Еркимбаев Рауль

Россия

Карикатурист

Живет в Череповце. Активный участник Армии воли народа. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации. Является главным художником российской газеты «Дуэль». Автор иллюстраций к политико-историческому бестселлеру Ю.И. Мухина «Убийство Сталина и Берия». Регулярно публикуется в череповецких газетах (газета «Спутник – Череповец», др.).

Окончил Ленинградский финансово-экономический институт имени Вознесенского. После вуза служил в войсках специального назначения. В 90-х гг. работал сталеваром-плавильщиком в Череповецком металлургическом комбинате; тренером по атлетической гимнастике в обществе профсоюзов; охранником (сопровождал в поездках бизнесменов, перевозивших крупные суммы наличных); открыл свой спортивный зал.

РАУЛЬ ЕРКИМБАЕВ

«Вот немного разошьюсь с делами, сяду и напишу о РаулеЕркимбаеве», – думал я на протяжении довольно долгого времени и в конце-концов дождался, что о Рауле написала вологодская газета «Премьер». Теперь мне только и остаётся сделать дописки к работе Антона Шведова и оформить её рисунками самого Рауля. Пару слов о рисунках. Это те, что сделал Рауль к выборам депутатов в местную Думу. Нам их фамилии ничего не говорят, поэтому я их и убрал, а вот афоризмы генерала Шебаршина, которыми Рауль снабдил некоторые персоналии, оставил. К статье прилагаю фото редкого приезда Рауля из Череповца в Москву. К креслу главного редактора «Дуэли» привыкает Еркимбаев Булат. Ю.И.МУХИН

Рисунки Рауля Еркимбаева в Череповце ста- ли культовыми: их пересылают друг другу по факсу и электронной почте, украшают ими стены офисов.

Местные политики и короли бизнеса негодуют, узнав в карикатуре себя. Иные «звезды» обижаются, что их еще не изобразили. Третьи сулят большие деньги за то, чтобы более не попадать под острое перо художника.

Судя по откликам читателей столичных и местных газет, где художник регулярно публикуется, Рауля Еркимбаева часто представляют неким почтенным старцем, творящим чуть ли не в подполье под экзотическим псевдонимом. Редакторы, знающие, что автор предпочитает шумиху вокруг своих работ, а не личности, легенды поддерживают.

А недавно публике явились новые грани дарования Рауля. Он оформил книгу «Убийство Сталина и Берия», которая занимает первую строчку в списке российских документальных бестселлеров, составляемом «Книжным обозрением».

800-страничный труд Юрия Мухина требует от читателя вдумчивости и тем не менее разлетается, как горячие пирожки. Немалая доля успеха – на счету художника. Каждая глава предваряется его сюжетным рисунком. И вместо фотографий известных деятелей – множество портретов, выполненных Еркимбаевым. Этот неожиданный ход привлекает читателя, заставляет по- новому взглянуть на исторических персонажей, в чертах которых отражаются их поступки, мысли, характер, само время.

Немного портит общее впечатление явно неудачная обложка, выполненная художником Геннадием Животовым, ну, да главное-то внутри. Общающийся с публикой только посредством рисунка, Рауль сделал исключение для «Премьера» и согласился рассказать о себе. Имя и фамилия подлинные. Рисует, сколько себя помнит. Биография полна парадоксов: словно бы нарочно человек всю жизнь бежал от своего призвания в сферы, совершенно творчеству противоположные.

«Не согласен, – возражает Рауль, – место творчеству найдется на любом поприще. Со мной, по крайней мере, было именно так». Как всякий подающий надежды юный художник, он «мостил тропу» в Строгановское училище. Но поступил… в Ленинградский финансово-экономический институт имени Вознесенского. Тот самый, который закончили «олигархи» Чубайс, Мордашов и Миллер. После вуза – еще один вираж: ушел в армию. Служил в войсках специального назначения. Об их «назначении» и сейчас, спустя годы, говорить не хочет.

«Конечно, я и в армии рисовать продолжал. Альбомы дембельские – никогда, заставить меня невозможно. Надо, чтобы самому интересно было. Как-то по поручению начштаба истребительного полка нарисовал карту вторжения советских войск в Европу. Там что интересно, такие страны, как Финляндия и Швеция, вообще не учитывались. Их аэродромы заведомо считались нашими». Потом – очередной кульбит. Череповецкий металлургический комбинат. Не в чистой конторе экономистом, а в грязном цехе – сталеваром-плавильщиком. И здесь, оказывается, нашел место творчеству!

«Тогда американцы придумали технологию производства трехслойной стали, – вспоминает Рауль. – Но внедрить в производство так и не смогли. А мы сумели! Я – в числе первых операторов плавки. Не творчество разве? Участок наш сразу «закрыли», засекретили. Материал-то стратегический – используется в основном для подводных лодок. Ельцин приезжал посмотреть на нашу работу». Вдоволь потрудившись на оборону Родины, ушел… тренером по атлетической гимнастике в общество профсоюзов – «лепил» тела. Времена эти – 90-е, как все помнят, были довольно дикие. Зарабатывал охраной: сопровождал в поездках нуворишей, перевозивших крупные суммы наличных.

Потом открыл свой спортивный зал. «Качал», конечно, публику самую разную – и милицию, и бандитов. Многие подопечные ныне – люди известные в самых разных кругах.

И все эти годы продолжал рисовать. Для души.
– Тысячи людей могут качественно выполнить графическую работу, – рассуждает Рауль. – Технически правильно, просто потому, что им от природы дано. Но создать законченную вещь без идеи, без сюжета – невозможно. Конъюнктуру – пожалуйста. Вчера он Ленина ваял, сегодня – городского голову Милютина. Как наш местный скульптор Шебунин или популярный ныне Московский Шилов.
Я вот Лениных не рисовал и в те времена, даже работая оформителем, и сейчас не буду. Высокопарно звучит, но у художника должна быть гражданская позиция. Свое, собственное видение мира. Каждый рисунок нужно пропустить через себя.
Антон ШВЕДОВ


Добавить комментарий

9 + 17 =