Тезисы, Богорад В., Ковальский С.

ТЕЗИСЫ
Богорад В., Ковальский С.

беседы о искусстве парадоксального мышления. (И. П. М.)

1. Истоки интереса: скука, возникающая от стереотипного искусства, от стандарта, построенного на обычной человеческой логике.
Но! – есть ряд произведений, которые нас “трогают”.
Мотив “разговора” – интерес, вызываемый этими произведениями.

2. Парадоксальное мышление – мышление, не пытающееся найти некоторую определенность выводов, вызывающих очередное заблуждение.
Определенная позиция – тенденциозность – тупик, скука.

3. ИПМ – включает превалирующее начало интеллекта над эстетикой.
Это не принижение эстетического начала!

4. Мысль – это информация и не очень важно что является носителем мысли.

5. Следовательно любой жанр искусства РАВНОПРАВЕН и РАВНОЦЕНЕН.

РАВНОПРАВИЕ и РАВНОЦЕННОСТЬ – КРИТЕРИЙ № 1.
6. Автор ИПМ чаще всего творит на подсознании. ИПМ – мутация в творчестве автора. Трактовка (отнесение картины к ИПМ) наша может не совпадать с трактовкой автора.

7. Этика отбора: раз произведение создано для обнародования, то мы имеем право его трактовать, отбирать, классифицировать как любой зритель.

8. Произведение ИПМ не является пропуском для автора к самому искусству парадоксального мышления. Оно может быть случайным и единичным во всем творчестве автора.

9. Пропуск может быть только у того автора, который делает искусство осознанно (Борхес), но и то вряд ли это может быть распространено на все его произведения!

10. Понятие эклектичности – основное звено – отличительный признак ИПМ.

ЭКЛЕКТИЧНОСТЬ ИПМ – критерий №2

11. Эклектичность – следствие 1 критерия: на картине может быть все что угодно.

12. ИПМ ближе всего к концептуальному искусству, но концептуальное искусство не является ИПМ.

13. Синтез и эклектика. С точки зрения ИПМ – синтез и эклектика одно и то же.

14. Синтез – создание эклектичности подсознательно. Эклектика – сознательное смешение стилей, жанров.

15. Синтез – полный серьез. Эклектика – игра.

Игровой момент произведений в синтезе неосознанный, в эклектике осознанный – есть третий критерий.

16. Серьезно = тенденциозно = односторонне. Ирония, игровой момент – снимают момент тенденциозности.

17. Игровой момент меньше в синтезе, чем в эклектике.

18. При синтезе игровой момент – в смешении формальных приемов изображения, при эклектике – в смешении формальных приемов мышления.

ЧЕТВЕРТЫЙ КРИТЕРИЙ – формализация ИПМ на уровне мышления, а не изображения.

20. Формализм носителя мысли – дикарский, низший формализм. Формализм мысли – высший уровень формализма: заключается в придании акцента некому оттенку мысли и изменению самой мысли от этого акцента.

21. С этой точки зрения соцреализм и сюрреализм одинаковы! Равноценны! – если и там и там нет мысли.

22. Пример ИПМ в виде соцреализма – работы Булатова – вложение интеллектуальной структуры в формы соцреализма.

23. Как только художник перестает быть соцреалистом, абстракционистом, сюрреалистом – он становится художником ПМ, носителем парадоксального мышления.

24. С этой точки зрения – ИПМ – путь из тупиковых мутаций авангарда.

25. Мессианство ИПМ для мертвого на сегодняшний день авангардизма.

26. ИПМ может реанимировать авангард.

27. Автор ИПМ относится несерьезно к своему произведению. Как только серьезно, как только честолюбиво – произведение не может стать объектом ИПМ. Этическая сторона ИПМ – автор и его произведение.

28. ИПМ непрогнозируемо и всегда обманывает наши ожидания. (Курехин)

ПЯТЫЙ КРИТЕРИЙ – социально общественная актуальность на интеллектуальном уровне.

29. СОЦИУМ нас окружает. Есть более высшие уровни интеллектуальности, где социальная актуальность исчезает, но возникает актуальность более высокого порядка, иного интел. уровня.

30. Обществу, человеку присущи некоторые ограничения в сознании. Ограничение в психике для человека – осознание своей смертности. (Пример) Для общества ограничения в мышлении связаны с идеологией, общественным сознанием, моралью и т. п.
Как только снимается (в ИПМ) ограниченность человека или общества, переходя ограничения, то тут же ПМ показывает человеку и обществу рамки их ограниченности.

31. Для ПМ существуют свои этические нормы, для него не может существовать табу, авторитетов, ограничивающих мышление.

32. Признак ПМ – ЭПАТАЖНОСТЬ.№6
6 критерий – эпатажность на ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ УРОВНЕ.

32. Эпатаж на уровне “моря крови” и “порно” – самый нижний уровень эпатажа. Эпатировать можно, например, своим отношением к жизни.
Крамольная мысль эпатирует человека имеющего свое мировоззрение. Понимание крамолы проходит через эпатаж!
Т. е. 6 КРИТЕРИЙ ПМ – ЕРЕСЬ. Любому произведению ИПМ присущ ерисизм. “Я мыслю не так как все, и прихожу к выводам другим – не как все”.

33. Сознательное выпадение из канонов мышления.

34. Понятие времени для ИПМ – смещение времен, нарушение последовательности.

СЕДЬМОЙ КРИТЕРИЙ – АНАХРОНИЗМ, как прием для создания определенной мысли.

36. Анахронизм как состыковка мыслей разных эпох, разных времен.

37. Библейские сюжеты в современном времени, но не механическое сцепление, а органическое. (Ерофеев “Галоши”).

37. У Булгакова в М. М. – механическое сопоставление и совмещение времен. Иудея и Москва, но Воланд в Москве.

38. Время создается по своим – автора – законам, т. е. создается старая эпоха по представлению и произволу автора.

39. ВОСЬМОЙ КРИТЕРИЙ – преобладающий субъективизм на уровне Творца.

Связь с ересью. Установление своих законов, и нарушение их вне.

39. Правила ИПМ нельзя КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО, иначе произведение ПМ не влезет в классификацию. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЯ ИПМ ЯВЛЯЕТСЯ САМО ПО СЕБЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИПМ.

40. ИПМ, его произведение не может быть замкнутым – оно открыто, т. е. позволяет зрителю себя читать.

ДЕВЯТЫЙ КРИТЕРИЙ – ОТКРЫТОСТЬ – для прочтения произведений ИПМ.

41. Теория двух ступеней: художник оставляет две ступени для зрителя в своей картине, по которым зритель может двигаться, подниматься в заданном художником направлении.

42. С какого интеллектуального уровня должны начинаться ступеньки? Если с очень высокого, то непонятно как зритель заберется туда. Если очень низкий, то ему не захочется на них вступать.
Общество определяет некий средний уровень интеллектуальности, с которого и должны начинаться ступеньки.

43. Уровень – социально-общественной актуальности бытового масштаба. Уровень среднего инженера.

44. Мысли должны быть просты, но при этом гениальны, т. к. раньше никому в голову не приходили, т. к. это ересь.

45. Ересь приходит в голову всегда одному – ересиарху.

46. Не существует правил для ПМ. Играя в игру, приходишь к мысли, что стало скучно проигрывать и выигрывать. Самое интересное, в тайне от противника, поменять правила, цели игры – это и есть ересь, т. е. для тебя выигрыш не выигрыше, а в изучении, например, психологической реакции противника или нечто иное… (Кэролл – игра в крокет).

Кэролл, Обериуты – предтечи парадоксального мышления.

47. Алиса в стране чудес – для того, чтобы оставаться на месте, надо в два раза быстрее бежать.
Сон – общественная актуальность фразы – в два раза усилий требуется на то, чтобы сохранить уровень жизни.
С первого прочтения – абсурд, затем – нормальная расшифровка.

48. Этика. Этичность парадоксального мышления может быть самая разнообразная. Например: всепрощение христианства – другая щека.

49. ПМ – подставить другую щеку – акт высочайшего презрения, вычеркивания из бытия ударяющего, высочайший акт гордыни. См. И. Бродского, Речь.

Пример: соцсоревнование охранников и заключенных. Доведение соцсоревнования отдельными заключенными до абсурда, изменение правил и целей – колол до вечера, до упадка сил.

50. ПМ возвращает слово к истокам, к первоначальному его значению.

51. Заключенный показал, что он не только нарушает правила, но и присутствует не в этой системе, не в этом времени, и что “я нахожусь с вами в вашем времени” – это ошибка. Дрова, соцсоревнование – две ступеньки, т. е. речь идет об актуальности не бытового уровня.

52. ПМ создает НОВУЮ ДУХОВНОСТЬ. Новую свободу духа, т. к. старая свобода духа со временем становится несвободной.

53. Когда тебе говорят: ты свободен делать то-то и то-то, значит ты не свободен делать “не то”.

54. Раньше ПМ была фраза: “свобода – осознанная необходимость”. Эта фраза – формула осознания социально актуальности на бытовом уровне, от которой надо строить ступеньки.

От парадокса к новой духовности. Со временем эта новая духовность будет несвободной (пример с Х. Миро).

55. ПМ – лозунг (был) “Анархия – мать порядка”.

56. Неинтеллектуальный человек не понимает что такое свобода, свободен ли он. Средний человек понимает, но когда ему говорят, что это не есть свобода, а… – возвращаем понятию свободы истинное и новое значение.

57. Борхес – высочайший пример свободы в литературе.

58. Создание своего мира, ересь в обожествлении книги (рассказ “Библиотека”).

59. Кандинский пытался пробиться к понятию духовного искусства, но при этом потерял “две ступеньки” и вместе с ними – социальную актуальность.

59. И узкопрофессиональная свобода для профессионалов-художников не есть свобода для всех.

60. Кандинский добился (узаконил) свободы для ощущения точки, цвета, одухотворенности линии, но для всех – он ничего не добился.

61. Любое направление авангарда всегда добивается свободы для своих сторонников и только для них.

62. Речь о свободе должна идти как речь о СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА.

63. Сюрреализм – художнику разрешили рисовать свои сны, а зрителю?

64. В плане общественной значимости сюрреализм дал больше своим сторонникам, чем зрителям.

66. Декларация, что то, что делает художник – это искусство. Раньше абстракционизм не был искусством, потом стал. Завоеванная свобода в общественном сознании.

67. “Линия” Родченко очень дорого стоит, но ничего не дает зрителям.

68. Картина ПМ дает зрителю откровение, новый взгляд на мир. Он, зритель, может его принять, может не принять, но он знает, уже этот мир есть, уже существует.

68. Линия Родченко не социально общественна.

69. Тупиковость возникает в авангарде как только возникает разрешенность авангарда в общественном сознании.

69. Из злободневности соц. общественной актуальности перевод в вечные ценности общечеловеческие. Должен быть переход.

70. ИПМ не должно быть злободневным, ни на уровне внутри цеховом, ни на уровне социально-общественном.

70. Пример: “Король Лир, Гамлет – были злободневны для момента постановки, а то что лежит глубже существует во все времена.

72. Злободневность – одна из ступенек.

73. Злободневность – есть отрицание правил. Злободневность как намек на существующие правила.

Пример: ИПМ – “Нуль-объект” (картина, состоящая из одной рамы).

73. В литературе роман не должен строиться по законам романа, а по законам жизни – случайность играет главную роль.

74. История “нуль-объекта” – гвоздь выставки, возникший спонтанно, все остальные картины как фон для нуль-объекта.

85. ПМ – есть опережение мышления своего времени, проявления ПМ очень редки.

Пример: из 4000 работ картун отобрано только 320 для антологий, а из них ИПМ еще меньше.

86. На фоне провинции есть проявление авангарда, в центре – на фоне центра есть авангард и т. д. В Нью-Йорке тоже фон, а авангарда нет. куда дальше двигаться? Авангард – мираж. Возможно ИПМ – новый вид авангарда.

87. Пример: Возвращение блудного сына Фигуриной.

88. Нельзя к миражу приближаться пешком, для того чтобы туда попасть надо самому стать миражем. Или вообразить себя впереди миража.

88. В мире наступает интеллектуальный голод и то, и другое апробировано, новая мысль – редка. Мираж от которого надо убегать – это мираж действующего стандартного мышления.

89. Граффити = лит. памятнику.

90. Логика в визуальном мире может быть нарушена только в большем, а в малом должна сохраняться, должна быть нерушимой – Кафка “Процесс”.

91. Пример Бродского.

92. Граффити как пример неузаконенного искусства в узаконенное, лозунги – обратно из узаконенного в неузаконенное.

93. Разбор “Я болен болезнью снов” Ковальского – пример ИПМ. В живописном уровне – синтез, в интеллектуальном – буквы, эклектика.

94. Новые вопросы. Как совместить ересь и этику. Этика ереси. Этика общая (ереси и канона). Понятие добра и зла в ИПМ.


Leave a Reply

five × one =