Кстати, по поводу

Меня зовут Анна Масленникова, я учусь на факультете журналистики Байкальского университета в Иркутске. В этом году заканчиваю учебу. Тема моей дипломной работы – “Карикатура в русской периодической печати”.

Хотелось бы задать Вам несколько вопросов. Буду очень признательна, если Вы мне ответите. Мне очень важен Ваш профессиональный взгляд.

Как по-Вашему, из-за чего сегодня карикатура не пользуется былой популярностью? (проблема в существующей неформально цензуре? или в читателях, которые не хотят думать образно, и карикатура уходит со страниц газет вместе с другими сатирическими жанрами, как фельетон, памфлет? или какрикатуру разлюбили, потому что она ассоциируется с советским прошлым?)

На отсутствие интереса к карикатуре влияют одновременно несколько факторов: в России и советском союзе никогда не было свободы слова и соответственно, как мы знаем, не редко сатирические журналы выходили с купюрами; в советское время карикатура была ангажирована властями и будучи хорошо оплачиваема привлекала к себе талантливейших художников с академическим образованием.
Острие их пера было направлено на внешне-политические события и ряд внутренних проблем которым власть объявляла официально борьбу как то: бюрократия, тунеядство, пьянство, казнокрадство, бесхозяйственность и т. д.
Соответственно, преимущественно придавленное нищетой и бесправием народонаселение страны охотно подписывалось на сатирические журналы и радовалось тому как пропесочивают их врагов – чиновников, и лелеяло надежду что это поможет стране быстрее избавиться от проблем.
С началом оттепели появилась другая карикатура, источники которой следует искать в западной Европе, преимущественно в доступных по СМИ братских странах (Чехословакия, Польша, ГДР…). Она была самостоятельна и несла в себе подоплеку в коей можно было угадать второй смысл, зачастую направленный против существующих порядков. Наиболее передовые газеты того времени, руководимые редакторами с “новым мышлением” охотно печатали “новую карикатуру” (например “Литературная газета”), которая тем более нравилась интеллектуалам.

С началом “Перестройки” был всплеск действительно остро-социальной и политической карикатуры, но период этот оказался недолгим и закончился с уходом из власти Ельцина.

Множество сатирических журналов закрылись, потеряв многотысячные и даже миллионные тиражи, в связи с финансовым кризисом художники оказались не у дел, их в первую очередь отодвинули от участия в СМИ экономя на гонорарах, а уж когда ситуация в стране стабилизировалась и карикатура вернулась частично в газеты и журналы – гонорары в основном остались на невысоком уровне. Отсюда нежелание большинства из профессиональных карикатуристов рисовать за копейки хорошую карикатуру, да и периодика в наше время уже не нуждается в остро-социальных работах и бичевать нечего, при условии когда понятие нравственности у общества очень сильно размыта. Политической карикатуры нет в связи со скрытой цензурой и самоцензурой редакций, и читателей, интеллектуальный уровень которых за последние 20-ть лет заметно сдал, пичкают второсортными рисунками.

Лучшие силы ушли в иллюстрацию и международные конкурсы карикатуры. Часть из них, наиболее приметных работают по заказам в различных периодических изданиях.

Как Вы относитесь к таким “детищам” карикатуры, как Куклы и Мультличности?

Я не назвал бы эти передачи “детищами карикатуры” хотя в создании персонажей для мультличности учавствует выдающийся шаржист и бывший главный художник “Крокодила” Владимир Мочалов, здесь заслуга писателей-сатириков.
И конечно же Куклы Шендеровича имели успех из-за острой сатирической направленности. Мультличности нравится только обывателям и подросткам. Эта метаморфоза многое объясняет по поводу свободы творчества в области сатиры и юмора.

Считаете ли мемы в социальных сетях одной из форм современного бытия карикатуры (на фоне развития массовой культуры и тенденции к появлению горизонтальных коммуникативных связей?)

Да! хочется надеяться что проявившие себя мастера жанра владеют компьютером в достаточной для этого степени, а продвинутая молодежь, которая привыкла приумножать пошлятину в искусстве образумится и встанет в своем творчестве на гражданские позиции.

И еще такой практический вопрос – как сегодня карикатурист взаимодействует со СМИ. Многие ли газеты имеют штатных художников? Каков статус карикатуриста сегодня?

Большинство издательств пришли к договорной форме работы с авторами, и не имеет успеха тот, кто по старинке пытается раздавать свои рисунки “в свободном полете”. Еще меньшее количество крупных газет и журналов имеют своих штатных художников, которые кроме гонораров получают зарплату.


Leave a Reply

3 − 3 =