Бордалло Рафаэль

Лиссабон, Portugal

21.03.1846

Карикатурист, актер, график, иллюстратор, комиксист, плакатист, керамист

Родился 21 марта 1846 в Лиссабоне в семье художников: его отец, братья, сыновья – выдающиеся граверы, художники, скульпторы, графики, мастера декоративного и гончарного искусств. Учился в Академии изобразительных искусств. В 1868–1874гг. увлекся драмой, выступал в театре «Гарретт», но вскоре забросил театр.
После женитьбы в 1866 г. стал рисовать и иллюстрировать интересные и забавные истории людей, которые с ними приключались. Карикатурой начал заниматься в 1870 г., когда сделал литографию “O Dente da Baronesa” («Зуб Баронессы»). В том же году опубликовал сборник “Calcanhar de Aquiles” («Ахиллесова пята»), в котором высмеял всех великих литературных героев своего времени. Тогда же выходит первый номер его журнала театральной критики “O Binóculo” («Бинокль») (всего вышло четыре номера). В 1870–1871 гг. продал семь страниц журнала “A Berlinda” – серию юмористических записок из жизни общества. Опубликовав в 1872 г. целый альбом рассказов в картинках, он стал основоположником португальского искусства комиксов; этот трижды переиздававшийся альбом “Apontamentos Sobre a Picaresca Viagem do Imperador de Rasilb pela-Europa” («Записки о проделках императора Разилбии во время путешествия по Европе») представлял собой сатиру на императора Бразилии.
В 1875 г. Бордалло начал издавать журнал “Lanterna Magica” («Волшебный фонарь»), где впервые появляется образ типичного малоимущего, эксплуатируемого португальца “Ze Povinho”. В 1876 г. публикует сборник карикатур на португальском языке “Album de Caricaturas-Frases e Anexins da Lingua Portuguesa”, а также несколько не связанных друг с другом литографий и три тома альманаха карикатур “Almanaque de Caricaturas”. В 1874–76 гг. при их создании вновь обращается к формату комикса. В 1876 г. Пинейро переехал в Бразилию, где часто сотрудничал с тремя журналами: “Besouro” («Жук») (1976 г.), “Mosquito” («Комар») (1877 г.) и “PST” («Псст!») (1879 г.). В 1879 г. После шумной произошедшей по непонятным причинам драки, во время которой Бордалло получил ножевое ранение, он возвращается в Португалию, где на страницах журналов “António Maria” (1879), “Album das Glórias” (1880), “Pontos nos Iis” (1885) и “Paródia” (1900) появляется несколько его иллюстрированных жизненных историй, карикатур и комиксов, что снискало ему еще большую славу. Он сотрудничает с одним из них вплоть до своей смерти 23 января 1905 г. Примечательно, что в некоторых его рисунках, появившихся после 1880 г., обнаруживаются характерные черты современных комиксов: пузыри с речью персонажей и звукоподражательные элементы. Текст в рисунках появляется еще в 1874 г. Помимо сотен литографий разной тематики и эскизов первых португальских художественных плакатов Бордалло принимал активное участие в создании иллюстраций к книгам, журнальным обложкам, красиво оформленных меню. Он также работал в двух испанских журналах: “Illustracion Espanola y Americana” и “Illustracion de Madrid”, а с 1873 г. – в “The Illustrated London News” («Иллюстрированных лондонских новостях»). В 1889 г. Бордалло руководил возведением португальского павильона на Парижской выставке, где продемонстрировал некоторые навыки гончарного искусства, основного вида его художественной деятельности на заключительном этапе жизни. В Лиссабоне есть музей имени Рафаэля Бордалло Пинейро: здесь представлены все области его творчества, включая рисунки, карикатуры, иллюстрированные газеты, литографии и произведения гончарного искусства и керамики.

The World Encyclopedia of Cartoons, 1981


Добавить комментарий

18 + семнадцать =