Бордало Рафаэль

Лиссабон, Португалия

21.03.1846

Карикатурист, график, иллюстратор, комиксист, плакатист, керамист, актер

Родился 21 марта 1846 года в Лиссабоне в семье художников: его отец, братья, сыновья – выдающиеся граверы, художники, скульпторы, графики, мастера декоративного и гончарного искусств. Учился в Академии изобразительных искусств. В 1868–1874 годах увлекся драмой, выступал в театре «Гарретт», но вскоре забросил театр.
После женитьбы в 1866 году стал рисовать и иллюстрировать интересные и забавные происшествия. Карикатурой начал заниматься в 1870 году, когда создал литографию “O Dente da Baronesa” (“Зуб Баронессы”). В том же году опубликовал сборник “Calcanhar de Aquiles”(“Ахиллесова пята”), в котором высмеял всех великих литературных героев своего времени. Тогда же вышел первый номер его журнала театральной критики “O Binóculo”” (“Бинокль”), всего их вышло четыре. В 1870–1871 годах продал семь страниц “A Berlinda” – серию юмористических зарисовок из жизни общества. Опубликовав в 1872 году альбом рассказов в картинках, Борадало стал основоположником португальского комиксного искусства. Этот трижды переиздававшийся альбом “Apontamentos Sobre a Picaresca Viagem do Imperador de Rasilb pela-Europa” (“Записки о проделках императора Разилбии во время путешествия по Европе”) представлял собой сатиру на императора Бразилии.
В 1875 году Бордало начал издавать журнал “Lanterna Magica” (“Волшебный фонарь”), где впервые появляется “Ze Povinho”, образ типичного малоимущего эксплуатируемого португальца . В 1876 году он опубликовал сборник карикатур на португальском языке “Album de Caricaturas-Frases e Anexins da Lingua Portuguesa”, а также несколько не связанных друг с другом литографий и три тома альманаха карикатур “Almanaque de Caricaturas” (1874–1976); при их создании он вновь обратился к формату комикса. В 1876 году переехал в Бразилию, где регулярно сотрудничал с тремя журналами: “Besouro” (“Жук”, 1976), “Mosquito” (“Комар”, 1877) и “PST” (1879). В 1879 году после таинственной драки, в которой Бордало получил ножевое ранение, вернулся в Португалию. Там на страницах журналов “António Maria” (1879), “Album das Glórias” (1880), “Pontos nos Iis” (1885) и “Paródia” (1900) он опубликовал несколько карикатур и комиксов, что снискало ему еще большую славу. Бордало рисовал для них вплоть до своей смерти 23 января 1905 года. Примечательно, что в некоторых его рисунках, появившихся после 1880 года, обнаруживаются характерные черты современных комиксов: пузыри с речью персонажей и звукоподражательные элементы. Значки с текстом в его рисунках появляются еще в 1874 году. Бордало активно участвовал в создании иллюстраций к книгам, журнальным обложкам и меню, не говоря уже о сотнях литографий разной тематики и эскизов первых португальских плакатов.  Он также работал в двух испанских журналах: “Illustracion Espanola y Americana” и “Illustracion de Madrid”, а с 1873 года – в английском “The Illustrated London News”. В 1889 году Бордало руководил возведением португальского павильона на Парижской выставке, где он представил свои керамические работы — то, чем занялся на последнем этапе жизни. В Лиссабоне есть музей имени Рафаэля Бордало Пинейро: здесь представлены все области его творчества, включая рисунки, карикатуры, иллюстрированные газеты, литографии и керамику.

The World Encyclopedia of Cartoons, 1981


Добавить комментарий

четыре × четыре =