Кент Рокуэлл

Нью-Йорк, США

21.06.1882 - 13.03.1971

Карикатурист, живописец, архитектор, писатель

Родился 21 июня 1882 года в Тарритаун, шт. Нью-Йорк, американский художник, писатель, общественный деятель. Учился живописи у Р. Хенри. Работал рыбаком, плотником, много путешествовал, жил на С. США, Ньюфаундленде, в Гренландии. Развивая традиции американского реалистического искусства, выполнил многочисленные картины, рисунки, гравюры, литографии, ярко запечатлевшие суровую природу северных стран, жизнь простых людей — тружеников и борцов («Труженики моря», 1907, музей в Нью-Бритене; «Весенняя лихорадка», 1908, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Автор антифашистских плакатов и карикатур. Иллюстрировал произведения американских, западноевропейских, русских авторов и собственные книги. Для творчества К. характерны мужественная одухотворённость образов, чёткий, сильный рисунок, звучный колорит. В 1960 К. подарил советскому народу свыше 900 своих произведений.

Как писатель К. дебютировал в 1920 книгой об Аляске «В диком краю» (рус. пер. 1965). В книге «Курс N by Е» (1930, рус. пер. 1962), «Саламина» (1935, рус. пер. 1962) и «Гренландский дневник» (1962, рус. пер. 1969), составляющих своеобразную «сагу о Гренландии», К. ярко обрисовал труд и отдых эскимосов, дал замечательные описания Севера. Автобиографические сочинения К. «Это моё собственное» (1940) и «Это я, Господи» (1955, рус. пер. 1965) раскрывают широкую панораму общественной жизни США с конца 19 до середины 20 вв. Основная часть книги «О людях и горах» (1959) посвящена его впечатлениям от поездки по СССР в 1958.

Мужественный борец за мир и демократию, К. ещё в 30-е гг. выступал против угрозы фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира (Париж — Прага, 1949), был одним из инициаторов и авторов исторического Стокгольмского воззвания (март 1950), делегатом Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва, июль 1962). Член Всемирного Совета Мира (с 1955). Председатель Национального совета американо-советской дружбы (с 1957). Почётный член АХ СССР (1962). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1967).

К. П. Кудров

Кент Рокуэлл (1882-1971) – американский художник, архитектор, писатель и общественный деятель. В очень искренней, глубокой автобиографической книге, названной первыми словами негритянского гимна “Это я, Господи”, Рокуэлл Кент, неутомимый путешественник и творец пластических мифов, попытался объяснить свое мировосприятие. “Бог для меня,- писал он,- символ жизненной силы мира и Вселенной; его именем я называю то огромное неизвестное, непознаваемое, что присуще человеку, зверям, птицам и жукам, деревьям, цветам и грибам, земле, солнцу, луне и звездам”. Именно это возвышенное, глубинное восприятие бытия чувствуется в его лаконичных, строгих и в то же время очень романтичных пейзажах северной природы и даже в иллюстрациях.
Рокуэлл Кент родился 21 июня 1882 года в Уэстчестере в семье компаньона адвокатской фирмы. Вскоре семья переехала в Тэрритаун. Когда Рокуэллу было пять лет, его отец умер. И семья долгое время жила в Ирвингтоне, в просторном доме тетушки Джози Бэнкер, где была большая библиотека. В девять лет Рокуэлла отправили учиться в закрытую школу-интернат для мальчиков, которая находилась в Северном Тэрритауне. А позже он учился в академии в Чешире около Нью-Хейвена и подготовительной школе Хорэса Манна, где большое внимание уделялось проектированию и изготовлению в мастерских самых разных предметов. Тем временем его тетушка приобрела печь для изготовления фарфора, и Рокуэлл с большим вдохновением принялся расписывать фарфоровую посуду.
После окончания школы Рокуэлл Кент некоторое время работал в Тэрритаунском национальной банке, а потом поступил в Колумбийский университет, где изучал архитектуру.
Когда на лето студентам задали сделать двенадцать этюдов, Рокуэлл Кент вместо этого написал около ста картин. Однако привезти их все было невозможно, и он представил на осеннем просмотре всего одну работу и письмо своего учителя, что Рокуэлл перевыполнил данное задание. Однако профессор Хэмлин, посмотрев на единственную работу, невозмутимо опросил:
– А где еще одиннадцать? Раздосадованный Рокуэлл, вспылив, ответил:
– Сейчас я возьму линейку и мел и разделю эту картину на двенадцать прямоугольников, йотом вырежу каждый ножницами, наклею на отдельный кусок картона и вы получите свои двенадцать этюдов.
Свое образование Кент продолжил в нью-йоркской Школе искусств под руководством Уильяма М. Чейза. Там же преподавали Роберт Генри, который, по словам Кента, “стремился передать вещность, теплоту, прелесть плоти, грацию движений и жестов”, и Кеннет Хейс Миллер, настаивавший, чтобы будущие художники почаще полагались в своей работе на разум. Кент много читал, увлекался Дарвином, Толстым, поэзией.
В 1905 году Рокуэлл Кент отправился в Дублин (штат Нью-Хэмпшир) – работать подмастерьем и учиться у художника Эббота Тэйера. Именно в это время Кент впервые открыл для себя истину, ставшую девизом всего его творчества: “Смотри вокруг себя как обыкновенный человек и благодари Бога и родную мать за то, что они дали тебе хорошие глаза; и пиши как обыкновенный человек, а не как художник”.
В этом же году Кент стал преподавателем в нью-йоркской Школе искусств и отправился по совету Генри писать пейзажи на полудикий остров Монхеган в штате Мэн. Там он не только рисовал, но и работал возчиком, грузчиком и бурильщиком колодцев, потом спроектировал и построил несколько домов. Позже Кент писал о Монхегане: “Это был крохотный островок, плавучий комочек земли, затерянный в безграничности воды и неба; человек, казалось, обретал здесь прибежище от нависшей громады космоса лишь в тесном общении с людьми и природой”.
Картины Кента начали появляться на выставках в нью-йоркских галереях. Критики высоко оценили его работы. Один из них писал: “Краски положены кистью атлета. Художник позволяет себе цветовые диссонансы, которые заставляют вас поднять воротник пальто”. Труженики моря – рыбаки в лодках, снежные лощины и горные утесы – все было воссоздано с поистине исполинской силой.
Отправившись зимой в нью-хэмпширский Дублин, Кент познакомился там с юной племянницей Тэйера Кэтлин Уайтинг, с которой вскоре был помолвлен. Кент вспоминал: “Кэтлин, как сильно я ни любил ее, была для меня больше, чем просто любимая девушка: она несла с собой обещание бесконечного блаженства, освобождения от ставших чуть ли не невыносимыми оков подавляемых страстей”. Некоторое время молодые, у которых уже родился первенец, жили на острое Каритас.
О новых картинах Кента “Снегоукатчик”, “Скалистые мысы Северной Атлантиды” и других много писали в прессе.
У Рокуэлла и Кэтлин родилось четверо детей, но семейное счастье не сложилось. В 1926 году Рокуэлл познакомился с Фрэнсис Ли, которая вскоре стала его женой и помощницей. “Когда я впервые увидел Фрэнсис Ли, я сделался слеп и глух ко всему остальному”,- признавался Кент.
Он любил суровую природу Севера, любил смелых, крепких, мужественных людей, которые умели преодолевать самые немыслимые трудности и сами ковали свою судьбу. Долгое время Кент жил на острове Ньюфаундленд в Канаде, на Аляске, а потом в Гренландии. Особенно плодотворными были для него конец 20-х – 30-е годы, когда появились его полотна “Собаки в фьорде Кангендлуарссук”, “Художник в Гренландии”, “Гренландцы”, “Ноябрь в Северной Гренландии” и символичные по смыслу графические работы “Девушка на утесе”, “Человек у мачты”, иллюстрации к “Макбету”, “Двенадцатой ночи” и другим произведениям Шекспира и еще множество картин и графических листов.
В 1939 году Кент должен был начать писать новую книгу, однако Фрэнсис, которая помогала ему, не было рядом. И он в качестве секретаря пригласил мисс Джонсон, которая стала для него больше, чем другом и помощником. Особенно нравилось Кенту то, что Салли умела восторгаться окружающей красотой. Кент вспоминал: “Неземная красота светящегося пика на фоне все еще серого утреннего неба так взволновала Салли, что, глядя на ее одухотворенное лицо, я готов был упасть перед ней на колени. С этого момента мне нелегко было скрыть свою любовь”.
Салли была ровесницей младшей дочери Кента, однако родные и даже Фрэнсис одобрили выбор художника. А дочь Барбара сказала: “Лучшее из всего, что ты сделал в своей жизни, Рокуэлл, это то, что ты женился на Салли”.
В 40-е годы в произведениях Кента начали появляться социальные мотивы – “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, “Европа в 1946 году”. Рокуэлл Кент некоторое время жил во Франции, не раз бывал в СССР. Он иллюстрировал свои книги “Саламина”, “Это я, Господи”, “О людях и горах”, “Гренландский дневник”, а также “Декамерон” Боккаччо и многие Другие произведения западноевропейских и русских писателей, делал антифашистские плакаты и карикатуры. Горы и свой любимый Север Кент писал и в 50-е, и в 60-е годы. Очень лирична созданная в это время его картина “Салли и море”.
Его любовь, его муза Салли была его незаменимой помощницей. Он писал картины и книги, она по нескольку раз перепечатывала и вычитывала рукописи, помогала Рокуэллу всем, чем могла. А он не терял чувства юмора и на одном из дней рождений прочитал Салли шуточное стихотворение, в котором были и такие строки:
О, Салли,, ты, как василек,
Цветешь, благоухая,
А твой любимый муженек
Уж вянет. Грусть какая…
Умер Рокуэлл Кент 13 марта 1971 года.
Те, кто знал этого всесторонне одаренного человека, в шутку говорили, что Рокуэлл Кент, наверное, не человек, а некая тайная организация. Ведь он был не только живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.


Добавить комментарий

9 + шестнадцать =