Ефимов Борис

Москва, Россия

28.09.1900 - 01.10.2008

Карикатурист

Родился 28 сентября в Киеве. Настоящая фамилия — Фридлянд. После переезда родителей в Белосток (Польша) был определен в реальное училище. В 1917 году во время отступления русских войск семья покинул Белосток. Как «беженец из занятых противником областей» был принят в 5-й класс местного реального училища в Харькове. Первая публикация была в журнале «Солнце России» в 1917 году. Поступил в Киевский институт народного хозяйства, однако проучившись там год, перешел на юридический факультет Киевского университета. В 1918 году сотрудничал с киевским журналом «Зритель». В 1919 году стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. С того же года — карикатурист газеты «Красная Армия». С 1920 года работал в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вiсти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. В 1922 году переехал в Москву и стал сотрудником газеты «Известия». Печатался на страницах «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий, вышли отдельные сборники и альбомы. Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и др.), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую «Окон ТАСС». В 1945 году в числе других знаменитых советских корреспондентов принял участие в Нюрнбергском процессе. Герой Социалистического труда, трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии города Москвы «Легенда века», действительный член Академии художеств СССР, затем – Российской академии художеств.

Первый альбом сатирических рисунков Бориса Ефимова вышел в свет в 1924.
«Лицо врага» (1931)
«Карикатура на службе обороны СССР» (1931)
«Политические карикатуры» (1931)
«Выход будет найден» (1932)
«Политические карикатуры» (1935)
«Фашизм – враг народов» (1937)
«Поджигатели войны» (1938)
«Фашистские интервенты в Испании» (1938).
«Гитлер и его свора» (1943)
«Уроки истории» (1946)
«Мистер Доллар» (1948)
«За прочный мир, против поджигателей войны» (1950)

книги: «Вехи победы» (2005)

Текст из сборника Мастера советской карикатуры 1976 г.
«Борис Ефимов»
От Автора
Давным-давно замечено, что люди любят посмеяться.
Даже, когда им, казалось бы, и не до смеха, люди способны улыбнуться, побалагурить, поднять свое и чужое настроение веселой меткой шуткой.
Этим замечательным свойством человеческой натуры воспользовались художники, которые с незапамятных времен принялись рисовать забавные изображения, наблюдательно и метко показывающие комичные или нехорошие черты в характере и поведении людей.
При этом, для большей выразительности эти художники стали прибегать к нарочитому преувеличению таких характерных черточек, т. е. применять своего рода комическую «нагрузку» на реальный облик изображаемого человека.
Именно поэтому, очевидно, подобные рисунки решили, после некоторого раздумья, назвать карикатурами (от итальянского слова CARICARE, что значит нагружать). Попутно выяснилось, что карикатуры способны не только веселить и развлекать, но не в меньшей степени уязвлять, порицать и выставлять иа всеобщее посмешище тех, кто этого заслуживает. Выяснилось также, что смех может не только доставлять удовольствие и приводить в хорошее настроение, но может также разить негодное, разо-блачать вредное, бичевать враждебное. Выяснилось, что смех   – это мощное и грозное оружие.
Так возникло сатирическое искусство, завоевавшее широкую и прочную популярность. На протяжении многих десятилетий и веков сатирики и юмористы создали и продолжают создавать неисчислимое количество, целый океан карикатур — веселых и злых, забавных и едких, добродушных и презрительных, беззлобно подтрунивающих и гнев¬но клеймящих.
Бесконечно разнообразные по сюжетам, направленности и манере, рисунки эти объе¬диняет одно общее начало — смех. А смех, как известно,— дело серьезное.
На эту тему, кстати сказать, написано немало обстоятельных статей и весьма эрудиро¬ванных диссертаций, некоторые из которых, между прочим, сами по себе вызывают искренний смех.
Поскольку настоящее выступление носит почти научный характер, следует, мне кажется, остановиться на происхождении слов сатира и юмор. По вопросу о юморе все абсолютно ясно: латинское слово «HUMOR» означает «влага», «живительный сок» и трудно, пожалуй, более точно и образно охарактеризовать роль юмора в жизни и отношениях между людьми. Сложнее обстоит дело с сатирой. Здесь сталкиваются две точки зрения. Одни утверждают, что родоначальниками сатиры являются малосимпа-тичные, козлоногие и рогатые персонажи древнегреческой мифологии — сатиры. В это, конечно, не хочется верить и поэтому более приятной для сатириков представляется другая версия: сатира— это несколько измененное латинское слово «SATURO», что означает «смесь». Таким образом, слово «сатира» находится в непосредственном родстве со словом «сатуратор» (смеситель), который, смешивая обыкновенную воду с углекислым газом, превращает ее в освежающий и бодрящий напиток —«газировку». Не так ли «обыкновенное», иногда малоинтересное по форме изложение каких-то правильных мыслей и положений, будучи окрашено сатирическими или юмористическими деталями, становится гораздо более живым, доходчивым, легко усваиваемым. Так или иначе, мы имеем полное основание повторить то, с чего начали: люди любят посмеяться. И если художник-сатирик своим творчеством смог послужить этой естественной и законной склонности, то он сделал хорошее и полезное дело. Больше того — он выполнил свою общественную обязанность.
Лично я имею право считать себя в числе тех советских сатириков, которых вежливо именуют старшим поколением. В эту почтенную категорию попадают, конечно, не так просто, «за здорово живешь» или по блату. Нет, для этого приходится пройти через ряд предварительных этапов. Сначала побыть некоторое время в начинающих, затем — в подающих надежды, потом в растущих, созревших и так далее, чтобы в конце концов превратиться в одного из старейших. На эту процедуру необходимо, естесственно, потратить некоторое время. Мне, например, понадобилось для этого около шестидесяти лет.
За   этот   период  я нарисовал довольно много карикатур,  шаржей,   плакатов, иллюстраций и т. п. Отдельные из них собраны в настоящем альбоме. Буду очень рад, если они понравятся читателю. Ведь хорошо, когда люди смеются. Даже, если смех — дело серьезное.
БОР. ЕФИМОВ
сентябрь 1974 г.

Борис Ефимов

«Я не Джордано Бруно»

Более известного советского карикатуриста, кажется, и нет. Кто хоть раз в советских газетах встречал черно-белого империалиста с брюшком и атомной бомбой у границ СССР, скорее всего, знакомился именно с работой Бориса Ефимова. Ровесник века видел в одиннадцать лет Николая II, и удивился военному кителю вместо горностаевой мантии, а скончался он в 2008 г. через несколько дней после 108-летнего дня рождения.Борис Ефимович Фридлянд (позже Борис возьмет фамилию второй жены – Ефимов) родился в семье еврейского сапожника в Белостоке (Польша). Увлечение рисованием с пяти лет, реальное училище в Харькове, юридический факультет Киевского университета и, наконец, первые шаржи на известных актеров и литераторов, в т. ч. на Александра Блока, в киевском театральном журнале «Зритель» (1918). В годы Гражданской войны Ефимов был секретарем редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины и карикатуристом газеты «Красная армия». Его знали в Одессе – Ефимов был руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА, с 1922 г. его узнали и в Москве. Его карикатуры щедрым потоком полились со страниц «Известий», «Крокодила», «Огонька», «Правды», «Прожектора», «Рабочей газеты», «Чудака» и т.д.
Первый альбом карикатур Ефимова вышел в 1924 г., и с тех пор из-под его пера вышло множество сборников сатирических рисунков, мемуаров и книг, посвященных пониманию карикатуры. Главный конек Ефимова – карикатура на международные темы; основной инструмент — физиономическое шаржирование. Им постоянно использовались образы игрушек (детские лошадки, карусели), животных (Геббельс-мартышка, крокодилы, пауки, дворняжки) и марионеток. Уже на шестой день начала Великой отечественной Ефимов с коллегами создали мастерскую «Окон ТАСС». За карикатуры и шаржи на Гитлера в годы войны гестапо занесло художника в особый список – «найти и повесить», однако в 1945 он присутствовал на Нюрнбергском процессе. В послевоенные годы Ефимов тридцать лет возглавлял объединение «Агитплакат». В 107 лет Борис Ефимов занял пост главного художника газеты «Известия». Ему принадлежит бессчетное число советских и зарубежных наград.
Все творчество мэтра советской карикатуры сложилось под постоянным страхом. Предисловие к первой книге художника написал сам Лев Троцкий, а троцкистами людей объявляли и за меньшие просчеты. В 1927 году Ефимов нарисовал шарж на Сталина – для журнала «Прожектор». Весь гротеск заключался в увеличенных солдатских сапогах (позже этот прием Ефимов часто использовал, рисуя Гитлера). Карикатуру отправили вождю на согласование – тот не одобрил. Дальше – больше. В 1938 г. арестовывают по обвинению в шпионаже его брата, известного журналиста Михаила Кольцова. Ближе и дороже человека, по постоянным признаниям Ефимова, у художника не было. В интервью 2007 года Ефимов, отвечая на вопрос, кого он вспоминает больше всего, сказал: «Моего брата, Михаила Кольцова. Его расстреляли… Сталин расстрелял. А про меня сказал: “Брата нэ трогат”. Мы были с ним очень близки. А его расстреляли». Михаила Кольцова, автора лучших ролевых репортажей, фельетонов 1930-х годов и знаменитого «Испанского дневника», уничтожили в 1940 г. – журналист «признал», что является агентом сразу четырех западных разведок. Ефимова изгоняют из «Известий», и его творческие возможности ограничивают иллюстрированием книг. Позже под псевдонимом В. Борисов Ефимов возвращается в газету «Труд». По личному указанию В. Молотова ему дозволяется печатать карикатуры и в остальных центральных советских изданиях.

После этого творческий путь художника был предопределен. Ефимов активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьбе с социал-демократическими партиями Запада, космополитами, с Ватиканом, «врачами-убийцами», с радиостанциями Западной Европы и Америки и т.д. Ефимов изображал то, что ему говорили. В одном из перестроечных интервью, когда Бориса Ефимова спросили, рисует ли он что-нибудь сейчас, он ответил, что это очень трудно: «Нужно, чтобы кто-то объяснил, кого как рисовать, кто плохой, кто хороший». Он рисовал карикатуры на Троцкого, которым искренне восхищался, на Бухарина, с которым работал в «Известиях» и «Прожекторе», на жертв органов госбезопасности, на израильскую военщину. У Ефимова есть рассказ о том, как Сталин заказал ему карикатуру на Эйзенхауэра. Уникальность ситуации заключается в личных указаниях вождя. Обычно же международный отдел Центрального Комитат партии решал, кого, за что и как высмеивать, и спускал это в редколлегии. И художники – не один же Ефимов – слушались. Из прессинга властей он не спешил вспоминать идеологические сюжеты, демонстрируя свою относительную самостоятельность: «Я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору “Правды” Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа». Впрочем, обиды были и личными – например, поэтесса Агния Барто и актриса Рина Зеленая обиделись на Ефимова за шаржи и так его и не простили.
В одном из последних интервью Борис Ефимов пожаловался, что ему «бесконечно надоели все эти карикатуры» – он нарисовал более 50 тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций и шаржей. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как старейшего карикатуриста в мире. Но давайте перестанем охать над творческим долголетием (что тоже важно) и вспомним высказывание Бориса Ефимова, которое может объяснить всю его – и не только его – судьбу: «Я не Джордано Бруно, и класть голову на плаху не собирался». Карикатурист Ефимов был полностью человеком советской системы. Она его создала, она его сломала, она же его и выпестовала.

http://www.gidspb.com/музейная-коллекция-1


Добавить комментарий

12 + 8 =