Надар Феликс

Париж, Франция

05.04.1820

Карикатурист, фотограф, журналист, художник, воздухоплаватель.

Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар-Феликс Турнашон) родился в Париже 5 апреля 1820 года. Его отец владел небольшим издательством в Лионе. Окончив лицей в Версале, в 1838 году Гаспар-Феликс поступает в медицинский институт в Лионе. К этому моменту издательство отца разорилось, и он скоропостижно умирает. Феликс хорошо рисовал и решил зарабатывать семье на жизнь небольшими статьями, сопровождаемыми карикатурами. Позднее, в своих воспоминаниях Надар перечислил свои занятия того времени: браконьер, контрабандист, продавец торфа, мелкий клерк, секретарь. Псевдоним «Надар» родился, когда один из друзей будущего фотографа воскликнул: «Ну какой же ты Турнашон! Ты Тур-Надар! (юла). В 1838 году это имя впервые замелькало на страницах парижских и лионских газет, он подписывал им не только свои журналистские и фотографические работы, но и финансовые документы.В марте 1842 года Надар знакомится с молодым Шарлем Бодлером и окончательно обосновывается в Париже, сотрудничая в небольших журналах и газетах. После окончания революции Надар издает собственный журнал «Комическое обозрение». В конце 1951 года Надар со своими помощниками начал работать над циклом карикатур парижских знаменитостей «Пантеон». Для создания некоторых рисунков карикатурист пользовался чужими фотографиями: в конце 1853 года он начал фотографировать сам. Славу Надару принесли фотографические портреты его великих современников. Среди них были художники и писатели, представители парижского мира искусства. Фотомоделями Надара выступали деятели науки — Луи Пастер, Илья Мечников, Жан Анри Фабр, политики – императоры Наполеон III и Александр II, экзотические персонажи – например, посол Сиама, революционеры-анархисты — Михаил Бакунин, Петр Кропоткин, Пьер Жозеф Прудон.

Когда Феликс Надар увлекся фотографией, изобретению Дагерра и Ньепса исполнилось всего 10 лет. На протяжении этих лет велись постоянные споры: искусство ли это, и нужна ли живопись, если человека и пейзаж отныне можно было запечатлеть с помощью йодированной серебряной пластинки, покрытой светочувствительным слоем. В 1853-м фотографией увлекся и младший брат Надара — Адриан. Сделав его своим полноправным партнером, Надар открыл на улице Сен-Лазар фотомастерскую. Адриан хотел подписывать именем брата собственные фотографии, отношения их испортились, и Надар открыл новый фотосалон на бульваре Капуцинов, 35.

Задолго до появления кинематографа Надар использовал прием крупного плана – снимок «Глаза Шарля Гуно». Сняв женский портрет со спины, Надар открывает значимость фигуры автора, точки зрения оператора. В те годы портретирование было почти единственным видом фотографии, на это повлияли визитные карточки – фотографий Дидери, последователя современной французской живописной портретной школы. Однако Надар, а также фотографы Каржа, Адам-Саломон, Камерон сумели выйти из-под влияния живописного портрета.

В 1861 году Надар с фотоаппаратом спустился в парижские катакомбы, запечатлев картины человеческих костей и черепов. Переместить останки умерших из «скелетных домов» в 330-ти километровый тоннель в самом центре Парижа распорядился Людовик XVI. Для этих съемок Надар впервые использовал электрический свет в фотографии.

Неутомимый исследователь, Феликс Надар оставил заметный след не только в фотографическом деле, но и в других областях культуры и техники XIX века. В 60-е годы XIX века в Париже было основано “Общество поддержки воздушных передвижений на машинах тяжелее воздуха”. Президентом Общества стал Надар. Его секретарем и близким другом был фантаст Жюль Верн, оставивший нам литературный портрет фотографа в лице журналиста Мишеля Ардана в двух своих романах — «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны».

Проучившись у знаменитых воздухоплавателей братьев Годар, Надар на собственные средства создал колоссальный воздушный шар «Гигант», совершив полеты в Брюссель, Лион и другие города, а в 1855-м запатентовал идею фотографирования с воздушного шара земной поверхности для нужд картографии и наблюдения за территорией.

Сатирическую литографию «Надар поднимает фотографию до высот искусства». 30 июля 1863 года в Париже Надар выступил со своим «Манифестом динамического воздухоплавания», провозглашавшим необходимость управления полета человеком, и вызвавшим повышенный интерес к теме воздухоплавания и авиации. Под его влиянием в октябре того же года изобретатель А.В. Эвальд обнародовал в Санкт-Петербурге статью «Воздухоплавание», где были изложены основные принципы устройства самолета. Дмитрий Иванович Менделеев в журнале «Воздухоплаватель» в 1880 году писал, что будущее за аппаратами тяжелее воздуха.

Надаром был подготовлен и запущен в небо воздушный шар «Нептун», производивший рекогносцировку прусских войск. С бортов 55 шаров, поднявшихся за 131 день осады Парижа, позиции неприятеля снимались на пленку, которая сворачивалась в трубочку и укреплялась на хвосте почтового голубя, а затем изображение проецировалось на экран.

На Салоне 1859-го года (экспозиции современных произведений искусства, отвечающих строгим нормам академической живописи и скульптуры) Надару удалось добиться невероятного – в программу была включена фотография. А в 1874 году в его мастерской на бульваре Капуцинов целый месяц проходила первая выставка 165 картин будущих импрессионистов – «Анонимного кооперативного общества художников, скульпторов, граверов и литографов», среди которых были Сезанн, Моне, Дега, Сислей.

В 1886 вместе со своим сыном Полем Надар впервые стал делать так называемые фотоинтервью – серии фотографий, под которыми помещались слова, произнесенные во время съемки. Первое фотоинтервью называлось «Искусство жить 100 лет»: 21 фотография 100-летнего химика Эжена Шевреля была снята в день его 101-й годовщины. Братья Люмьер в 1895 году «оживили» фотографию. Феликс Надар руководил изданием журнала «Парижский фотограф» («Paris Photographe»), написал 12 книг, в том числе автобиографию «Когда я был фотографом» (Quand j’étais photographe, 1899) и биографию Бодлера.

Надар пережил всех из своего «Пантеона». Он умер в Париже 20 марта 1910 года, не дожив всего двух недель до своего девяностолетия. Он писал в 1864 году о самом себе: «Поверхностный ум, который коснулся слишком многих предметов, чтобы позволить себе углубиться хотя бы в один… Ненормальный, который всегда ищет каких-нибудь течений, чтобы плыть против них, невнимательный к общественному мнению, непримиримо настроенный к любому признаку законности и порядка». Имя Надара носит престижная французская премия в области фотографии, вручаемая во Франции с 1955 года.

rusmilestones.ru


Добавить комментарий

2 × три =