Кикин Андрей Викторович

Россия

04.12.1898 - 09.12.1963

Карикатурист, скульптор-монументалист, график, иллюстратор, преподаватель

Родился 4 декабря 1898 года.
Русский советский скульптор-монументалист, график, художник-иллюстратор.
Работал в области монументальной и станковой, преимущество портретной скульптуры. Автор ряда исторических образов деятелей науки и национальных героев.
Член Союза художников России с 1934 года.
С 1937 года — участник областных выставок. Экспонент республиканских (Москва, 1941, 1951, 1952, 1955, 1957, 1960), всесоюзных (Москва 1942, 1957) художественных выставок. Персональная выставка: Горький 1959.
Андрей Кикин родился в селе Верякуши Нижегородской губернии. После Нижегородской гимназии окончил с золотой медалью Нижегородский Александровский Дворянский Институт. Свободно владел французским и английским языками: читал и переводил без словаря.
В 1917 году работал в «Губпродкоме». В 1919 году призван в Красную Армию, с мая 1920 года служил в Новочеркасске, а с ноября 1922 года — в Чите при Управлении снабжения штаба народной революционной армии под командованием Блюхера. После демобилизации в 1922 году учился в Читинской художественно-промышленной школе и одновременно работал художником в редакциях газет «Забайкальский рабочий» и «Забайкальский крестьянин».
В 1924 году поступил в Высший художественный технический институт (ВХУТЕИН) в Москве, где его учителями были художники П. В. Кузнецов, П. В. Митурич и основоположник советского дизайна В. Е. Татлин. В период учёбы рисует для журналов «Крокодил», «Экран» и др. Дипломная работа — фриз в Доме пионеров Хамовнического района Москвы, получила оценку «отлично». Закончил учёбу в 1930 году с квалификацией художника монументальной живописи.
В 1927 году женился на своей двоюродной сестре Людмиле Яковлевне Ходаковой. В 1928 году родился сын Даль.
После окончания института его приглашают на работу в Свердловск, в редакцию газеты «Уральский рабочий». С 1931 по 1938 год проживает с семьёй в Свердловске, где в 1934 году родилась дочь Ирина. Работает в отделе политической карикатуры, в издательствах по оформлению книг и плакатов, а позднее — в газете «Путевка», принимает участие в оформлении Свердловского Дома литературы и искусства (живописные панно Бетховена, Пушкина, Леонардо да Винчи).
В 1937 году принят в Союз Художников и Товарищество Художников СССР как скульптор.
В 1937 году арестован как «враг народа» брат Кикина Василий. Чтобы избежать ареста по доносу, о котором скульптору стало известно от знакомого сотрудника НКВД, в начале 1938 года семья переезжает в Горький.
В 1941 году конструктор артиллерийских орудий В. Г. Грабин приглашает А. В. Кикина в отдел главного конструктора Горьковского артиллерийского завода № 92 «Новое Сормово» для оформления технических рисунков боевых машин. После организации Центрального артиллерийского конструкторское бюро (1942) Грабин в 1947 году приглашает скульптора в подмосковный Калининград для продолжения работы. Параллельно с основной работой А. В. Кикин имеел возможность работать над скульптурой в отведенной для него при КБ огромной отапливаемой мастерской. Но доступ посетителей в мастерскую был ограничен по причине секретности предприятия, и в начале 1949 года А. В. Кикин возвращается в Горький.
Кикин много сделал для создания музеев боевой и трудовой славы на базе «Автозавода» и завода «Красное Сормово» в Горьком.
В 1934 году «Гослестехиздательство», которым руководил писатель П. П. Бажов, предложило Кикину иллюстрировать произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. Были сделаны иллюстрации к произведениям «Бойцы», «Три конца», «Охонины брови», «Горное гнездо», к сборнику дореволюционного и послереволюционного фольклора под ред. П. П. Бажова, к книге «Рудознатцы» А. Г. Бармина, «Уральские поэмы» В. В. Каменского (1935), оформление сборника «Дореволюционный фольклор на Урале» (1936).
В 1936 году Кикин создает бронзовый барельеф на надгробие французскому писателю Анри Барбюсу, похороненному на кладбище Пер-Лашез.
В 1937 году принимает участие в конкурсе на проект фонтана напротив Свердловского Дворца Пионеров и занял первое место. Фонтан представляет собой сидящего в центре бассейна мальчика, держащего в руках огромную рыбу. Изо рта рыбы бъёт фонтан, по окружности бассейна — лягушки, от каждой из них бъёт струя воды к центру. При работе над фигурой мальчика позировал скульптору сын Даль.
В 1938—1941-х годах выполнены памятники А. М. Горькому, В. П. Чкалову, И. Кулибину. Одна копия памятника Горькому находится в вестибюле Горисполкома Нижнего Новгорода, другая — в парке Кулибина. В 1939 году Кикин получил вторую премию на конкурсе за проект памятника Чкалову (первая премия не была присуждена никому). За другую работу — бюст Чкалова — Кикин был выдвинут на получение Сталинской Премии 1941 году. Бюст В. П. Чкалова был принят на выставку «Лучшие произведения советских художников за 25 лет».
В военные годы художник работает над портретами советских воинов, полководцев, деятелей науки и искусства:
• маршала А. Е. Голованова (1943, красный песчаник),
• сормовского рабочего-вальцовщика Усова (1944, гипс),
• портрет В. Г. Грабина (1945, гранит),
• артиста Н. И. Собольщикова-Самарина (1946, мрамор).
В мастерской ЦАКБ (1947—1949) созданы скульптурные произведения: «Песня о победе», «Бюст Серго Орджоникидзе» (мрамор), «Буревестник».
По возвращении в Горький Кикин работает над скульптурными портретами инженера Сормовского завода Коняхина, старых большевиков Пушкина и Мочалова. В 1949 году создается скульптурная группа «Ремесленник у станка» (чугун), в 1950 году — портрет профессора Докучаева.
Позднее выполнены иллюстрации рассказов А. П. Чехова, М. Горького (1946), В. Г. Короленко (1950), Ф. Гладкова (1951).
В годы войны А. В. Кикин начал работу над скульптурой Козьмы Минина, в 1949—1950 переводит бюст в мрамор. В 1950 году памятник был установлен в Горьком перед домом № 1 на улице Минина.
Значительное число работ 50-х годов посвящено детям: «Борька» (1952, чугун), «Натуля», «Дети» (1956, чугун), «К звездам» (1953, гипс). Работа «К звездам» предвосхищает полет Ю. Гагарина в космос — мальчик-космонавт сидит верхом на ракете, за поясом у него луна, надо захватить ещё только несколько звёзд.
В связи с 50-летием русской революции 1905 года создает произведение «Гнев народный» (1955, серый мрамор), работает над фронтоном фасада Дома Культуры завода «Двигатель революции». Композиция состоит из 3-х фигур: старик-гусляр, скрипач и балерина.
В 1957 году на выставку А. В. Кикин представил две скульптуры: «Сталевар» (бронза) и композицию «Алеша Пешков».
В 1958 году завершает работу над барельефом Петра I к мемориальной доске у Домика Петра I. В конкурсе на памятник комиссару Волжской военной флотилии его проект занял 2-е место.
Работал А. В. Кикин и над бытовой скульптурой. Им создана пепельница на сюжеты сказок А. С. Пушкина, зеркала на мотивы сказок П. Бажова и басен И. А. Крылова.
Много было создано художником и графических работ, посвященных семье: сыну, дочери, жене, выполненных маслом, акварелью, пастелью, карандашом.
Педагогическая деятельность
В 1932 — 33 годах преподавал в Свердловском художественном техникуме.
В 1962 — 63 годах руководил скульптурной секцией при Дворце культуры им. Ленина в Горьком.
Ученики
• Фоминых, Паисий Яковлевич
• 9 сентября 1999 года к 101-ой годовщине со дня рождения в Нижнем Новгороде на площади Горького, на доме № 1, где последние годы жил скульптор, была открыта мемориальная доска.

Википедия

Дворянин из «Уральского рабочего»

Сотрудник НКВД в 1930-е годы спас от репрессий работавшего в газете известного скульптора и художника Сергей СКРОБОВ, 23 августа 2016

На рубеже 1936-го и 1937 годов в свердловскую квартиру карикатуриста газеты «Уральский рабочий» Андрея Викторовича Кикина въехал новый постоялец, которого «ответственный квартиросъемщик» называл исключительно «Учитель».
Новым постояльцем на три месяца стал знаменитый художник, один из основоположников советского авангарда Владимир Евграфович Татлин. Тогда его пригласили в столицу Урала создавать спектакль «Пушкин» в местном Драматическом театре.
С Андреем Кикиным он познакомился еще в 1924 году, когда стал преподавать последнему в Московском художественном институте ВХУТЕИН. В те годы молодой студент и начал творческую карьеру в качестве иллюстратора в сатирическом журнале «Крокодил». А уже в 1931 году перебрался с женой Людмилой Яковлевной и трехлетним сыном Далем в Свердловск, поступив на работу художником в редакцию газеты «Уральский рабочий». Правда тогда он, конечно же, старался не упоминать о том, что был совсем не рабочего происхождения, закончил с золотой медалью Александровский дворянский институт и свободно говорил на трех языках.
Вообще же он был уже не первым из Кикиных, которые обосновались в Екатеринбурге. Даже в письмах основателя города Георга Вильгельма де Геннина встречаются письма, адресованные адмиралу Кикину. С 1839-го по 1844 годы на улице Ново-Московской проживал унтер-шихтмейстер 1-го класса Уральского Горного правления Михайло Александрович Кикин, а 29 марта 1885 года со сцены Общественного собрания пела на «чрезвычайно интересном музыкальном вечере» некто госпожа Кикина. Еще же Кикины числились жителями на разных улицах города XIX века — отставной мастеровой с Коковинской, крестьянин Тимофей Федорович с Третьей Мельковской и мещанин с улицы Спасской. И даже на выставке Уральского общества любителей естествознания 1887 года членом комиссии по археологии, антропологии, этнографии был выбрал некто И. И. Кикин. А последними Кикиными, покинувшими город в годы Гражданской войны, была семья Екатерины Яковлевны Кикиной — вдовы коллежского секретаря с ул. Колобовской, 44 (ныне ул. Толмачева).
Но вернемся к судьбе Андрея Викторовича. Подрабатывал художник А. В. Кикин в середине 1930-х годов и в железнодорожной газете «Путевка». А в 1936 году он стал первым иллюстратором уральских сказов Бажова, впервые изобразив Хозяйку Медной горы. Еще по заказу местных издательств он иллюстрирует произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других уральских писателей. Привлекали его к работе и местные типографии. Так, многим свердловчанам в 1932 году вручали «кикинские» почетные грамоты, отпечатанные в местной хромолитографии.
А пока передовикам производства вручали награды, сам автор бегал на занятия в Свердловский художественный техникум, преподавая студентам скульптуру. Позже один из крупнейших скульпторов Южного Урала Паисий Яковлевич Фоминых, автор многочисленных памятников и чугунных уральских скульптурок, назовет скульптора Кикина своим лучшим учителем.
То, что Андрей Кикин был мастером далеко не местного уровня, говорит и то, что его бронзовая работа в 1936 году украсила могилу писателя Анри Барбюса на парижском кладбище Пер-Лашез. Произошло это так. 30 августа 1935 года умер один из самых известных писателей Французской республики. Он был близок официальной советской политике как революционно настроенный писатель, но и странным образом находил понимание у себя на родине. Виной всему был — талант! И советское правительство решило украсить могилу писателя памятником из СССР. Над этим политическим заказом трудились уральские мастера камнеобрабатывающих мастерских Свердловского Домтяжпромурала, промартели «Мраморский кустарь», рабочие Мраморского отделения и гальванопластической лаборатории Гранильной фабрики и литейщики Каслинского завода. А руководили созданием монумента художник К. П. Трофимов, скульптор А. В. Кикин и инженер А. А. Антипин.
Уже через год после смерти литератора, 24 августа 1936 года, во дворе свердловского дома промышленности (ныне известного как «Пентагон» на ул. Малышева) открылся многотысячный митинг. В центре огромного двора на мраморном стилобате, в окружении яшмовых блоков стояла родонитовая стела. На ней был укреплен бронзовый барельеф писателя, выполненный скульптором Кикиным по слепку, присланному ему парижанином Аронсоном. Внизу же блестели позолоченные латунные буквы с именем писателя и табличка «Другу рабочего класса Франции, достойному сыну французского народа, другу трудящихся всех стран, глашатаю Единого фронта трудящихся против империалистической войны и фашизма товарищу Анри Барбюсу от трудящихся Урала (СССР)».
Через несколько дней после изготовления в Свердловске блоки и бронзовый барельеф перевезли в Ленинград и погрузили на корабль до Антверпена. Там из бельгийского порта его на поезде довезли до столицы Франции. В открытии монумента на кладбище Пер-Лашез участвовало около 50 тысяч парижан, и в Свердловск пришло письмо от семьи писателя, заканчивающееся фразой: «…Прошу вас передать всем нашу братскую и полную восхищения благодарность».
Но по своей специальности Андрей Викторович Кикин все же был художник-монументалист. Так что заказывали ему и живописные панно для Свердловского дома литературы и искусства на улице Пушкина (ныне Дом писателя). Для последнего им были созданы живописные панно, посвященные Бетховену, Пушкину и Леонардо да Винчи. В Свердловском же краеведческом музее сохранилась и другая работа мастера — картина «Обработка дерева», созданная для экспозиции музея 1930-х годов.
В 1937 году, в связи с предстоящим открытием на площади Народной Мести Свердловского дворца пионеров, решили создать фонтан и объявили конкурс. Выиграл его Андрей Кикин, перед этим посадив перед собою в мастерской своего девятилетнего сына Даля и вылепив с него скульптуру мальчика, державшего в руках огромную рыбу. Благодаря этому-то творению в 1937 году его и приняли в Союз художников СССР.
Кстати, это был уже не первый свердловский фонтан, который был создан Кикиным. Так, в 1934 году на главной площади города в сквере у пассажа им была вылеплена скульптурная группа для фонтана, изображавшая мальчика и девочку, играющих у запруды. Моделями для пассажного фонтана были выбраны его дети — сын Даль и дочь Ирина. А вот с какой же модели он лепил чугунных свердловских лягушек «из фонтана на площади Народной Мести», история умолчала.
Но однажды в декабре 1937 году в его квартиру постучал сотрудник НКВД, живший в этом же подъезде. Он тихо сообщил: — Андрей Викторович, на вас пришел донос. Мой вам совет: уезжайте, искать вас скорее всего не будут…
Спешно бежав с Урала, Андрей Викторович с семьей обосновался в Горьком, где их и застала Великая Отечественная война. Теперь он уже не рисовал, а чертил проекты боевых машин на эвакуированном артиллерийском заводе «Новое Сормово». Вновь его соседом по квартире на улице Краснофлотской, 112, на четыре месяца 1941—1942-х годов стал эвакуировавшийся столичный художник В. Е. Татлин. Тогда же он привез еще и своего сына Владимира. Именно из квартиры Кикиных сын художника Татлина ушел на фронт, и в этом же 1942 году погиб от пули немецкого стрелка.
А после окончания войны Андрей Кикин украшает город Горький (ныне Нижний Новогород) многочисленными монументальными скульптурами — Горького и Чкалова, изобретателя Кулибина и патриота Козьмы Минина.
Не стало же карикатуриста, монументалиста, скульптора и живописца Андрея Викторовича Кикина «из села Верякуши Нижегородской губернии» 9 декабря 1963 года.

http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/20286/


Добавить комментарий

четыре × 4 =