Каульбах Вильгельм фон

Мюнхен, Германия

15.10.1805 - 07.04.1874

Живописец, иллюстратор, карикатурист

Родился 15 октября 1805. В 1821 году Вильгельм фон Каульбах поступил в Дюссельдорфскую академию художеств и обучался у Петера фон Корнелиуса, позднее, в 1826 году переехал в Мюнхен и в течение некоторого времени обучался в Мюнхенской академии художеств. В 1835 году Каульбах предпринял поездку в Италию, где создал большое количество рисунков и эскизов по мотивам природы Италии. К первым самостоятельным работам Каульбаха в Мюнхене относятся плафон «Аполлон и музы» в Одеоне, несколько фресок в аркадах мюнхенского Хофгартена, 16 настенных картин (сцены из истории Амура и Психеи во дворце герцога Максимилиана, несколько таких же картин в королевском дворце и ряд изображений на темы из стихотворений Клопштока в «Кёнигсбау». В этих работах уже нашёл своё выражение талант художника как в рисунке, так и в композиции. Однако такие картины не соответствовали мечтам художника о создании произведений, отражающих драматические и патетические события, какими стали два поразительных по своей экспрессивности рисунка к «Преступнику из-за потерянной чести» и «Дому умалишённых» Шиллера. В 1834-37 годах Каульбах создал своё бесспорно лучшее произведение: величественную «Битву гуннов». За этим произведением следовала не менее значительная картина Каульбаха «Разрушение Иерусалима» (1839-45). Упомянутые работы обеспечили художнику имя и известность по всей Германии, благодаря чему прусский король Фридрих Вильгельм IV поручил ему роспись стен парадной лестницы берлинского Нового музея. Каульбах вместе с учениками написал восковыми красками шесть картин символическо-исторического содержания («Вавилонское столпотворение», «Разрушение Иерусалима», «Битва гуннов», длинный фриз «Игры гениев», «Изида», «Венера», «Сага», «Живопись», «Скульптура», «Моисей», «Солон» и пр.), которые как нельзя лучше говорят о сильных и слабых свойствах художника: о его редкой изобретательности, глубокомыслии, строгости его рисунка, умении умно и ясно характеризовать и группировать фигуры, но вместе с тем и о холодности его фантазии, о преимущественно рефлективном отношении к своим задачам, чем о живом, непосредственном вдохновении.

Юмор Каульбаха отчётливее обнаруживается в его иллюстрациях к «Рейнеке-Лису» Гёте, опубликованного вскоре после написания берлинских картин. Более удачными считаются фрески на внешних стенах Новой пинакотеки в Мюнхене, порученных ему по окончании «Разрушения Иерусалима». В этих фресках Каульбах попытался сатирически отобразить историю современного ему немецкого искусства и художественные затеи короля Людвига I. В годы революционных потрясений в 1848-1849 годах он начал создавать карикатуры на политические темы и рисовать шаржи на видных политических деятелей.
Каульбах умер во время великой эпидемии холеры в Мюнхене в 1874 году.

wikipedia


Добавить комментарий

четыре × один =