Введение в проблемную графику в 84 абзацах, Виктор Богорад

Введение в проблемную графику в 84 абзацах
Виктор Богорад

I.
1. “А что Вы этим хотели сказать?” -вопрос, который заставляет пускаться в хоровод красные пятна на лице художника. Похоже, что ни спрашивающий, ни отказывающийся на него отвечать не осознают во всей полноте и сложности проблемы изобразительного языка, проблемы визуального общения.

2. Отдавая должное стараниям искусствоведов в области классификации художников, позволю себе предложить еще одно деление /условное/ художников с точки зрения визуального общения. Итак, художники, имя которым легион, делятся на два неравных лагеря. К большему лагерю относятся художники – эстеты, к меньшему – художники – философы.

3. Ху из ху? Давайте разберемся. Художники – эстеты – люди стремящиеся выразить с помощью изобразительных средств свое эмоционально-личностное видение мира. В этом таборе можно встретить и художника-реалиста, взор которого обращен во вне, “честно” показывающего окружающее. Кавычки, т.к. он неосознанно преобразует изображение, исходя из своих эстетических установок. Преображает его композиционно, пластично, цветно и т.д. Там же находим мы и абстракциониста, замкнутого на своих внутренних ощущениях и состояниях, решающего сложные вопросы цветоносности и формообразования для передачи своих подсознательных импульсов. В работах художников – эстетов на первом плане – эстетические проблемы, на последнем – информативность.

4. В свою очередь художники – философы стремятся выразить, а лучше – высказать с помощью изобразительных средств свои суждения, мировоззренческую позицию через обобщения в виде символов.
Не пером, а кистью изложить плоды своих размышлений. У них становится первичным – информативность работ, эстетичность – вторичным. Выходит, что художник – философ – разумное существо, изъясняющееся не словами, а изобразительными образами.

5. Платон, который считал художников неразумными созданиями и не включал их в свое идеальное государство, Мне друг, но истина дороже. Мысль, выраженная изобразительным рядом, воздействует, в отличие от второй сигнальной системы, эмоционально сильнее /впрямую/, чем слово.

II.

6. Итак, предмет нашего рассмотрения – проблемная графика. В довольно мизерном количестве критических работ вид этой графики носит еще название “странной графики”, “дикой графики”.

7. Все же название “проблемная графика” точнее, т.к. в работах этого плана присутствуют всегда проблемы человеческого существования, больные вопросы общества, сложности психики человека.

8. Приведу перечень основных отличительных признаков проблемной графики:
-I/ В работах рассматривается проблема в целом, наблюдается отказ от конкретизации, от индивидуальных носителей проблемы. для этого используется символика, с помощью которой выражается свой взгляд на проблему.
-2/ Использование изобразительных метафор дает возможность художнику высказать свою, зачастую противоречащую общепринятому, традиционному пониманию проблемы, позицию. При этом возможны приемы последовательного доведения до абсурда, оригинальный взгляд со стороны, заострение внимания на нюансах.
-3/ Наличие сюрреалистических приемов для создания новой символики. Относительно новой символики необходимо отметить, что элементами ее могут быть как комбинация старых /известных/ символов, так и объекты,-которые легко расшифровываются, поражая зрителя тем, что они раньше не применялись художником дня обозначения известных ситуаций, взаимоотношений.
-4/ Проблемная графика литературна и требует от зрителя определенного уровня эрудиции, и только тогда реализуется в его сознании полностью, когда у него /зрителя/ рождаются те же ассоциативные связи, что и у художника при замысле работы. Смысл существования проблемной графики в том, чтобы заставлять зрителя думать, размышлять, а не только эмоционально сопереживать.
-5/ Произведения проблемной графики зачастую неоднозначны по смыслу, т.к. используемый в них язык символики и обобщенные образы вызывают у различных зрителей разной длины ассоциативные цепи, а иногда и параллельные ассоциативные цепи, которые и сам создатель работы не мог спрогнозировать. Наметив некоторые отли-чительнае признаки проблемной графики, обратимся к истории ее развития.

9. Художники – философы являются “поставщиками” проблемной графики. Когда же возникла проблемная графика? Трудно сказать и даже невозможно. Художники – философы были во все времена. Их отделяло друг от друга время, пространство и непонимание. Непонимание – т.к. международный язык символов был слабо развит. Поэтому символика Босха остается для нас и сегодня тайной за семью печатями.

10. Как массовое явление – проблемная графика возникла в работах символистов /19 век/. И можно сказать, что символизм явился предтечей проблемной графики.

11. Художники символизма были переходным звеном от художников – эстетов к художникам – философам. Короче, они были эстетствующими философами. Чаще всего рассматривались в их работах проблемы человеческого существования /жизнь – смерть/. При этом использовалась символика средневековья. Как в работе Альфреда Рэтчела “Смерть – скрипач”, символ смерти взят из известнейшего средневекового цикла “Пляска смерти”. Никто так мастерски не
раскрывал тему “Люди смертны”, как мексиканец Посада в своих “Kaвалеpoc”(2). Характерна работа Арнольда Бёклина “Зараза”(3)

12. Весьма бедный набор средневековых символов побудил художников – символистов создать универсальный символ – женщину.
Говоря о бедности средневековой символики, я имею ввиду следующее: Средневековье создало богатейшие наборы символов /например алхимический/, но употребляя слово “символ”, как термин, я подразумеваю, что он общепринят и общепонятен, а не создан специально для узкого клана посвященных.
Итак, возник универсальный символ: женщина, в красоте которой была немалая доля эротики. Она символизировала и “человека вообще” / Ессо home /, и смерть, и тайну /сфинкс/, и время. Смотри работу Фердинанда Хофлера “День”, где пять поз одной женщины выражают течение дня от восхода до заката.(4)
Через этот универсальный символ плюс традиционный набор символики художники попытались рассмотреть проблемы жизни и смерти, мистического начала человеческого духа, абстрагированные эмоциональные состояния человеческой психики. Их довольно узкий круг проблем был обусловлен бедностью базы символов, т.к. “галактика Гутенберга” по Маклюэну еще не настолько была развита, чтобы создать широкий спектр общедоступных символов.

16. Именно поэтому оказались безуспешными попытки Франтишка Купки выйти за рамки бывших в употреблении символов.

IV
17. Понадобился экспрессионизм, чтобы проблемная графика смогла расширить круг тем, о которых раньше она молчала. Не только о проблеме духа, но и проблеме личности в обществе, не только о мистических началах души, но и о иррациональности психических моментов в поведении усреднённого человека.

18. Проблемная графика многим обязана творчеству немецких экспрессионистов. Таких, как Хоффер, Панкокт Гросс.
19. Понадобился сюрреализм, который подарил проблемной графике свои приемы для создания динамизма символики, возможности для построения новых миров изображения с естественными для фантазий художника законами.

20. Сильнейшее влияние на дальнейшее развитие проблемной графики оказали сюрреалисты Рене Магрит и Макс Эрнст(6). Называя эти имена, отнюдь не имеется в виду, что они создавали проблемную графику, но отдельные работы их могут быть к ней причислены.

21. Элементы проблемной графики можно обнаружить и в рамках других неупомянутых здесь жанров изобразительного искусства.

22. Необходимо отметить, что без бурного развития массовой культуры, создавшей стереотипы человеческого поведения и стереотипы групп общества со вполне конкретизированными стереотипами признаков, невозможно было бы получить широкий спектр символов, которыми незамедлительно воспользовалась проблемная графика.

23. Итак, во времени, предшествующему II мировой войне, мы обнаруживаем произведения проблемной графики в виде отдельных странных работ экспрессионистов, сюрреалистов и др.

24. После II мировой войны сложилась ситуация, при которой проблемная графика была поглощена “картуном” /cartoon /,
превратившись в одно из многих его течений.

25. Картун – название современной каррикатуры. В отличие от традиционной /бытовой, политической/ он /картун/ обходится без подписей, текста, поясняющих и дополняющих карикатуру. Это рисунки “без слов”, создатели которых стремятся выразить всё только рисунком. Подробно о картуне можно узнать из статьи Дмитриевой И.Л. / /, из единственной критической статьи на русском языке.

26. Картун использует большой набор международных символов, что позволило проводить широкие международные выставки карикатуры. Рисунки картунистов понятны всем без исключения, выразительны и лаконичны. Всю информацию несёт исключительно рисунок.

27. В искусстве картуна проблемная графика заняла ведущее место, т.к. она явилась наиболее социальной и философской ветвью картуна.

28. Парадокс заключен в том, что рисунки картунистов, создающих проблемную графику чаще всего не смешны. В эмоциональном плане они способны вызвать у зрителя горькую улыбку или саркастическую усмешку.

29. Можно сказать, что картун является на сегодняшний день прибежищем для проблемной графики.

30. Критики /к сожалению, не наши, т.к. картун у нас официально не существует/ заговорили сначала о польской проблемной графике. Первенство принадлежало польским картунистам вплоть до 70-х годов. Одним из польских проблемных графиков был Бронислав Войцех Линке. За созданный сразу после II мировой войны цикл “Калеки крича”
он был он был удостоен один из первых Государственной премии.

31. Всемирно известна его работа из этого цикла акварель, изображающая развалины здания в виде скорбящей старухи, накрытой талосом – еврейским молитвенным полотенцем(7) Работа посвящена варшавскому гетто.
32. Огромную роль в пропаганде проблемной графики в Польше сыграл журнал “Шпильки”.

33. Там сотрудничали такие талантливые картунисты – проблематики, как Гобель, Чечот(9), Мрож(8). Последний известен своей работой “Памятник”, на которой изображен памятник Каину, поправшему Авеля. Чечот, посвятивший многие работы проблеме взаимоотношений сельского и городского укладов жизни, обратил свое внимание и на проблему дисгармонии прогресса.

34. С начала 70-х годов ведущими становятся болгарские картунисты – проблематики. К этому времени пора заметить, что среди художников картуна, занимающихся проблемной графикой, много людей, которые не являются профессиональными художниками. Поэтому с точки зрения техники традиционного графического искусства, многие
из них не обладают подчас достаточной профессиональной подготовкой. Главным является то, что им есть что сказать. И наиболее емким языком для этого оказался изобразительный. А как сказать – стало делом наживным. И действительно, с начала 70-х годов в исполнении картуна и проблемной графики начали вырабатываться свои эстетические установки.

35. Одна из них: необязательность получения эстетического удовлетворения от содержания рисунка, как бы он ни был высокохудожественно выполнен. В первую очередь сотворчество автора работы и зрителя начинается путем раскрытия эмоциональной ориентации рисунка относительно затронутой темы или проблемы.
Благодаря этому, после того, как тон задан и принят, зрителю раскрывается смысл рисунка единственно верно замыслу автора.

36. Но вернемся к болгарской “черной волне”, как ее называют критики. Создателями этой волны явились Симеонов, Чаушев, Маринов, Диков(12), Михайлов(11), Пекарев, Савов(10) … Целая плеяда талантливых мастеров. Примерами тематики могут служить поэтические работы Дикова, где передается идея о человеческой личности, как сосредоточении
гармонии вселенной. Характерна работа Михайлова, где он рассуждает о нелегкой судьбе смеющегося в наши дни, а также работы Йончи Савова.

37. Небезынтересно отметить, что проблемная графика в рамках картуна наибольшее развитие получила в социалистических странах. Достаточно сравнить темы международных конкурсов, проводимых на Востоке и на Западе. “Стоп”, “Нет проблем”, “Разоружение” – Скопле /Югославия/, “Мир уцелел, потому что смеялся” – Габрово /Болгария/
и “Человек хочет смеяться” Кнокке-Хейст /Бельгия/. “Без слов”- Зап.Берлин и т.д./В период картун-бума /70 – 78 гг./ в мире проходило до 13 международных конкурсов – выставок картунистов/.

38. Хочется отметить еще мастеров Чехословакии Забранского(14) и менее известного Вацлава Кабата(13) Первый прославился знаменитой серией “Головы”, в которой остроумно-неожиданные комбинации головы обобщенного человека и общеизвестных символов придают сильный философский заряд работам. Кабат, используя эзоповский набор символов, рисует современные басни и притчи.

39. Из западных картунистов – проблематиков следует упомянуть всемирно известных французских художников Кардона(15) и Топора. Первый, являясь постоянным сотрудником “Юманите”, стал признанным художником антитоталитаризма. Он оказал сильнейшее влияние на своих коллег. Советскому зрителю знакома его работа “Диссидент” /название условное/.

Люди с кубическими головами стоят, засунув свои головы в кубические ниши в стене. И лишь только один шароголовый вызывает подозрение и враждебность соседей, т.к. проделать то же,что и все не в состоянии. Топор – поэт “черного юмора” в своих работах исследует теневые стороны человеческого сознания.

40. Из советских картунистов – проблематиков можно назвать
Валентина Розанцева(16)(17) многократного призера международных конкурсов/ и Михаила Златковского(18).

41. Развитие проблемной графики на картуне не останавливается.
Но об этом в конце.

V.
42. Кратко рассмотрим базу символов проблемной графики. Как уже было сказано, любой объект, будь то вещь, знак или жест и т.д., вызывающий у зрителя шаблонную цепочку ассоциаций , является символом.

43. Благодаря бурному развитию средств массовой информации количество таких символов неисчислимо. Однако можно попытаться перечислить наиболее часто употребляемые, т.е. те, которые создали интернациональный язык картуна и которыми пользуется проблемная графика.

44. Это, например, одна из старых групп символов – эзоповская. Животные, как символы человеческих свойств характера и интеллекта.

45. Мифическая группа – включает символы, взятые из легенд и мифов Древней Греции и Рима./в работе Герасимова затравленный волк, попавший в капкан, с тоской и укором вспоминает Римскую волчицу(19). Прометей, Дедал, Икар, Геракл, Троянский конь, Орел, Кентавр – вот неполный перечень этой группы.

46. Средневековая группа немногочисленна: смерть, король, палач, шут, рыцарь – выражающие социальную роль каждого из них.

47. Пиктографическая группа включает в себя все международные пиктограммы, условные обозначения. Примером может служить работа Деоподова /БНР/(20)

48. Группа итимичеоких символов состоит из символов – жестов /указующий перст, кулак, кукиш, непристойный жест рукой, квадратная голова и т.д./

49. “Платяная” группа символов из символической одежды /клоуна,
военного, заключенного, полицейского, дипломата/.

50.”Вещевая” группа самая многочисленная. Она включает все предметы соответствующие названным группам и огромное количество символов, отражающих современную жизнь. К примеру работы Ходоревского /ПНР/, Хелилов /БНР/(21)Данилова ССCP/(23)

51. Как можно было заметить сейчас отсутствует универсальный, символ. Каждому явлению художник находит свой соответствующий символ или соответствующую комбинацию символов. Новая символика создается с помощью старой символики, помогающей расшифровать новый символ. Благодаря этой “постепенности” современные работе проблемной графики также понятны, как и работе, предшествовавшие им во времени.

52. Часто наблюдаемые, особенно в неофициальном искусстве, закрытые символы, расшифровка которых известна только художнику, являются бритвами, режущими нити понимания между зрителем и автором рисунков. Очевидно, что этот вопрос подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с общими проблемами всего неофициального искусства как движения в целом. Поэтому здесь я ограничусь констатацией наличия подобного явления в проблемной графике на данном этапе ее развития.

53 Проблемы, а следовательно и темы, к которым обращаются картунисты – проблематики неисчислимы. Однако и здесь можно выделить группу “популярных” тем. Как говорит Жванецкий “… у всех одновременно разболелась голова, наверное, все сразу об одном ж том же подумали”…

54. Попробуем их перечислить. Тема первая – антивоенная, тема вторая – человек среди людей, тема третья – судьба окружающей среды.

55. Первая тема – основная. По ней проводятся часто тематические международные выставки – конкурсы: “Антивоенная карикатура” в Крагуеваче /Югославия/, “Разоружение” в Скопле /там же/ и т.д. Многие работы проблемной графики близки к плакату, но …

56. Между плакатом и проблемной графикой существуют весьма сложные отношения. Проблемная графика дала много искусству плаката: приемы, символику, технические решения однако, плакат, как производное государственной идеологии оказался не в состоянии отказаться от тенденциозности в подходе к проблемам, и от штампов. Не в состоянии плакат отойти и от текста, обходясь одним изображением.
С этой точки зрения плакат стал обескровленным, иссушенным муляжом проблемной графики.

57. С точки зрения проблематиков основная тема решается скорее пессимистично, чем оптимистично /в отличие от плакатистов/. Преобладают работы предупреждения и работы антиутопии. Антивоенная тема разрабатывается весьма подробно: от судьбы солдата /как в работе Кузина(24) в работе В.Богорада(25) до критики милитаристского мышления /в работе Христова /БНР/(26) и Десподова(26) /БНР/. Большая часть работ решена в духе пацифизма с изрядной долей язвительности и горькой иронии. Как в работе П.Пярна.(27) Работа Марты /ПНР/(29)(28) получила Гран-при в Скопле, где состоялся конкурс на тему “Разоружение”: среди развалин Женевы старцы продолжают переговоры.

58. Вторая популярнейшая тема проблемной графики посвящена сложности и простоте, парадоксальности, алогичности и детерминированности поведения человека. Произведения на эту тему являются самокритичной исповедью человека. В них же присутствует социальный протест и крик души. Протест против унификации человека /работы Буриевича – ПНР/(30), против инертности мышления и гражданственной пассивности /в творчестве Йончи Савова -БНР/,
иранского художника Рамедани(33) эстонца Рейна Лаунса(32) разоблачение фанатизма и рассмотрение истоков агрессивности /Здравко Йончев – БНР/(34), Чаушев /БНР/.(35)

59. Большое количество произведений картунистов – проблематиков посвящено взаимоотношениям личности и общества. Некоторые работы решены с точки зрения анархизма, но остальные обнаруживают социально-философскую зрелость авторов в подходе решения этой сложной темы. Как мы уже упоминали, непревзойденным мастером здесь является французский художник Кардон. В его работах можно встретить и узника, с удовольствием красящего свои ножные кандалы, и демонстрацию, несущую транспаранты против шаров на голове, но демонстранты при этом стараются не уронить огромные шары с головы, т.е. обнаруживаем широкий спектр явлений тоталитаризма, проанализированный художником(36), (37), (38)

60. Много работ проблемной графики посвящено проблеме нормального и ненормального в психике человека. Неоднозначность душевных порывов требует сложного и подробного анализа.
Поскольку картун предполагает критический подход, то можно обнаружить и элементы мизантропии в позициях авторов. Следует отметить великолепные по графике работы Владимира Бороевича (39,40) /Югославия/. В его работах человек предстает как хрупкое и неестественное создание с псевдотаинственностью и псевдоглубокомыслием.

61. Символична работа Лотара Отто “Камень преткновения”.(41) Тема взаимоотношений мужчины и женщины находит разнообразнейшие решения в работах проблемной графики. Корифеями анализа этой сложной проблематики можно считать Унгерера /США/. Р.Борна/ЧСС P.Топоpa /Франция/(43) У всех троих огромная доза “черного юмора” убивает секс, который, казалось бы, должен присутствовать в работах на подобную тему.

62. В работах Унгерера обобщенные образы мужчины и женщины, выступают как две разные, враждебные друг другу, психологические и философские системы восприятия мира. Борн может показаться женоненавистником, а скорее хочет таким показания, Топор же исследует с Фрейдистских позиций садистско-мазохистские проявлениях психики и у мужчины и у женщины.

VI.
63. Поскольку проблемная графика длительное время развивалась в рамках картуна, то для нее применима классификация Богорада, созданная для анализа произведений картуна.

64. Рассмотрим бегло эту классификацию. Она разделяет произведения картуна по сложности и глубине структуры разработки мысли. Сообразно степеням структурной сложности определено 4 уровня.

65. Во внимание не принимается эмоциональная сторона работ, их графическое исполнение, сами темы, а только разработка их.

66. Первый уровень самый примитивный. В основе его лежит Формальный Прием, являющийся аналогом метафоры в литературе. Сравнение объектов по отдельным их признакам, которые связаны только ассоциативно. Формальный Прием многообразен, многим связан с сюрреалистическим методом. Например: орденская планка, но вместо медали висит входное отверстие от пули, т.е. пулей тоже “награждают” /Кромар – Югославия/. Работ проблемной графики 1-го уровня нет. Картун – работ огромное количество. Поскольку темы просты /отображена лишь одна ассоциативная связь/, то рисунок обычно сложен и изощрен.

67. II – ой уровень – символический. Обязательно наличествует Формальный Прием, но элементам его присуще символическое значение. Ассоциативное звено, порожденное Формальным Приемом тянет за собой целую цепь ассоциаций. Часто в работах используются известные старые символы. Как уже отмечалось, комбинация их порождает новый символ, т.е. комбинация зачастую становится новым составным символом. Так – в работе Малахова – пьяница /нос, бутылка/ распят на … штопоре. Формальный Прием – близость формы креста и штопора. Составной символ расшифровывается приблизительно так: от пьянства страдает прежде всего сам пьющий. У Забранского(46) на работе изображена голова человека, которую протыкает указывающий перст сверху, а палец, изогнувшись, выходит из глазницы. Символ отображает “промывку” мозгов, т.е. пропаганду, причем действенную. Работ проблемной графики II-го уровня много. Почти все плакаты являются произведениями со II-ым уровнем. Графическая сложность работ II-го уровня не велика, т.к. наличествует использование пиктографических символов.

68. Третий уровень носит название – ситуационный. Изображение не висит в белом пространстве листа.

69. Художник создает особый, свой мир, законы которого позволяют возникнуть изображенной ситуации. Мы обнаруживаем в картине III-го уровня динамизм символов. Обозначены взаимодействие символов в динамике или в динамическом напряжении. Так Михаил Щербак(47) создает копию “Явление Христа народу”, но заменяет Христа на Чаплина. Именно на Чаплина реагируют собравшиеся на первом плане люди. Почти все работы Кардона и Топора являются работами III-го уровня. Например, у Кардона(48) мужчина с цветами идет по плоскости, разделенной на квадратные ячейки. И ноги мужчины заканчиваются квадратами. Идет, пока не натыкается на границу с другой плоскостью, разделенной на круглые ячейки. Плоскость, по которой ходят женщины с соответствующими стопами. Речь идет о невозможности проникновения в психологии другого пола. В идеале каждый художник должен стремиться соз-дать”овой искаженный мир”, но лишь особо талантливым это удается “Свой искаженный” возникает тогда, когда художник как Личность создает свою полную систему взглядов на мир и вследствии этого обладает мировоззрением, отличным от типового. Остается отметить, что поскольку число таких художников невелико, то и работы III-го уровня можно встретить реже, чем II-го.

70. Наивысший уровень для работ картуна, а следовательно и проблемной графики, носит название хроносный. Помимо ситуации в рисунке присутствует время. По одному рисунку мы можем или ретроспективно воссоздать предысторию данного “застывшего в моменте” изображения или, что встречается чаще, спрогнозировать дальнейший ход событий, т.е. в одном рисунке запечатлена целая история. Так возникает графика – эссе и графика – притча.

71. Поражает лаконизм таких работ. Расшифровка одного изображения требует почти всегда целый рассказ, изложенной не одной сотней слов.

72. Именно работы IVого – наивысшего уровня порождают у зрителя целые разветвлявшиеся стволы ассоциаций. Именно эти работы активизируют воображение зрителя, и он как бы входит в соавторство с художником. В начале статьи упоминалось: зритель должен быть подготовлен к диалогу, дуэту с художником, т.к. требуется от зрителя и эрудиция и навык бессознательной расшифровки символики работ.

73. Почти все стрипы – рисунки IV уровня. Тут следует пояснить что стрип – это название ряда последовательных рисунков в картуне. Проблемная графика и стрип – вещи очень редко совместимые.

74. Так в работе Ласло /ВНР/(49) Изображены в верхней половине ряды черных квадратов. Это расшифровывается как окна дома-новостройки. Работу пересекают посередине две линии и в нижней половине точно такие ряды черных квадратов, только вместо одного квадрата концентрические окружности, т.е. отражение дома в реке, прыжок самоубийцы из одного из окон. IV уровень с ретроспективой. Подтекст – человек не выдерживает строгой регламентации жизни, однообразия форм и т.д. На листе Богорада марионетка, подвешенная к пальцам руки(50). Но марионетка – это живой человек, подвешенный за кисти рук и щиколотки. Средний палец руки старается накинуть петлю на голову, охваченного ужасом человека. Так же IV уровень, но с прогнозом.

75. Работы IV уровня встречаются редко. Но к ним должен стремиться каждый художник, т.к. они обладают наибольшей информативноcтью. Они позволяют произнести /с помощью зрителя/ художнику целый монолог, гневный или горестный о несовершенстве жизни.

76. Сама классификация показывает путь усложнения структуры, путь разработки мысли.

VII

77. Дальнейший путь развития проблемной графики уже обозначился. Это выход из рамок картуна и переход в область серьезной графики. Этому способствует рост профессионального мастерства художников, проведение регулярных выставок, переход работ из предназначенных дата печати /журнальная графика/ к работам выставочного плана.

78. При этом наблюдается усложнение графики, усложненные наборы /комбинации/ символов Так например произведение Збигнева Кульчиковского “Меланхолия”(52) работы Фико Фикова /БНР/(59)

79. Интересно, что известнейший карикатурист Адольф Борн, который дважды за последние годы был объявлен в Мон-Реале “карикатуристом года”, в последнее время создает то, что картуном уже трудно назвать. Скорее_всего это проблемная графика с элементами карикатуризма.

80. Следует отметить, что больше всех преуспел бывший картунист Януш Вишневский /ПНР/(53)(54)
В его работах, многосюжетных, многоплановых проблемная графика как бы снова возвращается в объятия сюрреализма, но при этом она несет в себе смысловую нагрузку. Так его работа “Человек с колоколом” /название условное/ получила Золотую шпильку на конкурсе, проведенном “Шпильками”.

81. Появился и целый ряд работ серьезных графиков, которые надо отнести к проблемной графике. Так, например, Иштван(57) /ВНР/, Карло Шелеман(55), Хартмунд Линке /ГДР/(56), Анджей Новацкий /ПНР/ и др.

82. Среди советских графиков можно назвать Эммуса /ЭССР/, Тышлера, некоторые работы Вильнера.

83.На выставках неофициального искусства часто встречаешься с проблемной графикой. Скорее с квазироблемной. За исключением работ Белкина, большинство работ других художников не дотягиваются до настоящей проблемной графики. Одним художникам часто просто нечего сказать, они еще не сформировались как личности в мировоззренческом плане, другие, не зная законы построения проблемной графики, используют закрытую личностную символику, третьи разрываются между эстетикой и философией.

84. Думаю, что критический обзор состояния проблемной графики в неофициальном искусстве требует специальной статьи для полного анализа этого интереснейшего явления нашего времени.


Leave a Reply

2 × three =