Бордало Рафаэль

Лиссабон, Португалия

21.03.1846

Карикатурист, график, иллюстратор, комиксист, плакатист, керамист, актер

Родился 21 марта 1846 года в Лиссабоне в семье художников: его отец, братья, сыновья – выдающиеся граверы, художники, скульпторы, графики, мастера декоративного и гончарного искусств. Учился в Академии изобразительных искусств. В 1868–1874 годах увлекся драмой, выступал в театре «Гарретт», но вскоре забросил театр.
После женитьбы в 1866 году стал рисовать и иллюстрировать интересные и забавные происшествия. Карикатурой начал заниматься в 1870 году, когда создал литографию «O Dente da Baronesa» («Зуб Баронессы»). В том же году опубликовал сборник «Calcanhar de Aquiles»(«Ахиллесова пята»), в котором высмеял всех великих литературных героев своего времени. Тогда же вышел первый номер его журнала театральной критики «O Binóculo”» («Бинокль»), всего их вышло четыре. В 1870–1871 годах продал семь страниц “A Berlinda” – серию юмористических зарисовок из жизни общества. Опубликовав в 1872 году альбом рассказов в картинках, Борадало стал основоположником португальского комиксного искусства. Этот трижды переиздававшийся альбом «Apontamentos Sobre a Picaresca Viagem do Imperador de Rasilb pela-Europa» («Записки о проделках императора Разилбии во время путешествия по Европе») представлял собой сатиру на императора Бразилии.
В 1875 году Бордало начал издавать журнал «Lanterna Magica» («Волшебный фонарь»), где впервые появляется «Ze Povinho», образ типичного малоимущего эксплуатируемого португальца . В 1876 году он опубликовал сборник карикатур на португальском языке «Album de Caricaturas-Frases e Anexins da Lingua Portuguesa», а также несколько не связанных друг с другом литографий и три тома альманаха карикатур «Almanaque de Caricaturas» (1874–1976); при их создании он вновь обратился к формату комикса. В 1876 году переехал в Бразилию, где регулярно сотрудничал с тремя журналами: «Besouro» («Жук», 1976), «Mosquito» («Комар», 1877) и «PST» (1879). В 1879 году после таинственной драки, в которой Бордало получил ножевое ранение, вернулся в Португалию. Там на страницах журналов “António Maria” (1879), “Album das Glórias” (1880), “Pontos nos Iis” (1885) и “Paródia” (1900) он опубликовал несколько карикатур и комиксов, что снискало ему еще большую славу. Бордало рисовал для них вплоть до своей смерти 23 января 1905 года. Примечательно, что в некоторых его рисунках, появившихся после 1880 года, обнаруживаются характерные черты современных комиксов: пузыри с речью персонажей и звукоподражательные элементы. Значки с текстом в его рисунках появляются еще в 1874 году. Бордало активно участвовал в создании иллюстраций к книгам, журнальным обложкам и меню, не говоря уже о сотнях литографий разной тематики и эскизов первых португальских плакатов.  Он также работал в двух испанских журналах: «Illustracion Espanola y Americana» и «Illustracion de Madrid», а с 1873 года – в английском «The Illustrated London News». В 1889 году Бордало руководил возведением португальского павильона на Парижской выставке, где он представил свои керамические работы — то, чем занялся на последнем этапе жизни. В Лиссабоне есть музей имени Рафаэля Бордало Пинейро: здесь представлены все области его творчества, включая рисунки, карикатуры, иллюстрированные газеты, литографии и керамику.

The World Encyclopedia of Cartoons, 1981


Добавить комментарий

2 × 5 =