Романов Владимир Иванович

Кириат-Ата, Израиль

20.06.1933

Карикатурист

Родился в Батуми Аджарской Автономной ССР.
Окончил Ростовский государственный университет, геолого-географический факультет, по специальности геохимик в 1956 году.
Окончил художественное училище в Ростове на Дону, в 1963 году. отделение скульптуры.
Работал старшим инженером в научно исследовательском институте технологии машиностроения в Ростове на Дону с 1960 по 1964 год.
Работал заведующим лаборатории микроанализа в морском гидрофизическом институте Академии наук УССР с 1964 по 1980 год в городе Севастополе.
Работал на предприятии Севтеплосеть зав. Лаборатории хромотографии с 1980 по 1986 год, в городе Севастополе.
Первую карикатуру нарисовал в 1999 году, на Международный конкурс карикатуры в Израиле.
Публиковался в 4-х газетах Израиля, сайтах caricatura.ru, rezbaderevo.ru/iskusstvo-vladimira-romanova, vladimirromanov.do.am, knigirom.ucoz.ru
На сайте www.stihi.ru опубликовано 625 работ – графические шаржи и маски-шаржи поэтов и выдающихся людей России с авторскими эпиграммами.

Участник международных, отечественных конкурсов карикатуры.

1 – The Fifth International cartoon contest Israel – Haifa 1999
2 – The Sixth International cartoon contest Israel – Haifa 2000
3 – 1-th Salao International “Humor De Praia” Espino – Brasil” 2000
4 – Cartoon Huntingfishing Tourism Vakazdin Hrvatska 2000
5 – 8-ste George Von Raemdonck kartoenale Belgium 2000
6 – 6-th International cartoon festival Ankara Turky 2000
7 – The 7-th International cartoon contest Israel – Haifa 2001
8 – International cartoon contest cinemalive Kazan – Russia 2001-2002
9 – Eurohumor Viracconto la Mia Isola – Cuneo Italy 2001
10 – La Academia de humor prezenta: Museo de humor grafico de la Ue Spain 2001-2002
11 – World cartoon gallery Skopje Macedonia 2001
12 – Bahia International humor contest Salvador Brasil 2001
13 – International contest of cartoons “Pararail world” Russia 2001
14 – 7-th international cartoon festival Ankara Turky 2001
15 – 100% natural exercises about nature exercitiien natura Suceava, Romania 2002
16 – International contest of cartoon & satirical graphics “Worldagainst drugs” Kasan Russia 2002
17 – 1-st Rhohes International cartoon exhibition Greece 2002
18 – 1-st International cartoon festival Wolfsreky Ausstellung 2002
19 – Medunarodni solon karikature “Cvorak” grad Bjelovar Hrvatske Sume 2002
20 – 3-rd International cartoon exhibition Belgrad Ugoslavia 2002
21 – 8-th International cartoon festival Ankara Turky 2002
22 – Aguacom humor U Portocartoon word festival Portugal 2003
23 – The 8-th International cartoon contest Israel – Haifa 2003
24 – Ochrana prirody a kulturneho dedicstva v karikature Banska Stiavnica Slovakia 2003
25 – Cartoons & Photos undercover second edition nightlife. Belgium 2003
26 – 23-th Uluslarasi Nasredin Hodja caricature Yarismasi Istanbul, Turky 2003
27 – Festival International de caricature Rionegro – Antioguia – Colombia 2003
28 – The 2-nd International forum of visual humor “Karikaturum” Surgut 2003 – 2004
29 – The 3-nd International cartoon competition Kiev. Ukrain 2003
30 – 9-th International cartoon festival Ankara Turky 2003
31 – The 10-th International cartoon contest Israel – Haifa 2004
32 – International cartoon contest X1N MIN Evening News Shanghai China 2004
33 – International competition on drawing Jaka bede Poland. 2004
34 – The 6-th Kyoto International cartoon exhibition Japan. 2004
35 – 10-th International cartoon festival Ankara Turky. 2004
36 – 3-th Rhodes International cartoon exhibition Greece. 2004
37 – The 11-th International cartoon contest Israel – Haifa 2005
38 – International competition on drawing Jaka bede Poland. 2005
39 – 25-th International Nasredin Hodja cartoon contest. Istanbul, Turky 2005
40 – 7-th Porto cartoon world festival, Museu National da Imprensa Portuguese. 2005
41 – International art contest and exhibition of political posters and caricature Beware, nazism
St. Petersburg Russia. 2005
42 – The 12-th International cartoon contest Israel – Haifa 2006
43 – International cartoons competition “Europe – Asia” Ekaterinburg Russia. 2006
44 – 12-th International cartoon competition on the Topic of beer. Poland. 2006
45 – International cartoon contest Protection from the cold and heat. Kozuchow Poland 2006
46 – International competition on drawing Jaka bede Poland. 2006
47 – World cartoon festival, Kosova 2006
48 – 26-th International Nasredin Hodja cartoon contest. Istanbul, Turky 2006
49 – International cartoon contest Kazan Tatarstan 2006
50 – International competition on drawing Jaka bede Poland 2007
51 – Cartoon und kariratur faszination auto. Stuttgart award 2007
52 – 27-th International Nasredin Hodja cartoon contest. Istanbul, Turkiye 2007
53 – 9-th Portocartoon World festival Globalisation Portugal 2007
54 – Inequalities, discrimination and prejudice europen cartoon contest 2007
55 – The 16-th Daejeon int’l cartoon сотеуые Winner works Dicaco Korea 2007
56 – International festival of humour and satire Golden helmet Krusevac Serbia 2008
57 – The 8-th Kyoto International cartoon exhibition Kyoto Japan 2008
58 – 14-th International Cartoon Competition on the Topic of Beer. Presov Slovakia 2008
Призер 3-х… конкурсов карикатуры.
Провел 4 персональные выставки, в г.Ялте, в 1985 году, в г. Хайфе 2004, 2006 годах, в г. Иерусалиме в 2008 г.
Автор 27 научных статей в Академических журналах России и Украины.
Член клуба (ассоциации) карикатуристов Пенком г. Хайфа..
Член Общество Профессиональных Художников Израиля.
Кандидат физико-математических наук, защитил 60 изобретений в Московском ВНИИГПЭ
Авторские свидетельства и патенты.
http://www.russiannet.ru/romanov.html

БЭК  2017

Газета «Новости» Хайфа 24.05.2004
МНОГОГРАННЫЙ ХУДОЖНИК
Моше Новофастовский

В фойе Хайфского аудиториума выставлена необычная экспозиция: вниманию посетителей представлено около 150 шаржированных масок. Перед зрителем проходит галерея своеобразных карикатур на выдающихся деятелей Государства Израиль – от Жаботинского и Бялика до Рабина и Шарона. Здесь есть шаржированные маски видных деятелей мировой истории и наших современников, руководителей государств Европы и США, израильских актеров Леонида Каневского и Маши Мушкатиной, а также многих других заметных личностей.

Автор уникального вернисажа – известный художник Владимир Романов, житель города Кирьят-Ата. Поражают талант и трудолюбие этого далеко не молодого человека, редкостная многогранность его интересов, глубокое проникновение автора в образ каждого своего героя, умение обнаружить и передать с мягким юмором. Поэтому каждая маска узнаваема, каждая вызывает улыбку. Художник Романов всегда откликается на события, происходящие в нашей стране и в мире. На многих отечественных и международных выставках его неординарные работы отмечены медалями и дипломами. Работы мастера репродуцированы в престижных мировых каталогах. Кстати, в книге отзывов о выставке масок-шаржей только восторженные отклики.

Говоря о работах Романова, нельзя не отметить и его огромные деревянные панно, выполненные в технике круглой пластики. Тематика работ, многотрудная техника в соединении с философским подходом автора к теме позволила ему создать такие, не побоюсь этого слова, шедевры, как «Моисей» и «Власть монстра». В его арсенале немало и других интересных произведений, достойных быть представленными в престижных художественных галереях Израиля и за рубежом. Газета « Новости Недели» Телль – Авив. 24 июня 2003

Высокое искусство
Моше НОВОФАСТОВСКИЙ

В Хайфской галерее карикатуры (ул. Иерушалаим, 23) проходит выставка масок-шаржей выдающихся деятелей еврейской и мировой истории, а также видных современников. Автор – одаренный художник Владимир Романов, человек преклонного возраста, тем не менее удивительной работоспособности и широко¬го диапазона творчества: резчик по де¬реву огромных рельефных панно и серии портретов, скульптур, чеканщик по металлу, отличный рисовальщик, создающий острые карикатуры.

Каждая маска представлена на экспозиции как скульптурным образцом, так и его отпечатком на бумаге – для лучшего восприятия. Любая маска раскрывает характерные черты человека-модели, благодаря чему она сразу узнаваема. Чтобы достичь этого, автор должен был глубоко проанализировать каждый образ.

– Перед тем как приступить к работе над маской, – говорит автор, – я изучаю не только образ и биографические данные человека, которого собираюсь лепить, но и его, так сказать, общественное лицо.

В.Романов привык активно откликаться на события, происходящие в стране и в мире. Об этом говорят мастерски выполненные им карикатуры, которые участвовали в международных конкурсах и выставках 20 стран мира, публиковались в различных изданиях. Карикатуры эти остроумны, точны и бьют прямо в цель. На мой вопрос, что он думает о широком использовании плакатов, листовок, карикатур в информационной войне против терроризма, художник отвечает:

– Я считаю, что это хорошая идея и ее необходимо воплотить в жизнь именно в Израиле, где нет единого четко действующего пропагандистского органа, что наносит стране большой ущерб.

Из истории известно, что ни одна война в любой стране никогда не проводилась без агитационного материала. Не используя его в полную силу, мы проигрываем в этой самой информационной войне.

Газета «Семь дней» Хайфа 2декабря 1999 года
Вторая страсть
Владимир
РОМАНОВ,
Кирьят-Ата

У каждого свой путь в искусство. Кандидат физико-математических наук, я работал в научно-исследователь¬ком институте. Скульптурой занимался в нерабочее время: портреты и композиции, выполненные в барельефе (резьба по дереву, чекан¬ка).

В Израиле – с июня 1977 года. Я привез в Израиль 60 патентов и авторских свидетельств на изобретения, 50 скульптурных работ и 150 скульптурных масок – дружеских шаржей на актеров, писателей, политических деятелей. Думал продолжать свою научную работу и обратился в фонд Шапиро, но мне ответили, что пенсионерами они не занимаются. Тогда я обратился в БАШАН, который занимается использованием научных трудов. Человек, который принял меня, не знал русского языка, я не знал иврита, но, слава Богу, мы оба говорили на английском. Когда я обнаружил, что он не знает, что такое классификация изобретений, я понял, что он во¬обще никогда не видел, как трактуются изобретения. Я предложил подарить фирме все свои патенты с условием оплаты публикации моей научной книги. Но они сказали, что этим заниматься не будут.

Тогда я выбросил из головы науку и продолжил занятия искусством. Здесь, в Израиле, я уже сделал портрет Эммануила Рингегблюма, который погиб в Варшавском гетто, но успел написать летопись гетто и переписать всех узников. Выполнил портрет Марка Твена, ком¬позицию “Всемирный потоп”. Это все – барельефы, материал -дерево. Я встретил замечательного человека – Геннадия Костовецкого, возглавляющего общество карикатуристов Израиля. Увидев мои работы, он по¬советовал обратиться в Союз художников, куда меня приняли и где я уже дважды выставлялся, а работа “Всемирный потоп” вошла в каталог художников Израиля за 1999 год. Мне довелось принять участие в международной выставке карикатуристов, которая прошла в Хайфе в этом году. Моя работа так¬же попала в каталог этой выставки. Сейчас я работаю над большой многофигурной композицией “Возвращение Моисея с горы Синай” и вечерами рисую карикатуры.
Газета «Вести-Север» 12.08.1999

 

Газета «Вести» Север 3 07.2003

БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!

Г.Костин

Не так часто можно увидеть вместе Никсона и Моше Даяна, Бельмондо и Ка­раченцова, Высоцкого и Переса. Тем бо­лее – увидеть в неожиданном, смешном и ужасно симпатичном ракурсе. В самом деле, какая самая характерная черта Лео­нова? Или Рязанова? Или Рейгана? Что именно выдает характер человека, тем более человека выдающегося? Ответы на эти вопросы можно найти на персональ­ной выставке художника Владимира Ро­манова.
Более 100 работ на экспозиции условно разделены на 4 больших раздела: зарубежные политики; их израильские коллеги; зарубежные кинозвезды; рос­сийские артисты, писатели, поэты – пред­ставители, как говорили на нашей истори­ческой, творческой интеллигенции. При­чем в каждом из разделов встречаются маленькие шедевры-портреты, в которых порой один штрих делает героя абсолют­но узнаваемым. Выставка открыта в гале­рее карикатуры ассоциации израильских карикатуристов “Пенком” на ул. Иеруша-лаим, 23 в Хайфе.
И это не случайно. Уже несколько лет Владимир Романов успеш­но рисует в жанре карикатуры. Начав практически с нуля, он за несколько лет стал постоянным участником междуна­родных выставок и конкурсов, его работы, репродуцируются в самых престижных мировых каталогах. На некоторых верни­сажах работы Владимира Романова отме­чены медалями и дипломами.
Сказав, что Владимир начал с нуля, я, честно говоря, немного слукавил. Художественным твор­чеством Владимир занимается давно, его скульптуры известны зрителям. Ну а чув­ством юмора он, очевидно, “страдает” с детства. Настойчивость и целеустремлен­ность, обязательность и даже, если хоти­те, дотошность – все это способствовало тому, что Владимира Романова считают одним из самых активных карикатуристов ассоциации “Пенком”.
А тут – новое увлечение. Правда, оказа­лось, не совсем новое: Владимир уже дав­но изготавливает шаржированные маски любимых артистов. Причем делал он это не торопясь, тщательно, “для себя”. “Ведь каждый человек – личность, в каждом – своя изюминка, – говорит Владимир. – Для того чтобы схватить ее, я выбрал мягкий мате­риал типа пластилина. Леплю один вари­ант и откладываю надолго, потом возвра­щаюсь, подправляю, снова откладываю,.. Есть работы, которые уже несколько лет лежат в виде заготовок и ждут своего часа. Я даже материал о своих героях собираю, биографию изучаю, чтобы, так сказать, проникнуться. Зато как приятно, когда за­думанное удается! Тогда отливаю маску уже в гипсе. А иногда, если работа особен­но нравится, и эпиграммы пишу”.
Вот, к примеру, эпиграмма на извест­ного артиста Николая Караченцова:
Смутьянов ярко он играет,
Да и к тому ж еще поет.
Во всех ролях он узнаваем,
Лишь только он откроет рот,
Согласитесь, довольно точно. О пла­нах у Владимира Романова лучше не спрашивать. Он в постоянном движении, в постоянном поиске, ему бы с сегодняш­ним днем разобраться.
Газета «Семь дней» Хайфа 2 декабря 1999 года
ИСКУССТВО-МУЗЕЙ

Татьяна Яровинская

Эта небольшая съемная квартирка по виду походит на самый настоящий музей. На стенах – барельефы, горельефы, чекан­ка, картины; в шкафах, на полках, столе -статуэтки, на полу по углам – вазы. И все это, абсолютно все сделано руками хозяи­на дома Владимира Романова.
О себе он рассказывает следующее: – Родился в Батуми, учился в Ростове, где окончил сначала физический факультет университета, а потом поступил в художе­ственное училище. Сделал это для того, чтобы чувствовать себя на равных с моей будущей супругой, которая в то время, за­кончив школу, стала студенткой универси­тета.
Ростовское художественное училище -заведение весьма солидное с прекрасными преподавателями: Недаром его выпускни­ками были и Корольков, и Вучетич. И я считаю, что многим обязан именно ему. Однако художником никогда не работал. Меня и мою семью кормила другая про­фессия. Много лет, начиная с 1963 года, вплоть до отъезда в Израиль, я проработал в морском гидрофизическом институте АН СССР, из которых шестнадцать лет плавал на научно-исследовательском судне “Миха­ил Ломоносов”, портрет которого висит на стене. Сначала был научным сотрудником, потом – главным инженером. Занимался физикой океана, в частности донными осад­ками. Плавал по всему миру. Поднимал грунт даже из марианских впадин. На этом материале я защитил кандидатскую диссер­тацию. Живописью же и скульптурой зани­мался исключительно для души, всегда помня слова моего учителя Ивана Ивано­вича Иванова: “Настоящее искусство быва­ет только тогда, когда оно не связано с деньгами, когда человек работает от души, от идеи”.
Но вернемся к тем дням, когда я посту­пил в училище. Начав учиться на вечернем факультете по классу живописи, я понял, что рисовать при искусственном свете – не дело. Перейти же на дневное отделение я не мог. А тут как раз случилось так, что преподававший у нас рисунок скульптор пригласил меня к себе в мастерскую в ка­честве модели для создания так называе­мого образа инженера, коим я и являлся. Во время сеанса он попросил меня не си-
деть истуканом, а чем-нибудь заняться. Тогда, встав к станку, я стал лепить из гли­ны человеческий череп по стоящему пере­до мной образцу и так увлекся работой, что принял мгновенное решение перейти на скульптурное отделение. Меня вовсе не смущало то, что при этом я терял целый год. Там я действительно нашел себя. И когда заканчивал училище, то моя диплом­ная работа на тему “XX век. Человек, раз­рывающий атом”, была отмечена даже ро­стовскими газетами.
Но основным увлечением как был, так и остался портрет. Я научился этому у то­го самого Иванова, о котором шла речь выше. Он был исключительным мастером и умел создать психологический портрет в течение десяти минут. А ведь передача пси­хологии – самое сложное. И высшее ма­стерство проявляется только тогда, когда через композицию читается образ, внутрен­ний мир.
Я был материально независим от искус­ства, а потому занимался тем, чем хотел. Во время своих странствий работал на ко­рабле, используя самый экзотический мате­риал, который вылавливал в океане, нахо­дил на берегу. Это и бирманский тик, и красное дерево, и орех, и эвкалипт.
Существует ошибочное мнение, что скульптор берет резец и, освобождая мате­риал (дерево, мрамор, камень) от липшего, вырубает скульптуру. Такое подвластно лишь гению. Большинство же работает из­начально
в мягком материале (глина, пла­стилин), ища образ. То убавляя, то прибав­ляя, он добивается желаемых результатов.
А уж потом, выбрав из нескольких компо­зиций ту, что больше подходит по замыслу, переводит в нечто твердое. Так работает и Владимир. Все или практически все его ра­боты посвящены одной теме: это человек и его место в жизни, в обществе. Ведь, рож­даясь, каждый попадает в определенную социальную среду, становясь структурной единицей общества. Что произойдет даль­ше? Чем станет мир для него и он для ми­ра? Что он принесет в него: добро или зло? Жизнь каждого начинается с рождения, появления на свет. А что такое рождение? Это великое таинство, это плод любви двух людей, зародивших новую жизнь. Данной теме посвящена небольшая композиция “Любовь”, в которой два тела сливаются единое целое. С одной стороны в профиль просматривается мужчина,  а с другой –
женщина. Тему продолжает горельеф “-Жизнь”, на котором большую часть про­странства занимают руки. Женские,
обращенные кверху, растят, поднимая ребенка, мужские их поддерживают, давая опору.
Но малыш вырастает, и даже самые за­ботливые родители не в состоянии уберечь
чадо от окружающего мира. Он, как уже говорилось, становится членом общества, от которого не может оторваться, говорилось, становится членом общества, от которого не может оторваться. А оно, это общество, держит каждого, распятого средой на перекрестии рериховского цветка лотоса с сердцем в центре, за руки и за но­ги. Куда пойдет человек? Что он выберет? Отдаст себя на общее благо или на зло? Таков сюжет “Распятого человечества”. К сожалению, в том обществе, где мы жили, зла было больше, чем добра. И большин­ство работ посвящено именно этому. В том числе и горельеф “Вера”. Внизу – икона, изображающая Сталина. Человека, которо­му преклонялись, которого боготворили, не понимая, не желая знать, что это был непревзойденный убийца, уничтоживший, по последним данным, около 100 миллионов человек, равного которому на планете еще не было. А вокруг люди. Представители разных сословий, разных конфессий. Те, что стали его жертвами.
Или вот “Власть монстра” – абстракт­ного чудовища с двумя парами рук и парой ног, головой мифического хищника, где уши соединены с глазами. Он все видит и все слышит. Вместо души – пустота. Под ним три прослойки общества, курируемые шестеркой существ с собачьими головами (количество их соответствует числу отде­лов в КГБ). Ногами он стоит на двух ослах, что ведут по жизни находящихся ни­же. А там, на самом дне, – истинные рабы в лице рабочих и колхозников, выше – ин­теллигенция, представленная скрипачом, художником, мыслителем. Над ними – при­ближенные к обществу тунеядцы. А вокруг – толстенные цепи, которые не разорвать, не обойти.
Созвучна ей и другая вещь. Она тоже о власти. На троне, к которому ведут семь ступеней, – человек, сосредоточивший власть, олицетворенную романовской коро­ной. Но его положение непрочно. За обла­дание этим символом идет борьба. Тот, ко­му удалось ухватиться за корону, убит но­жом противника, другой сражен посохом… Ряд погибших покрывает ступени… Никому не выбраться из жестокой мясорубки. Даже тому, кто сумел утащить скипетр, не ве­дая, что тот станет причиной его смерти. За всем происходящим следит обезьянка. Ей смешно, так как все, происходящее во­круг, кажется не чем иным, как игрой.
Владимир вспоминает, какое впечатле­ние произвела эта вещь на директора его севастопольского института. Увидев ее, тот пришел в ужас и сказал: “Не думал, что вы такой пессимист”. Тогда, в конце 70-х, за такие вещи могли спокойно посадить. Поэтому свои работы Романов особенно не афишировал, нигде не выставлял. Сегодня же, когда можно говорить все, что хочешь, делать, что заблагорассудится, созданные сравнительно недавно “Насильники Рос­сии”, где страна представлена в образе жен щины со связанными руками, а над ней -приставивший к горлу меч Ельцин, ухва­тивший за волосы Черномырдин и зарабо­тавший на ее эксплуатации доллары Бере­зовский, – вполне могла бы заинтересовать общественность.
Но ведь в жизни существует не только плохое. Есть в ней и хорошее. Это прежде всего люди, внесшие вклад в общество: пи­сатели, художники, ученые. И смотрят на- нас со стены Шопен, Высоцкий, Эйнштейн, Шевченко… Особенно же интересен баре­льеф “Человек, несущий людям свет”, на котором изображен Леонардо да Винчи, личность совершенно уникальная, разно­сторонне развитая. Его борода – олицетво­рение мудрости, лысый череп – ума, а под­нятый фонарь – свет знаний. Не обойдена в его творчестве и тема еврейства. Ей посвя­щены горельефы “Холокост” и “Узники Варшавского гетто”. Через пролом в стене видны люди. Те, что погибли. А на перед­нем плане – фигура Эммануила Рингенблюма, автора летописи Варшавского гет­то. Левой рукой он держит менору, прижи­мая ее к сердцу, правой же сохраняет огонь шестой свечи, символизирующей шестой день сотворения Мира. Тот самый, в кото­рый Господь создал человека. В его жесте – завещание потомкам сохранить человече­ство.
Имеются в квартире и живописные по­лотна. Но их мало. Большинство не сохра­нено, раздарено. Да и те, что есть, вешать некуда. Так мне и не удалось увидеть по­следние работы, сделанные специально для израильской выставки и посвященные ис­ходу евреев из Египта.
Однако вернемся к скульптуре. Вот од­на из самых, как мне показалось, любимых работ Владимира. Это “Мечта”. Женский образ с поднятыми руками и закрытыми глазами. На устах – полуулыбка, выражаю­щая состояние души. Ведь мечтать всегда так приятно! А вот маски – шаржи на из­вестных людей – уже нечто иное. И хоть они называются дружескими, далеко не все выглядят именно так. По ним можно сразу увидеть отношение автора к своим героям. Считая, что практически в каждом челове­ке имеет место раздвоение, ибо с одной стороны он таков, каким является на са­мом деле, а с другой – тот, каким хочет ка­заться, Романов пытается изобразить имен­но ту сторону. Из 150 масок большинство посвящено мужчинам, потому что, во-пер­вых, женское лицо более пластичное, а характерные черты, присущие мужчинам, вы­рисовываются легче, а во-вторых, худож­ник, по его словам, не хочет уродовать женщин. А ведь без гротеска маска не будет интересна. Все эти вещи, изначально сделанные из алебастра, по идее должны быть переведены в дерево. Но на такую ра­боту пришлось бы потратить не менее 30-40 лет. А это нереально.
Есть в интерьере и декоративные чекан­ные изделия. Прежде всего это две вазы. Одна из них состоит из трех фризов. На нижнем – люди, что бегут в своих судьбах по жизни, над ними – знаки зодиака, а вы­ше – в виде точек на полусфере расположе­ны соответствующие им созвездия. Как она делалась? Из отдельных кусков, которые потом спаивались. А вот другая, подарен­ная жене на день рождения. Тринадцать роз символизируют дату, между ними в розет­ках ее талисманный камень – аметист, а в центре – Рак и Весы – знаки зодиака обоих супругов.
Чеканка представлена также рядом портретов. Пушкин, Лермонтов, Достоев­ский, Бальзак, Вернадский… Они висят в одной из комнат, отведенных под мастер­скую, где сейчас Владимир работает над композицией о первом моральном кодексе, принесенном Моисеем с горы Синай.
Вот, пожалуй, и все. Осмотр закончен. И, уходя из этого дома, я думаю о том, как жаль, что эти поистине удивительные вещи по целому ряду причин, прежде все­го материального плана, не могут стать до­стоянием общественности. Ведь для того, чтобы выставляться, даже членам Союза художников, коим является Романов, нуж­ны деньги. И немалые. А где их взять пен­сионерам?-
Газета «Вести» Иерусалим 27.01.2003

Не к быту, но к бытию
Если за исходную позицию принять одержимость искусством, не­возможность представить себя вне его, то Владимир Романов -художник в точном значении понятия. Между тем в свое время он был известен как геофизик, кандидат наук, изобретатель. Тем не менее во всех ситуациях он сознавал себя художником. Поступил в художественное училище в Ростове-на-Дону и закончил его по классу скульптуры, а здесь, в Израиле, без остатка отдался сти­хии искусства
Доктор искуссвовед
Григорий ОСТРОВСКИЙ

Поражают плодовитость и трудо­любие Владимира, его жадность к ра­боте, редкостная многогранность ин­тересов. Особенно много творческих работ выполнено им в технике резьбы по дереву, в частности десятки баре­льефных портретов писателей. Вла­димир работает и в чеканке по метал­лу, в других материалах, создает не только плоскую резьбу, но и круглую пластику, в которой тяготеет не столь­ко к конкретике жанровых или порт­ретных сюжетов, сколько к обобще­нию, философским и символическим темам – не к быту, но к бытию. Новая жизненная и творческая ситуация по­ставила перед ним новые задачи: так
возникает многофигурная компози­ция “Моисей”, портрет участника и ле­тописца восстания в Варшавском гет­то доктора Рингенблюма.
Удачной, на мой взгляд, получилась серия порт­ретных масок выдающихся деятелей прошлой и современной еврейской истории – от Жаботинского и Бялика до Рабина и Переса. И другая сторона медали – острые, злые карикатуры на Арафата и палестинских террористов.          Владимира Романова волнует все, равнодушию он чужд изначаль­но. Художник пишет романтические морские пейзажи (недаром много лет плавал на кораблях в южных ши­ротах), портреты, натюрморты.
В по­следние несколько лет увлекся кари­катурой – от политической сатиры до дружеских шаржей, сопровождаемых эпиграммами. На этой стезе Влади­мира ожидал успех: его рисунки экс­понировались на многих израильских и международных выставках.
Карикатуры в еще большей степени, чем другие жанры, открыли выход обще­ственному темпераменту Владимира Романова, его политической актив­ности. И хотя многие проблемы в значительной мере утратили со вре­менем свою актуальность и злобо­дневность, Владимир и в Израиле продолжает начатую “там” борьбу с коммунистической идеологией, ста­линизмом, постсоветской мафией: кто-то сказал, что мы унесли пыль родины на своих ботинках… Ну что ж, каждый имеет возможность выбора; важно, чтобы эта ангажированность не шла в ущерб основополагающим нормам и критериям художественно­сти. Это было и остается главной за­ботой всех и каждого, кто претендует на свое место на заповедной терри­тории искусства.


Добавить комментарий

шестнадцать − 14 =