Менцель Адольф фон

Берлин, Германия

08.12.1815 - 09.02.1905

Карикатурист, живописец, график, гравер

Родился в 1815 г. в прусском городе Бреслау (ныне польский Вроцлав). Подобно Даниэлю Ходовецкому, известному своими картинами подробного описания быта Германии (особенно Берлина), он творил и в 19-м и в начале 20-го века. Менцель не был профессиональным юмористом, но чувство юмора не было ему чуждо и неоднократно проявлялось в его работах.
Его отец работал директором школы для девочек, но позднее открыл литографическую мастерскую, и молодой Менцель стал его помощником. В 1830 г. они переехали в Берлин. После смерти отца в 1832 г. сын, практически самоучка, продолжил заниматься прикладным искусством, сотрудничая с типографами и торговцами произведениями искусства, особенно саксонцами.
Именно в этом десятилетии он создал большинство юмористических жанровых картин: и авторских, и копий (например, копии картин Адольфа Шрёдтера). На некоторых запечатлены забавные сценки из жизни Берлина и Лейпцига (вроде тех, что изображали Дёрбек, Шэдоу, Хоузманн и Шрёдтер), новогодние поздравительные открытки для людей самых разных профессий и социальных групп, музыкальные обложки с иллюстрациями бытовых сюжетов, сувениры, детские картинки и т.п. (Даже в зрелом возрасте Менцель получал официальные заказы на изготовление затейливо украшенных и выполненных каллиграфическим почерком дипломов, свидетельств и грамот.)
Сопроводив иллюстрациями биографию Мартина Лютера (1833) и выполнив серию гравюр на стихотворение Гете о бедах и несчастьях художников (1834), Менцель продемонстрировал, что способен заниматься «высокими сферами», и очень скоро стал не только крупным художником и печатником, но и самым известным иллюстратором Германии. Выдающийся шедевр его молодости (и более всех запомнившаяся из его работ) – серия из 400 гравировок по дереву к написанной Францем Куглером истории Фридриха Великого (работа завершена в 1842 г.). Эта деятельность заставила Менцеля в течение длительного времени заниматься изучением эпохи Фридриха Великого и военной иконографии. Помимо гравюр к истории Фридриха Великого он сделал иллюстрации и к сочинениям самого монарха (работа завершена в 1849 г.), а неординарная трактовка Менцеля сатирических зарисовок Фридриха свидетельствует о еще одной грани умения этого художника создавать юмористическое произведение. Со временем Менцель становился все более популярным в высших кругах немецкой столицы; в 1898 г. его посвящают в рыцари. Кроме того, он увлекался интереснейшими техническими разработками и экспериментами в области литографии и еще в 1840х–1850х гг. создал значительные работы в духе импрессионизма (в 1875 г. его картина с изображением процесса литья чугуна стала первой в индустриальной теме искусства). Тем не менее, Менцель делал новые, свидетельствующие о его наблюдательности зарисовки. Многие (например, картинка 1877 г., запечатлевшая людей в вагоне, неуклюже потягивающихся после ночи в поезде), свидетельствуют об остром уме, ни разу не покинувшем великого старца.
Менцель умер 9 февраля 1905 г. в Берлине на девяностом году жизни.

The World Encyclopedia of Cartoons, 1981


Добавить комментарий

три × четыре =