Первая карикатура, Андрей Фельдштейн

Андрей Фельдштейн

Первая карикатура

Древнейшие комические изображения – одно из материальных подтверждений того,
что чувство юмора было присуще нашим предкам тысячелетия назад.

Первая карикатураРис. 1

Примерно с середины 19-го века рисунок с древнеегипетского папируса (Рис. 2) считается древнейшей в мире карикатурой. В этом качестве рисунок впервые упоминал франзуский писатель и историк Champfleury (Jules Fleury), написавший в 1866 году свою Историю Античной Карикатуры (Histoire de la caricature antique) (М. Златковский.) От француза этот рисунок перекочевал и в «Иллюстрированную историю карикатуры с древнейших времен до наших дней.» А. В. Швырова (1903)
Первая карикатураРис. 2

Швыров считал, что на рисунке, которому более 3000 лет, изображен фараон Рамзес III в виде льва, играющего в игру, напоминающую шашки. Гордый лев с хвастливой улыбкой забирает выигрыш у разочарованной антилопы. Рамзес III неспроста стал героем разнообразных пародий. Будучи весьма тщеславным,
покои дворца он разукрасил картинами многочисленных военных побед. Но не стеснялся он и изображать
свою довольно необузданную приватную жизнь. На фресках он часто представал окруженный обнаженными

принцессами, многочисленными женами и дочерьми. Подобные нарушения этикета вызывали неприязнь
у тогдашнего египетского общества, склонного к поддержанию внешних приличий. Результатом
такого отношения и стали многочисленные карикатуры на папирусных свитках. (Изложено по Истории Швырова.)

Одним из первых среди карикатуристов, кто высказал сомнения, что на рисунке лев олицетворяет фараона был Михаил Златковский. Михаил приводит несколько доказательства своей точки зрения, из которых я выделю важнейшие: «Во-первых, настоящие годы правления Рамзеса III – 1184-1153 годы до нашей эры, а не 1269-1244, как приводят авторы рассказов об этом рисунке. Во-вторых, и это главный аргумент – религиозно-сакральное мышление современников Нового царства исключало даже мысль о насмешке над фараоном. Фараон был для них частью сакрального мира, входил в число особо почитаемых божеств, по их представлениям обладал сверхъестественной властью и силой. Вероятно, можно еще было при земной жизни посмеяться втихомолку над фараоном, но царство мертвых являлось для современников абсолютной реальностью. И, если в земной жизни фараон не узнал бы об издевательствах над ним, то в загробной жизни он знал бы все содеянное против его личности. Так как каждый подданный со всеми его земными делами и прегрешениями поступал в иной жизни в безвременное служение своему прижизненному повелителю.
Третье – Рамзес III был последним из Великих фараонов Нового царства. Наряду со свои дедом Рамзесом II Великим и прадедом он был для египтян главным защитником страны от завоевателей – хеттов и варваров, успешным руководителем огромного государства, и, естественно, не мог быть объектом сатиры и насмешек.»

Михаил Златковский считал эту карикатуру примером доисторического сенс-арта, т. е. искусства передающего идею, определенную концепцию художника.

В последние десятилетия археологи трактуют папирус со львом и антилопой несколько иначе, чем 140 лет назад.

Первая карикатура Рис. 3

Ни в одной современной работе я не встретил упоминания Рамзеса III (1184 – 1153 до Н.Э.) в связи с изображением льва. Рисунок датируют примерно 1100-м годом до Н.Э. и относящимся к 20-й династии
(1186-1069 до Н.Э..)

Главным аргументом против подобного аттрибутирования,
мне кажется, служит факт, что рисунок является лишь
фрагментом большего изображения, заполненного самыми
разнообразными животнными. Сцена показывает зверей,
ведущих себя вопреки их естественным инстинктам: кот пасет

стадо гусей, пара волков выгуливают коз на пастбище, лев играет
в настольные игры с газелью, а другой лев укладывает антилопу
на ложе(?). Предположить, что из всей толпы животных избранная
пара вдруг будет олицетворять именно Рамзеса и его несчастную
жертву действительно тяжело.

Первая карикатура
(Сайт Британского Музея.)

Первая карикатура
(Турин)

Надо сказать, что лев с самим фараоном у египтян никогда не ассоциировался, так что вообще

непонятно, откуда эта идея взялась. Львы по традиции считалисьо охранителями горизонта, сторожившими
западный и восточный входы в Подземное Царство (отсюда их связь с солнцем Ра.)

Первая карикатура

Мне думается, что автор (Шанфлери-?), кто первый увязал изображение льва
с Рамзесом III был ограничен в возможностях, не видел всей

массы артефактов, и скорее всего имел перед собою просто
опубликованный в книжке фрагмент папируса. Отсюда и его
чрезмерное внимание к одиночной картинке.
Привязка же льва к фараону могла произойти вполне автоматически,
поскольку в 19-м веке лев дейтвительно был распространеннейшим
символом королевской власти.

Так что же все-таки изображено на нашем папирусе? William A. Ward,
профессор Института античной истории в Бейруте считал (1968), что
это иллюстрации к распространенным тогда басням и коротким
назидательным рассказам. Хотя сам же признавал, что история
не сохранила ни одной такой сказки-притчи.

Поздние исследователи полагают, что звери на рисунках
просто пародируют человеческое поведение, и не являются
сатирами на какие-либо социальные группы или иллюстрациями к басням.
(Сайт Британского Музея.)

Припоминаете собственный восторг, когда читали:

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики

На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики

В трамвайчике.
Жаба на метле…

Возможно, что и древние египтяне испытывали сходные чувства 3000 лет назад.

Что еще удивительно на этих папирусах, так это извечная игра в “кошки-мышки”,

зародившаяся в Египте и дошедшая до наших времен в форме приключений
Микки Мауса или Тома и Джерри.

Интересна сценка, изображенная на двух разных глиняных черепках- остраконах:
на одном – фараон, сидя в традиционной колеснице
направляет свою армию на осаду вражеской крепости, а на другом –

композиция повторяется до малейших деталей, только в роли фараона –
мышь в коляске, запряженной двумя собаками. Ее мышиное войско атакует
город, окруженный высокой стеной, из-за которой выглядывают
кошки-защитницы. (Описание William A. Ward). Видимо в таком контексте
иронизировать над фараоном было можно (и то, мышь в таких рисунках
всегда повелитель и положительный герой.)

На других остраконах мы видим мышь, которой прислуживает кошка,
кошку, пригоняюшую мальчика в магистрат,
и даже няню кошку, убаюкивающую мышонка-младенца.

Первая карикатура
(Бруклинский музей)

Первая карикатура
(Институт Востока при Университете Чикаго)

Для сравнения взгляните как эта «котовасия» нашла себе место в старинных русские и китайских лубках:

Лубок, как разновидность сатирического рисунка пришел в Россию в конце 17-го века из Германии.
Вот очень известный лубок начала 18-го века “Как мыши кота хоронили”:

Первая карикатура

Считается, что под видом кота художник изобразил Петра I.
(Иллюстрация взята из книги “Русская карикатура 1812-1985”)

А вот китайская гравюра 19-го века:

Первая карикатура
Свадьба мыши.
Техника рисования, уровень стилизации удивительно похожи!

Среди египетских папирусов можно найти множество юмористических
рисунков, где герои не звери, а самые обычные люди, но я не буду
отнимать ваше время, все можно найти в прилагаемых ссылках.

Итак, рисунок со львом и газелью – по-видимому одна из первых карикатур,
нарисованных на папирусе. Она не изображает каких-то конкретных лиц,
не является она и концептуальной работой, полной скрытых символов и намеков.
Картинка содержит самый, что ни на есть житейский юмор типа “Смотрите-ка, лев
вместо того, чтобы антилопой полакомиться в шашки с ней играет…”

В самом широком смысле это и есть карикатура в ее старинном понимании.
Однако этот рисунокне был первым юмористическим изображением!

На стене храма великой царицы Хатшепсут (Hatshepsut) в местечке Deir el-Bahari
изображены царь и царица земли Punt, встречающие египетскую делегацию.

Первая карикатура

Царица на барельефе, как несложно заметить, обладает просто чудовищными
формами. И словно в насмешку на соседней стене изображен малюсенький ослик,
надпись над которым гласит: это осел для перевозки жены царя…
Возраст барельефа датируют где-то между 1479 и 1458 до Р.Х., что делает его лет
на 350 старше папируса 20-й династии… Каменная красавица – царица земли Punt,

первое известное нам сатирическое изображение реального исторического лица.
Можно сказать – первый шарж.

Англия – страна давшая не только блистательных карикатуристов, но и родина названия жанра,
названия, которым мы пользуемся до сих пор. С легкой руки журнала Панч слово Cartoon
вошло в употребление в его сегодняшнем смысле (В 1843 журнал публиковал серию сатирических

рисунков, посвященных открытию исторических фресок в Вестминстерском Дворце, отсюда и название).

Cartoon N1:
Первая карикатура

Более подробно история создания cartoon N1 изложена здесь:

http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?t=38&highlight=%C1%EE%E3%E0%F2%F1%F2%E2%EE

Ранние американские карикатуры были политическими по своей натуре. Вот первая карикатура,
появившаяся в газете Бена Франклина в мае 1754 года. Рисунок сопровождал статью Франклина
о “нынешнем разъединенном состоянии Британских колоний.” Змея, разрубленная на несколько кусков,

символизировала множество колониальных правительств, не связанных между собой. Рисунок
использовал популярное суеверие о том, что если части разрубленной змеи соединить до заката солнца, она снова оживет.

Первая карикатура

 

 

Ну а теперь заслуженный бонус для тех, у кого хватило мужества дочитать до конца: египтяне оказывается
изобрели еще и эротическую карикатуру:

Первая карикатура
Папирус относят к Новому Царству (1552 — 1069 до н. э)

http://www.thebritishmuseum.ac.uk/explore/highlights/highlight_objects/aes/s/scene_from_a_satirical_papyrus.aspx

http://www.brooklynmuseum.org/collections/egyptian_classical_middle_eastern/37.51E.php
http://www.britannica.com/eb/art-6796/Limestone-ostracon-with-a-drawing-of-a-cat-bringing-a
http://nefertiti.iwebland.com/partytime/turin1.htm
http://touregypt.net/featurestories/lions.htm
http://www.saudiaramcoworld.com/issue/196803/humor.from.the.tombs.htm

http://www2.sis.gov.eg/Functions/S_Print.asp?ArtId=110229000000000005&lg=En
http://www.ancient-egypt.org/index.html (Punt)

 


Leave a Reply

12 − 2 =