Клинч Борис Григорьевич (Петрушанский Гарри)

Москва, Россия

1892 – 1946 гг.

Карикатурист, плакатист, иллюстратор, график, колажист

Советский художник-график, карикатурист, плакатист, иллюстратор. Автор сатирических фотомонтажных композиций. Работал художником-сатириком в газете «Рабочая Москва», журналах «Безбожник», «Красный перец» и «Крокодил».
Более известен как Борис Клинч, — интереснейший художник 1930-х годов. В своей работе один из первых начал использовать фотомонтаж в агитационных плакатах: «В ответ обнаглевшей международной поповщине и буржуазии укрепим обороноспособность СССР и боевую мощь Красной Армии» (1931, в соавторстве с В. И. Козлинским); «Под руководством ВКП (б) героический рабочий класс СССР и его большевистская смена строят и выстроят свое социалистическое будущее» (1932); «Вперед – к мировому октябрю!» (1933), «Сильнее огонь по классовому врагу!» (1933), «Во всем мире нет народа, который хотел бы войны» (1936), «1 мая» (1936), «А ты включился в соревнование?» (1937), «О всесоюзной сельскохозяйственной выставке» (1939).
В журнале «Крокодил» печатались произведения знаменитого немецкого художника Джона Хартфильда, в творчество которого был влюблен молодой Клинч. Хартфильд — основоположник сатирического фотомонтажа в искусстве мировой карикатуры. Творчество Хартфильда очень быстро завоевало популярность во всем мире и родило целый ряд последователей и учеников. В СССР впервые серьезно занялся сатирическим фотомонтажом Борис Клинч.
В 30-х годах к фотомонтажу в разной мере прибегали многие художники, в плакате это были Г. Клуцис, В. Корецкий, Бухарова, Кулагина, Н. Долгоруков, В. Денни, но практически, Б. Г. Петрушанский был первым, кто этот приём сочетал с карикатурой. Впоследствии этим занимались многие художники сатирических журналов и плакатисты, включая 70-80-е годы.
Клинч впервые использовал документальную убедительность и образную выразительность фотографии, поставив ее на службу карикатуре, много работал в журналах. В похожем ключе над фотомонтажом работал А. А. Житомирский, его работы тоже публиковались а «Крокодиле», Б. Корецкий всегда работал в плакате.
Мастерство композиции, умелое построение перспективы, закономерная пропорциональность включенных в монтаж фотографий, а главное, яркость художественной мысли делают работы Б. Клинч заметным явлением в искусстве карикатуры.
Вот, например, знаменитый фотомонтаж Бориса Григорьевича Клинча «Слезы пацифиста» («Крокодил», 1932), сделанный больше восьмидесяти лет назад и целиком сохранивший свою актуальность. На зрителя смотрит с монтажа некий пацифист с огромной головой. На словах он — глубоко оплакивает жертвы войны, а на деле проливаемые им слезы превращаются на глазах читателя в авиационные бомбы, уничтожающие людей.
Публицистический талант художника в сочетании с художественной фантазией позволили ему сказать новое слово в искусстве. Некоторые фотомонтажи художника издавались в виде плакатов и открыток. К сожалению, Борис Григорьевич начал заниматься фотомонтажом только в конце своего творческого пути. Ранняя смерть не дала ему возможности еще ярче проявить свой талант в этом оригинальном жанре, изобразительной сатиры.
Наиболее ценное в работе Бориса Клинч — высокая эмоциональная образность. В отличие от целого ряда подражателей Хартфильду, взявших на вооружение лишь техническую сторону его творчества, сделавших своим основным инструментом ножницы и ограничившихся механическим склеиванием фотографий, художник Клинч пошел по самобытному и творческому, но плодотворному пути создания художественного образа.
В военные годы Борис Клинч рисует острые антигитлеровские карикатуры («Сеятель» 1941, «Наступающий 1945 год»), обличающие уродство фашистских захватчиков, эти иллюстрации отличают лаконизм, гротеск, острота, занимается патриотическим плакатом: «Брак — враг, долой брак» (1941), «Одуванчик».
Графические работы и плакаты Б. Г. Клинч (Петрушанского) находятся в Российской государственной библиотеке, Центральном музее Великой Отечественной войны, Мемориальном музее немецких антифашистов в Красногорске, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, частных коллекциях России и Великобритании.

http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/407-klinch-petrushanskij-boris-garri-grigorevich-1892-1946.html
 Незаслуженно мало написано о родоначальнике своеобразного жанра советской карикатуры, сатирического фотомонтажа,— Борисе Григорьевиче Клинче. В «Крокодиле» печатались произведения знаменитого немецкого художника Джона Хартфильда, в творчество которого был влюблен молодой Клинч. Хартфильд — основоположник сатирического фотомонтажа в искусстве мировой карикатуры. Он впервые использовал документальную убедительность и образную выразительность фотографии, поставив ее на службу карикатуре.
Публицистический талант мастера в сочетании с художественной фантазией позволили ему сказать новое слово в искусстве. Творчество Хартфильда очень быстро завоевало популярность во всем мире и родило целый ряд последователей и учеников. У нас впервые серьезно занялся сатирическим фотомонтажом Борис Клинч. Самое ценное в его работе—высокоэмоциональная образность. В отличие от целого ряда подражателей Хартфильду, сделавших своим основным инструментом ножницы и ограничившихся механическим склеиванием фотографий, Клинч пошел по многотрудному, но плодотворному пути создания художественного образа, в основе которого лежит глубокая правда документальной фотографии, жизненный конфликт, в ней заключенный.
Вот, например, знаменитый фотомонтаж Бориса Григорьевича Клинча «Слезы пацифиста» («Крокодил», 1932), сделанный больше сорока лет назад и целиком сохранивший сою злободневность. На зрителя смотрит с монтажа некий пацифист с огромной головой. На словах он – глубоко оплакивает жертвы войны, а на деле проливаемые им слезы превращаются на глазах читателя в… бомбы, уничтожающие людей.
Мастерство композиции, умелое построение перспективы, закономерная пропорциональность включенных в монтаж фотографий, отсутствие следов ножниц и клея, а главное, яркость художественной мысли делают работы Клинча заметным явлением в искусстве карикатуры. Именно поэтому ряд его журнальных фотомонтажей вышел позднее в виде плакатов и открыток. Хочется напомнить еще фотомонтаж, посвященный одному из запевал всесоюзного социалистического соревнования знатному забойщику Никите Изотову. Художник показал его перед зеркалом, в котором отражается не один, а десятки Изотовых: «Кажется, еще недавно,— говорит Изотов,— я был один, а теперь сколько нас — Изотовых!» («Крокодил», 1934). Борис Григорьевич начал заниматься фотомонтажом только в конце своего творческого пути.
В течение многих лет он работал как художник-карикатурист в газете «Рабочая Москва» и в журналах «Красный перец» и «Крокодил». Преждевременная смерть не дала ему возможности еще ярче проявить свое дарование в этом оригинальном жанре, изобразительной сатиры. В «Крокодиле» печатались также запомнившиеся фотомонтажи А. А. Житомирского и В. Б. Корецкого.

http://community.livejournal.com/old_crocodile/114018.html


Добавить комментарий

14 + 19 =