федерации (2015 г.)

БЭК  2015


Может ли  карикатура  служить  поводом к размышлению?

Мы понимаем, что карикатура должна вызывать смех, улыбку, усмешку наконец. Ибо по самой своей природе она относится к комическому жанру, и этот комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт изображаемой натуры. Так во всяком случае трактуют карикатуру солидные энциклопедии.

 Но вот перед нами рисунок. На дне давно высохшего моря почва потрескалась и поросла колючками, стоит вся в щелях полуразвалившаяся лодка. В лодке скелеты гребцов. Костлявыми пальцами они продолжают сжимать весла. А на носу безнадежно застывшей лодки стоит живой человек и указывает куда-то вдаль.
Что хотел сказать    художник?    Догадываетесь?
Или вот. Борьба Дон Кихота с ветряной мельницей. Все привычно — ветряк размахивает крыльями, Дон Кихот на своем Росинанте с копьем наперевес устремился на штурм… И тут замечаем на холме вокруг мельницы еще сотни таких же Дон Кихотов, но уже поверженных, погибших в бою.
Непросто, не сразу приходит понимание смысла карикатур Игоря Смирнова. Они заставляют задуматься, всмотреться в детали, в подробности, вызывают работу мысли. При этом художник не навязывает своего мнения зрителю, он лишь дает пищу для размышлений. И зритель как бы соучаствует в творчестве.
Вернемся к той же  лодке, погребенной на дне высохшего моря. Предлагаю свою  версию    видения     рисунка. И гребцы, и сама лодка — это апофеоз несвершившихся идей, нереализованных планов, погибших надежд. Однако человек, стоящий на носу, продолжает упорно и настойчиво провозглашать давно устаревшие лозунги. А может быть, гребцы — это простые люди? Не выдержав испытаний, они давно умерли, а ведущий на носу все еще указывает, все еще зовет к каким-то неведомым.далям… Это моя личная трактовка. Вероятно, каждый зритель может предложить другую, свою. А сам художник — третью. Именно в этой неоднозначности — сила рисунков Игоря Смирнова.
Он критически    относится    к    наследию прошлого, остро    реагирует  на   засилие бюрократии,    тяжелую    экологическую ситуацию,   его волнуют     проблемы    напряженности в мире. В том, как эти его мысли и тревоги преломляются в рисунках,  чувствуется    недюжинный ум человека   неравнодушного    и    неординарно мыслящего.   Поэтому   не   было   случая, чтобы   Игорь   Смирнов   сделал   рисунок по  теме, придуманной кем-то другим. Карикатуры   Смирнова    можно    назвать философскими.  В них  очень  мало    традиционной  карикатуры  с ее стремлением высмеять,   рассмешить.   У  Смирнова цель   иная.     Он    думает,     анализирует, стремится обнажить   и показать     корни явления, его основные черты.
Кое-кто может сказать: да полно,  карикатурист ли перед нами! С одной стороны, все    признаки    жанра    налицо — и соединение реального     с    фантастическим,   и острое    преувеличение    натуры. Но, с другой стороны, разве эти карикатуры смешны? Разве они вызывают гомерический хохот или хотя бы улыбку? Разумеется, рисунки Смирнова порождают целую гамму чувств — от горечи до гнева, от грусти до сочувствия, но они вряд ли способны рассмешить. И все же это карикатура — в самом высоком смысле этого слова, карикатура, поднявшаяся до социальной сатиры.
Графический язык художника лаконичен и своеобразен. Мелкая штриховка увлекает взгляд зрителя в глубину, предрасполагает к серьезной работе мысли. Смирнов оперирует только двумя цветами — черным и белым, иные ему просто не нужны. Штрих и контур, взаимодействуя или, напротив, сталкиваясь, создают сложную материю, из которой рождаются образы антимира. Образы, в которых художник с душевной болью, с трагизмом обозначает самые болевые точки нашего бытия.
Листы настолько выразительны, что не нуждаются в пояснениях, в тексте. Они понятны любому зрителю, где бы он ни жил. Вероятно, поэтому карикатуры Смирнова пользуются успехом не только в нашей стране, но и в Бразилии и Канаде, на Кубе и в Японии, в Польше, Франции, Италии, Бельгии, Болгарии..
Тридцать пять премий получил художник в Советском Союзе и за рубежом. Но это только на сегодняшний день, потому что я уверен, у него еще очень многое впереди — и замыслов и свершений.
Юрий Борин, лауреат Почетного диплома им. Ильфа и Петрова

Добавить комментарий

семь + восемнадцать =