Эйвери Фредерик Бин

Лос-Анджелес, США

26.02.1908-1980

Карикатурист, аниматор

Родился 26 февраля 1908 г. в г. Тейлор (штат Техас). Фредерик Бин («Текс») Эйвери приходился дальним родственником небезызвестному судье Рою Бину по прозвищу «Закон к западу от Пекоса». В 1927 г. он закончил среднюю школу в Северном Далласе, а в 1929 г., после летнего курса обучения в Чикагском институте искусств и нескольких неудачных попыток создания серий карикатур в газете, переехал в Калифорнию. В следующем году он начал работать в анимационной студии Уолтера Ланца художником-фазовщиком, а позднее дорос до художника-мультипликатора. (В это время он работал над такими мультфильмами, как «Ветчина и яйца», «Элмер, Великий датчанин» и «Глупости в Таун-Холле».

В 1935 г. Эйвери перешел в студию «Уорнер Бразерз», где создал целый ряд мультфильмов о Поросенке Порки (самые выдающиеся – «Пикадор Порки», «Порки-борец»; и особенно «Утиная охота Порки», где впервые появляется Даффи Дак). По большей части именно благодаря ему как художнику окончательно сформировался образ Багза Банни в мультфильме 1940 г. «Дикий заяц». Другие известные мультфильмы периода его работы в «Уорнер Бразерз» – «Парад пингвинов» (1938), «Конец бандитскому разбою» (1939) и «По горам, по долам то здесь, то там» (1940 г.).

Самый плодотворный период в творчестве Текса Эйвери начался в 1942 г. после его перехода в «Эм-Джи-Эм». Первыми мультфильмами, которые он создал на новой студии, стали «Волчий блицкриг» – пересказ истории о трех поросятах в контексте борьбы союзников против Гитлера, Серого Волка; после этого в 1943 г. Эйвери создает своего самого привлекательного персонажа – пса Друпи, который появляется в «Преследуемом». Он оказался популярнее других его персонажей – Чокнутого Бельчонка и двух мишек, Джорджа и Джуниора.

Славу Эйвери принесли мультфильмы, в которых главным была не прорисовка, а неисчерпаемый запас шуток и бурное, не поддающееся контролю действие. Среди них «Кто кого убил?», «Классная Красная Шапочка» (оба созданы в 1943 г.), «Если черный кот дорогу перейдет» (1949) и, конечно же, мультфильм «Ну Очень Большая Канарейка» (1947) с участием кошки, мышки, собаки и канарейки, выросших до гигантских размеров. Этот мультфильм многие считают шедевром Эйвери.

В 1954 г. Эйвери ушел из «Эм-Джи-Эм» и ненадолго вернулся в студию Уолтера Ланца, где создал четыре мультфильма. С 1955 г. он работал над рекламными роликами для «Каскад Студиоз», в том числе, как ни странно, рекламирующими фруктовые напитки «Кул Эйд» с участием Багза Банни. В интервью 1971 г., оглядываясь на свою карьеру, он заявил: «Мне очень не хватает театральности, но я ни за что к ней не вернусь».

Текс Эйвери считается одним из самых талантливых и творчески одаренных американских режиссеров-мультипликаторов. Одни называют его «Уолтом Диснеем, читавшим Кафку», другие ругают за жестокость в его мультфильмах. Однажды Уолтер Ланц восхищенно воскликнул: «Эйвери способен придумать мультфильм, нарисовать, распределить по времени – и всё это сделать сам». Однако ни один мультфильм Эйвери не получил Оскара (оплошность, за которую Академию время от времени критиковали), хотя некоторые из его фильмов были номинированы на соответствующую премию. Тем не менее, Эйвери получал призы целого ряда международных кинофестивалей, а в 1974 г. ему вручили награду Международной ассоциации анимационного кино «Эмми» как лучшему аниматору.

Книга Джо Адамсона «Текс Эйвери: король мультфильмов» о творчестве Эйвери опубликована в 1975 г. Издательством «Попьюлар Лайбрари».

Источник: The World Encyclopedia of Cartoons, 1981

 


Добавить комментарий

семнадцать − шесть =