Методология творчества, Михаил Златковский

Методология творчества
Михаил Златковский

Нельзя думать, что художник перед началом работы над иллю-страцией выбирает тот или иной метод, прием из вышеперечисленных.
Начнем с достаточно пессимистического замечания: попытка описать творческий акт создания какого либо произведения искусства столь же бесплодна, как и любая другая попытка описать любой акт творчества. Можно, и здесь нет никаких секретов, рассказать как ху-дожник, композитор, писатель… получает задание, как он усаживается за стол, рисует и комкает, рисует и рвет эскизы, и… вот перед нами резуль-тат – прекрасная иллюстрация, стихотворение, новая музыка…
Однако, именно этот момент "…и… вот…" так и останется тай-ной, секретом. Секретом, тайной не потому, что художник, фотограф… не расскажут как это они сделали – они сами не знают, сколько их не проси поделиться ощущениями.
Вероятнее всего, наиболее типичным и расхожим объяснением процесса, самого акта творчества, со слов автора будет банальное – Щелкнуло, Озарило, Вспыхнуло, Снизошло, Сподобилось, Накатило…
Можно только приблизительно говорить об общих методах – "A вот еще… Бывает так, что… Я помню, когда я.. ". Но это будет всего лишь перебор конкретных ситуаций, из накопления и осмысления кото-рых невозможно сделать выводы о секрете творческого акта.
Нельзя же, в самом деле, для положительных результатов в творчестве советовать "держать ноги в тазике с горячей водой" на том основании, что так делал пишущий Бальзак… Так, целое исследование Парандовского "Алхимия слова" посвящено различным приемам твор-чества писателей, но читатель по прочтении этого остроумного исследо-вания узнает только сотню различных случаев и наблюдений из жизни и творчества великих писателей, но – ничего о "секретах" самого творчест-ва.
Можно утверждать, что исследование процесса творчества не-разрывно связано с главным вопросом естествознания – происхождением разума. Как известно, существуют две противоположные точки зрения. По одной, разум возникает в процессе эволюции рассудочного поведе-ния живых организмов. По другой – разум принципиально постороннее нововведение в истории возникновения и эволюции человека, если тако-вая существует. То есть, разум – ни что иное, как что-то извне иницииро-ванное, если не спровоцированное. Нечто, некий внешний фактор про-буждает возникновение разума.
Теперь осталось только назвать это нечто Высшим Разумом и мы естественным образом оказываемся на позициях веры в Божествен-ный промысел, Божественное начало.
В действительности другого объяснения и не может быть в природе. В противном случае, если исходить из первой концепции эво-люционного происхождения разума, то вполне возможно было бы про-анализировать в веках акт творчества на многотысячных, многомилли-онных примерах и давно понять, как и откуда берутся идеи для творче-ства в искусстве, науке. Даже пойти дальше – вывести Законы творчест-ва, после ознакомления с которыми, всяк желающий быстро бы стано-вился маэстро, а то и гением.
Такое накопление информации о работе давным-давно про-изошло во всех других родах деятельности человека. В результате скру-пулезного подбора фактов, приемов и методик появилось бы огромное количество справочников, учебников, наставлений: плотницкого и сто-лярного дела, садоводства, искусства плиточника и сталевара, зубопро-тезного техника и мастера по починке бытовой техники, и т.д., но толь-ко так и не существует учебника творчества, после изучения которого можно было бы стать творцом.
Да, что там учебника! Нет никакого простенького пособия! Есть только слова об Озарении, Вспышке, или Считывании с потока Коллек-тивного Бессознательного, из Ноосферы, Континуума – наиболее упот-ребительные термины в настоящее время. Отсутствие такого учебного материала как никакой другой довод однозначно доказывает истинность второго подхода – Божественного происхождения творчества. Акт твор-чества не описывается в привычных понятиях и терминах по простой причине невозможности описания и классификации неподвластной че-ловеческому сознанию эманации – Божественного сознания.
Присутствием внутренней энергии в произведениях искусства можно объяснить и ту притягательную силу для реципиента, которой обладает настоящее творение. Необходима лишь настройка, «подклю-ченность» зрителя, читателя, слушателя, соучастие "в унисон". То есть, возникает проблема соответствия уровней культуры и образования ре-ципиента и автора произведения, которая является одной из наиболее сложных проблем контакта с произведениями искусства.
Как же из Ничего возникает Нечто. То нечто, что остается в ис-тории культуры человечества надолго или навсегда. Можно только по-пытаться описать многообразные приемы, подводящие к акту творчест-ва, приемы, облегчающие работу на всех предварительных этапах, но никак не гарантирующие блистательный конечный результат.
Психология творчества примерно так описывает сам процесс созидания, где можно выделить несколько последовательных этапов:
– постановка задачи,
– персональная мотивация творческой работы над решением задачи,
– накопление информации по данному вопросу,
– многовариантный перебор, переосмысление информации,
– акт деятельности, сопровождающийся болезненным состоя-нием автора, постоянно только и думающего над проблемой – своего ро-да "сумасшествие".
И, наконец, главное:
– переход количества (опыта, умений, информации, размышле-ний, ощущений…) в новое качество – создание нового произведения.
Существует, правда, и другой тип творчества: "Раз! И готово!" – моментальное, спонтанное озарение без всяких подводящих этапов, пе-речисленных выше. Такой путь хорошо известен в чань-будизме как главный момент постижения истины – "мгновенное просветление".
Но это кажущаяся простота. Все это не совсем так, если совсем не так. На самом деле и в этом случае все предварительные этапы тоже проходятся автором, но на подсознательном уровне. Или – заранее в те-чение определенного времени (это могут быть и десятилетия) автор ду-мал над подобной идеей, и сейчас что-то послужило "спусковым крюч-ком" – (trigger act) для воплощения идеи в реальность. То есть, надо го-ворить и о внутренней подготовленности для моментального считыва-ния информации.
Самое важное и необъяснимое происходит на последнем этапе перехода количества информации в новое качество – произведение. Это и есть Акт творчества, та самая вспышка, озарение, поцелуй Музы, при-косновение Крыла.
Акт творчества безжалостен – именно здесь, по результату на выходе процесса созидания, можно говорить о степени одаренности ав-тора произведения. Гениальность, талантливость, одаренность, необыч-ность или посредственность перед созерцателем результата – диагноз ставит сам конечный продукт творческих усилий.
Однако оставим психологам заниматься исследованием акта творчества. Занятие, как только что мы узнали, бесполезное – вешай хоть сотню датчиков на творца, хронометрируй каждый его шаг, изучай и фиксируй все его связи, встречи и т.д., раскопай историю всей его родни до десятого колена, никогда не докопаться до причин возникновения:
"В тот день всю тебя от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал".
Борис Пастернак, "Марбург"


Leave a Reply

twelve − 9 =