Коновалов Виктор Яковлевич

Москва, Россия

08.01.1909 - 07.02.1995

Карикатурист, график, пейзажист, плакатист, иллюстратор

Заслуженный художник РСФСР Художник-график. Иллюстратор детских книг. Родился в 1909 году в Москве. Учился в 1927 – 1929 гг. в Московском кустарно-художественном техникуме при Всекомпромсовете у Д. А. Щербиновского и А. И. Гущина, в 1929 – 1933 гг. – во Вхутеине и Московском полиграфическом институте у Л. А. Бруни, В. А. Фаворского, П. Я- Павлинова, Л. Г. Бродаты. Участник художественных выставок с 1927 года.

В 1929 году, успешно сдав конкурсные экзамены, поступил на полиграфический факультет Высшего художественного института (ВХУТЕИНа), позже ставшего полиграфическим институтом. В тридцатые годы печатался в журнале «Пионер», газете «Комсомольская правда». Во время Великой Отечественной войны был политруком партизанского отряда, рисовал и печатал боевые листки. В 1943 года готовил плакатные спецвыпуски «Комсомолки» в Сталинграде, Криворожье, Донбассе.
За заслуги перед Отечеством после войны Коновалов был награжден орденом «Знак Почета». В.Я. Коновалова избирали председателем правления Худфонда РСФСР, заместителем правления Худфонда СССР, секретарем правления Союза художников РСФСР.

Коновалов известен как иллюстратор, плакатист, карикатурист, долгие годы был главным художником журнала «Крокодил». Прекрасный пейзажист. Виктор Яковлевич Коновалов – участник более чем ста крупных всесоюзных и республиканских художественных выставок. Станковая графика, живопись художника находится во многих художественных музеях и картинных галереях бывшего СССР, в Италии, Финляндии, Венгрии.

Где учился:
Московский кустарно-художественный техникум 1927 / 1929
ВХУТЕИН 1929 / 1933
Московский полиграфический институт 1929 / 1933
Изокружок клуба «Коммуна» фабрики им. Фрунзе в Москве
Студия Н.В. Харламова в Москве

Учителя:
Щербиновский Дмитрий Анфимович
Гущин А. И.
Бруни Лев Александрович
Фаворский Владимир Андреевич
Павлинов Павел Яковлевич
Бродаты Лев Григорьевич
Ермилов М. И.
Маркичев Михаил Александрович
Харламов Н. В.

artru.info

 Борис Ефимов о Коновалове

В боевом строю советских карикатуристов не первый десяток лет шагает бывалый солдат „сатирической службы“ Виктор Коновалов. За его плечами немалый художественный опыт и почетный послужной список, в котором значатся такие славные „подразделения”,как ‚,Комсомольская правда“, „Крокодила”, выездные фронтовые редакции. Однако Коновалова нельзя назвать карикатуристом чистой воды — его творческий диапазон шире. Художник успешно работает и в станковом рисунке, и в книжной иллюстрации, и в бытовой юмористической зарисовке. И все же, мне кажется, Коновалов тяготеет больше всего к сатирической графике, причем искусство его находится где-то на стыке карикатуры и жанрового публицистического рисунка.
Наметив тему, Коновалов не ставит себе задачей рассмешить читателя комическими приемами трюковой карикатуры, а стремится достичь сатирического эффекта средствами обстоятельного и реалистического показа действующих лиц, их внешности и мимики, обстановки, в которой они находятся. Он как бы приглашает читателя внимательно и неторопливо оценить комизм нарисованной ситуации, разделить его сарказм, иронию или добрую шутку. Коновалов внимательно всматривается в окружающую действительность, изучает психологию ицповедение людей, наблюдает их взаимоотношения и поступки. Не удивительно, что бытовая тема является основной в творчестве художника.
Придерживаясь реалистической, почти станковой трактовки сатирического сюжета, Коновалов выработал и свой индивидуальным легко узнаваемый изобразительный почерк, для которого характерны объемно-пространственная форма, щепетильное соблюдение правилсветотени, анатомии и перспективы. Вы не встретите у художника линейно-плоскостных карикатур. Он редко обращается к острому графическому гротеску и откровенной гиперболе, избегает столь законного в карикатуре смещения планов и деформации человеческих фигур.
Напротив, коноваловские персонажи кажутся нарисованными с натуры, напоминают знакомые, реально существующие лица. Художник стремится к психологической достоверности, к бытовому правдоподобию своих образов, и в этом основа их выразительности.
Видно, что художник много работает, не довольствуясь первым, хотя бы и удачным, решением, а проверяет его в нескольких вариантах. За каждым его рисунком чувствуется упорный труд, требовательность к себе, настойчивый поиск наиболее выразительной композиции, наиболее точной характеристики.
Основная сатирическая интонация Коновалова—это ирония, то открыто бичующая, то завуалированная, то злая, то добродушная.
Мне думается, что иронический ключ в карикатуре более труден и сложен, чем прямые комические приемы. Ведь ирония требует определенного подтекста, предполагает особенно четкий эмоциональный контакт художника с читателем. И нет ничего более конфузного для автора, чем недошедший до читательского восприятия сатирический смысл.
Ирония коноваловских рисунков проста и доходчива, так как основана на нравственной силе и гражданственности советского мировоззрения, на уверенности художника в правоте и человечности нашего общественного строя, на его непримиримой ненависти но всему недостойному, безобразному и отсталому, что еще омрачает наш быт.
Очень часто ироническая острота заложена Коноваловым не только в самом зрительном изображении, но и в „закадровом“ развитии темы, когда раскрытие сатирического содержания рисунка опирается на литературный текст. Вот, например, лист, на котором изображена разговаривающая по телефону дама не первой молодости, в пестром халате, с массивным браслетом на руке и аляповатыми серьгами в ушах. Это еще только метко выхваченный из жизни жанровый персонаж. Но рисунок сразу приобретает острый сатирический смысл, когда мы прочитываем подпись: „—Вадик ушел на вечеринку. Вернется или завтра утром или через пятнадцать суток“.
Этим текстом художник расширяет рамки рисунка, вводит читателя в атмосферу семейки, где мещанка-мамаша потворствует своему избалованному сынку. Мы как бы видим исамого Вадика, великовозрастного балбеса, уже, видимо, приучившего домашних к своим похождениям. Тесно связано с текстом и содержание отличного рисунка из той же серии „Мамины и папины детки“: „—Я покажу им, как ставить двойки!“
А вот другой лист:
“-Ты хотела покупать стиральную машину?
-Теперь уже раздумала, ко мне мама приехала“.
Эта едкая подпись превращает на первый взгляд безобидную жанровую картинку в гневное, саркастическое разоблачение мещанского эгоизма.
Коновалов часто строит эффект своих сатирических листов на таком сочетании изобразительного и литературного планов. И это, мне кажется, вполне оправданный художественный прием, столь же действенный, как, скажем, „картинки без слов“ или любая другая форма журнально-газетной сатиры. И Коновалов сильнее всего именно в таких реалистических, иронически-жанровых рисунках.
Творчество Виктора Коновалова — интересный и весомый вклад в нашу сатирическую графику. По темным пятнам нашего быта художник бьет настойчиво и неутомимо, с темпераментом и упорством настоящего сатирика-бойца, с точным идейным прицелом художника-коммуниста.

Из вступительной статьи к каталогу “Иронические рисунки” изд-во Художник РСФСР, Ленинград 1967г., народного художника СССР БОРИСА ЕФИМОВА


Добавить комментарий

5 × четыре =