Домье Оноре

Париж, Франция

26.02.1808 - 10.02.1879

Карикатурист, график, иллюстратор, живописец, скульптор

Французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика.
С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35, и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Д. нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848—49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859—60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862—63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850—60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.
В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
Лит.: Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808—1879, М., 1954; Калитина Н., Оноре Домье. 1808—1879, М., 1955; Герман М. Ю., Домье, М., 1962; Daumier raconté par lui-même et par ses amis, Vésenaz — Gen., P., 1945; [Adhémar J.], Honoré Daumier, P., 1954; Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefährten, Dresden, 1965.
А. Н. Замятина.

Оноре Домье (фр. Honore Daumier) выдающийся карикатурист 19-го века занимает почетное место среди французских деятелей культуры, отразивших в своих работах весь революционный период Франции. Он был непримиримым борцом с порядками буржуазного общества, любил народ и выражал в своих картинах желания и стремления простых людей.
Оноре Викторьен Домье родился в 1808 году в Марселе в семье рабочего. Его отец имел профессию стекольщика. В восьмилетнем возрасте вместе с семьей переехал в столицу Франции. Мальчик с детства увлекался рисунком и обучался живописи, освоил технику литографии, в те годы только набиравшей обороты.
Творчество Оноре Домье
Оноре Домье осознанно посвятил свое искусство народному движению. Он получил общественное признание, благодаря острой сатире, уместными проявлениями гротеска в отношении главенствующей над страной буржуазной верхушки и короля.
В начале творческой деятельности зарабатывал на жизнь, создавая шаржевые иллюстрации к журналам о музыке и рекламе.
Французские революции 1830 и 1848 годов дали толчок новому витку в творчестве молодого человека, который был активным борцом за справедливость. В своих работах он создал положительный образ рабочего человека, пребывающего в постоянной борьбе с мещанством и буржуазным строем. Они разоблачали все лицемерие и фальшь, классовое неравноправие, взяточничество. Эти литографии послужили развитию критического реализма, который доносился народу карикатурой и сатирической графикой.
Сотрудничая с журналом «Карикатюр», Домье размещает в нем иллюстрации, высмеивающие правителя Луи-Филиппа. За карикатурную картину на короля, названную «Гаргантюа», французского мастера на полгода заключили в тюрьму. Но это не сломило молодого художника, он так и остался приверженцем республиканских идей.

С 1834 года литографии Оноре Домье стали безжалостно язвительными и острыми. В это время появляются такие работы, как «Свобода печати», «Мы все честные люди, обнимемся», «Законодательное чрево», «Улица Транснонен». Они выпускаются на плотных листах больших форматов и, как плакаты, украшают витрины.
Прекрасный карикатурист Оноре Домье точно изображал портретные черты политических деятелей, дополняя их такими своеобразными элементами, которые сразу же бросались в глаза, подчеркивая хитрость, тупость и природную жадность чиновников. Именно таким ему виделся буржуазный парламент той эпохи.
После запрета в 1835 году на политические карикатуры и прекращение издания оппозиционного журнала, Оноре Домье перешел на бытовую сатиру. Из-под его кисти выходят собрания литографий: «Супружеские нравы», «Пасторали», «Парижские типы», «Лучшие дни жизни», «Люди юстиции», «Добрые буржуа». В них Оноре Домье продолжает глумиться над порочностью жизни мещан, ограниченностью духовного мира буржуа.
Языком графики карикатурист рассказывал правду о пороках буржуазного строя, срывал с него маску приличия, обнажающую малодушие и пошлость. Рисовал он быстро, порой просто на улице. Он рисовал то, что видел своими глазами, поэтому работам Домье нет равных по драматизму и силе выражения эмоций.
Революционный переворот 1848 года вернул Домье к политической карикатуре. Каждая его работа стала издевкой над буржуазным строем. С этих пор карикатурист увлечен положением и ролью искусства в жизни общества. Актеры, цирк, театр стали основными мотивами его произведений.

В конце 60-х годов из литографий начинает исчезать бытовая сатира, ее место занимает новая тематика: трагизм и горечь, которые несет в себе политика, позволяющая использовать военные мощи против инакомыслящих, и расправы с движениями освободителей. Последние альбомы полны драматических аллегорических образов.
Бальзак однажды заметил, что было что-то от Микеланджело в Домье, из-за скульптурного моделирования некоторых его картин. Несмотря на отсутствие коммерческого успеха, этот прекрасный автор был почитаем молодыми художниками.
Домье умер в пригороде Парижа 10 февраля 1879 года. В последние годы жизни автор нуждался и жил в нищете. Так как в 1873 году потерял зрение, а следовательно и возможность заработка средств к существованию.
Интересные факты из жизни Оноре Викторьена Домье
• Первым живописным заказом Домье была рекламная вывеска для акушерки – за нее он заработал 50 франков.
• Оноре считал, что фотография никогда не сможет заменить живопись. «Фотография только изображает, но ничего не выражает».
• Художник отказался от награждения орденом Почетного легиона.
• Его по праву называют “Мольер с карандашом”.
Художник создал целую серию работ, посвященных прославлению труда человека. Его творческое наследие состоит из более четырех тысяч карикатур, 700 картин, написанных акварелью, и 60 скульптурных творений по мотивам событий революционной эпохи.

Сайт: http://www.vash-sharjist.ru/
http://www.vash-sharjist.ru/interesno_karikaryrist_honore-daumier.html


Добавить комментарий

20 − 1 =