
Брусиловский Анатолий
Кельн, Германия; Москва, Россия
Карикатурист, коллажист, живописец, график, иллюстратор, художник театра и кино, фотограф, литератор.
Родился 4 июня 1932 года в Одессе.
Известный российский художник, основоположник русского коллажа, ассамбляжа и боди-арта.
В 1948-1953 гг. учился в Харьковском художественном училище.
Долгое время (с 1953 г.) работал иллюстратором книг и таких журналов как «Знание — сила», «Огонёк» и пр.
Работал в кино, в том числе над первым в мире полиэкранным фильмом «Наш Марш» (1970 г.) и многими другими как художник-постановщик.
Ввёл в русский художественный обиход понятие «коллаж» (впервые использованный в газете «Неделя» в 1962 г.). Первый сеанс боди-арта, проведённый в студии художника в Москве, был документирован итальянским журналом «Espresso» в декабре 1969 г.
Известный мастер фотографии, запечатлевший уникальную галерею портретов деятелей русского нонконформизма — см. альбом «Пантеон Русского Андеграунда», фото и тексты художника, издание Русского Музея в СПБ, Музей Людвига и Галереи Гмуржинска 2004 г.
Принимал участие в подпольном сборнике «Метрополь».
Автор ряда книг, в том числе: «Время художников», «Студия», «Искусство жить», «Путы».
Автор коллекции уникальных ювелирных арт-объектов, впервые выставленных в 2006 году в Санкт- Морице в галерее Гмуржинска.
Автор оформления и предисловия к книге пьес авангардного драматурга Михаила Волохова «Игра в жмурики»
Член Союза художников России, Союза графиков, Союза журналистов, Союза кинематографистов.
Выставки
• 1957 участник Фестиваля молодёжи в Москве. За работы — приз Фестиваля
• 1965 выставка в галерее «Krziwe Kolo» Варшава, Польша
• 1965 Wystawa Plastyki «Zlote Grono» , Zielona Göra, Польша
• 1965 Usti-nad-Orlici, Чехословакия
• 1965 Международная выставка «Alternativa attuale» в Castelli Spagnioli, L´Aquila, Италия
• 1966 выставка «Wystawa prac 16», Международный фестиваль искусств, Сопот, Польша, (приз фестиваля)
• 1965 выставка в галерее «Il Segno», Рим, Италия
• 1968 выставка в Maison de la Tour, Drome, Франция
• 1969 выставка «Nuova scuola di Mosca», в галерее Pananti, Флоренция, Италия и затем во Франкфурте и Штутгарте, Германия.
• 1969 участие в фестивале «Internationale d`Art Contemporain», Festival d`Avignon, Франция
• 1970 выставка «IX Premi Inter. Dibuix», Барселона, Испания
• 1970 выставка «Russische Avantgarde Heute», галерея Gmurzynska-Bar-Gera, Кёльн, Германия
• 1970 Museo Belli, Лугано, Швейцария
• 1972 Kontaktgalerie Willa Egli-Keller, Цюрих, Швейцария
• 1973 «Russische Kunst» Museum am Ostwall в Дортмунд, Германия
• 1973 III Inter. Markt, Дюссельдорф, Германия
• 1974 Progressive Strömungen in Moskau. Museum Bochum, Германия
• 1974 «Liebe und Tod», Neue Galerie, Аахен, Германия
• 1974 персональная выставка, галерея «R», Нюрнберг, Германия
• 1975 выставка в «Palais de Congress», Париж, Франция
• 1975 «Modern Russian Art» Лондон, Англия
• 1977 участие в La Biennale di Venezia, Венеция, Италия
• 1977 участие в «Documenta», Кассель, Германия
• 1983 персональная выставка в «Gorki Gallerie», Париж, Франция
• 1987 «Galerie Esta», Баден, Швейцария
• 1988 Galerie Balderskilde, Копенгаген, Дания
• 1989 «Kunst und Kosmos», Штутгарт, Германия
• 1989 участие в выставке-аукционе Art Contemporain в Версале, Франция
• 1989 «Perestroika di Brusilovski» — выставка в галерее Граммарка, Рим, Италия
• 1990 персональная выставка в Амстердаме, Голландия
• 1990 персональная выставка в Музее «Berliner Wall» Берлин, Германия
• 1993 персональная выставка в Эрфурте, Германия
• 1993 участие в «Art Hamburg Messe», Гамбург, Германия
• 1994 выставка в «Galerie Maria Sels», Дюссельдорф, Германия
• 1994 «Inter. Bildersimposium», Reinische Frelicht Museum, Мешерних, Германия
• 1996 «Нонконформисты. Русский Авангард» Русский Музей, Ст. Петербург, Россия и затем в Третьяковской Галерее, Stadel Museum в Франкфурте, Schloss Morsbroich , Museum в Леверкузене, в Музее Бохум, Verona, Märkisches Museum, Witten и ряде других музеев.
• 1996 «Между верой и эстетикой», галерея Зандманн, Гамбург, Германия
• 1997 Персональная выставка, Галерея «ART Management» М.Зандманн, Берлин, Германия
• 1998 «Голова», Art Management M.Sandmann, Берлин, Германия
• 1998 персональная выставка в галерее Sandmann, Берлин, Германия
• 1998 «Запрещённое Искусство», Собрание Трайсман, Пасадена, Калифорния, США
• 1999 «В поисках свободы», Галерея Зандманн, Берлин, Германия
• 1999 Выставка в «Музео Палаццо Форте», Верона, Италия
• 2000 «Красный Дом», Собрание Бирфройнд, Битигхайм, Германия
• 2000 «Арт Манеж», Москва, Россия
• 2001 Выставка в Галерее «Дом», Москва, Россия
• 2002 участие в благотворительном аукционе в пользу «Музея гонимых искусств», Аукционный дом «Лемпертц» Кёльн, Германия
• 2003 Выставка в галерее Марины Зандманн, Берлин, Германия
• 2003 «Гонимое Искусство» Музей города Ашдод, Израиль
• 2003 «АРТконституция». Галерея Петра Войса в Московском музее современного искусства
• 2004 «Пантеон русского андеграунда» Галерея «Новый Эрмитаж», Москва, Россия
• 2004 «Кёльн-мессе», Галерея Гмуржинска, Кёльн. Германия
• 2004 Арт Базель Майами Бич, Галерея Гмуржинска, Майами, США
• 2004 «Селебритиз» (Знаменитости), Галерея Гмуржинска, Санкт-Мориц, Швейцария
• 2005 «Арт — Базель» Галерея Гмуржинска, Базель, Швейцария
• 2005 «40-летие Галереи Гмуржинска», 11 — 12 ноября, Цюрих, Швейцария
• 2005 Арт Базель Майами Бич, декабрь, Галерея Гмуржинска, Майами, США
• 2006 Персональная выставка: « Анатолий Брусиловский. Работы времён русского андеграунда», Галерея Гмуржинска, Цюрих, Швейцария
• 2006 «ПОП-АРТ», Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
• 2006 «Коллаж», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
• 2007 «Анатолий Брусиловский. 75-летие», Новый Манеж, Москва, Россия
• 2007 «Арт — Базель» Галерея Гмуржинска, Базель, Швейцария
http://ru.wikipedia.org/
Вадим Коноплянский беседует с автором.
Анатолий Брусиловский родился в СССР в 1932 году. Гражданин России и Германии. Русский художник с мировой известностью.
– …А почему коллажи?
– Ну, во-первых, не одни коллажи. Но коллаж – уникальная форма изобразительного искусства, рожденная в ХХ веке. Это форма цитирования, когда в одном изобразительном пространстве сталкиваются и сосуществуют противоположные начала, которые дают жизнь совершенно неожиданным ассоциациям, недоступным обычной реалистической манере. Помните? – «Лёд и пламень – не столь различны меж собой»… Вот и в коллаже: сочетание внешне несопоставимых изобразительных элементов может создать чрезвычайно активную ауру, богатую явными и скрытыми подтекстами. Ведь именно подтекстов и боялась правящая советская элита, – она очень настороженно относилась к независимости художника. Хотя в пятидесятых-шестидесятых, во времена так называемой оттепели, мои работы появлялись даже в таких партийных изданиях, как «Крокодил» и «Огонёк». Они так и назывались: «коллаж» и использовались в качестве книжной иллюстрации, но ведь «проходили»! Но больше всего я печатался в журнале «Знание – сила», где собралась «левая» (по тогдашней терминологии) художественная молодёжь, создавшая новый, авангардистский дизайн издания. Главным художником там был Юрий Нолев-Соболев, а с ним сотрудничали Эрнст Неизвестный, Юло Соостер – не по званию, а по сути народный художник Эстонии, да и ваш покорный слуга. «Знание – сила» стал тогда своеобразным центром притяжения молодого художественного андеграунда.
– И как к вам?..
– Тогда ведь в этой среде противостояние было скорее не политической, а в художественной сфере. А все политизировать и раздавать ярлыки – это уже болезнь марксизма…
– И все же почему вас не?..
– Мы все же были как-то защищены своей известностью. Я был участником сборника «Метрополь», к моим коллажам писал стихи Генрих Сапгир, я был главным художником во многих советских кинофильмах. Первый полиэкранный советский фильм «Наш марш», художником которого я был, завоевал множество призов на международных фестивалях. Мои работы покупали Третьяковка, Русский музей, они были во многих галереях Запада. А уж выставки проходили по всему миру, – во Франции, Германии, Италии, США…
– Как же они туда?..
– Теперь это всем известно – диппочтой западных посольств. Мировая известность помогла сохранить свободу, – в конце концов, советская власть иногда должна была действовать с оглядкой на Запад… В России вышли в печати мои книги: «Время художников», «Студия», «Искусство жить», – о путях русского послевоенного андеграунда. Кстати, темой «художник и власть» заинтересовался университет в Сан-Диего. Меня пригласили читать факультатив «Социология искусства», и студенты с интересом слушают. Даже МГУ недавно заинтересовался этим циклом.
Беседовал Вадим Коноплянский
2003