Богданович Юлиан

Варшава, Польша

Карикатурист

Родился в 1942 году. Выпускник факультета Графики Академии изящных искусств в Варшаве. Защитил диплом в 1967 году. Дебют в любимом деле, то есть в карикатуре произошёл в журнале “Шпильки” (“Szpilki”) в 1969 году. С этого момента рисовал и публиковался во многих журналах. Работал в журнале “Шпильки” бильд-редактором, а в последствии главным художником. Время, когда он там работал, пришлось на очень интересный период в истории Польши: на период первой “Solidarnosci” (1980-1981) и второй период — с 1987 и почти до конца существования журнала (1992). Разрыв в годах был вызван увольнением с работы после объявления военного положения. Помимо этого ему было запрещено печататься и в других изданиях, о чем он узнал от коллег из редакции. О запрете на профессию первым ему сказал коллега, который принес продовольственной паек — помощь церкви для журналистов, репрессированных во время военного положения. Очутившись в этой ситуации, он сам оказывал гуманитарную помощь, развозил посылки с различными “деликатесами” для безработных коллег в Варшаве.

До 1981 года много рисовал для созданного в то время журнала “Tygodnik Solidarnosc”, а что отвергала цензура, печаталось в журнале региона Мазовше “Tygodnik”. Этот журнал попросил его нарисовать плакат, чтобы расклеить его на стенах города. Вечером 11 декабря, когда у него осталось всего несколько авторских экземпляров, ему позвонил коллега, который увидел плакат на стенах университета. Разговор начался смешно, со слов: “Ой, Вы… Вы…” (военное положение в Польше было объявлено 13.12.1981). Ещё забавный случай был с рисунком, опубликованным в “Powsciagliwosc i Praca” — тень сидящего у стены Пасхального зайца была нарисована в форме руки с буквой «V», символа, который действовал на тогдашние власти, как красная тряпка на быка. Цензура определила, что этот заяц возмущает общественное мнение, угрожает отношениям церкви-государства-нации и опровергает их сотрудничество. История про зайца дошла даже до Епископата.

Сегодня он рисует уже не так остро политически, как раньше. Новые времена требуют другого карикатурного взгляда на реальность. Уже нельзя рассчитывать на такое взаимопонимание со стороны читателя, как это было более 30 лет назад — но кто знает, как лучше?

“Галерея мастеров карикатуры”, СПб (2013)


Добавить комментарий

пятнадцать − семь =