Крокодилу 60

Прошло десять лет с тех пор, как рядом с заголовком журнала «Крокодил» появилось изображение ордена Трудового Красного Знамени. Этой высокой наградой было отмечено пятидесятилетие журнала, его заслуги перед советским народом.

 

Сегодня за плечами «Крокодила» уже шесть десятилетий боевой сатирической службы, славный путь неустанной борьбы со всем тем, что мешает советским людям жить, работать, строить. «Крокодил» только на пять лет моложе Советской власти, и история нашего старейшего сатирического журнала – это частица истории всей Страны Советов, ее становления и возмужания, борьбы и свершений радостей и испытаний. отраженных, как в своеобразном зеркале, на страницах «Крокодила».

 

Крокодильцы всегда шли и идут по горячим следам событий. Художественные достоинства лучших сатирических рисунков превращают их в неувядаемые произведения изобразительного искусства, сохраняющие в себе вместе с приметами своего времени также и непреходящую прелесть графического мастерства.

 

Вот почему собранные вместе лучшие работы художников-крокодиль-цев разных лет не только воскрешают в нашей памяти былые события, но и вновь, как при своем первом появлении в журнале, радуют талантливостью сатирического решения темы, остроумием и комизмом изобразительной формы.

 

Арсенал карикатуристов «Крокодила» богат и разнообразен. Мы находим в их работах и гневное обличение, и едкий сарказм, и колкую иро нию, и юмористический гротеск, и веселую шутку Но все эти роды сатирического оружия заряжены одним порохом – смехом, о котором не раз уже было сказано, что он дело серьезное.

 

В книге «Малая земля» JI. И, Брежнев дал чеканное и выразительное определение: «Смех – грозная сила, свидетельство оптимизма, приз-1ак душевного здоровья людей» Глубокий смысл этих слов «Крокодил» подтверждает всей своей творческой деятельностью из года в год, из десятилетия в десятилетие. Разоблачая происки наших недругов за рубежом, отстаивая дело мира против трубадуров холодной войны, предавая осмеянию и пригвождая к позорному столбу антиобщественные явления и поступки, «Крокодил» проникнут несокрушимым оптимизмом советских людей, их твердой уверенностью в превосходстве добра над злом. Крепкие зубы и острые вилы «Крокодила» всегда нацелены против любой нечисти – международной или «домашней», – и цели свои он поражает метко.

 

Шестьдесят лет – солидный, зрелый возраст. Тем более приятно отметить, что «юбиляр» находится в добром здравии, полон сил и энергии. Самочувствие у него прекрасное, несмотря на то что работает он на довольно вредном «производстве», где ему приходится иметь дело с далеко не светлыми явлениями и личностями. Что поделаешь? Такова его сатирическая служба.

 

Где и когда эта служба началась? История возникновения «Крокодила» хорошо известна, но стоит, пожалуй, кратко ее напомнить. «Крокодил» появился на белый свет в 1922 году в Москве. Как и положено каждому крокодилу, он вылупился из «яйца», которым явилось еженедельное иллюстрированное приложение к массовой «Рабочей газете». Но подлинной крокодильской колыбелью была, конечно, публицистика незадолго до того победно завершившейся гражданской войны. Все художники и литераторы первого советского сатирического еженедельника прошли школу плакатов революционных лет, «Окон РОСТА», карикатур и фельетонов красноармейских газет. Но почему именно — «Крокодил»? Кому пришло в голову так странно окрестить орган советской печати, призванный отстаивать оружием смеха нравственные принципы нового общества, интересы народа? Что общего между благородными, «социально-значительными и полезнейшими», по выражению А. М. Горького, задачами советской сатиры и малопривлекательным, хвостатым хищным представителем «отряда водных пресмыкающихся»?

 

Надо признаться, что в этом вопросе поныне нет полной ясности. Даже немногочисленные крокодильские старожилы так и не смогли договориться между собой о том, кто же, собственно, первый произнес слово «крокодил», когда искали имя для нового журнала. Несомненно одно: название это отстоял и утвердил организатор и первый редактор «Крокодила», старый большевик и «правдист» К. С. Еремеев. Он решительно отверг все опасения насчет того, что крокодил неприятен, несимпатичен, безобразен…

 

– Зато зубаст, – отрезал Еремеев. – А насчет прочих его качеств, то именно от вас, художников и фельетонистов, зависит сделать наш «Крокодил» симпатичным, привлекательным, популярным. От вас зависит, чтобы читатель оценил и полюбил нашего «Крокодила». Так оно и вышло. Сегодня, когда почти шесть миллионов читателей берут в руки очередной, свежий номер журнала, вряд ли кого-нибудь из них смущает его название. Оно давно стало привычным и естественным, можно сказать, «вошло в обиход».

 

Кому не приходилось, например, слышать такие фразы:

 

– Это, знаете, только для «Крокодила»…

 

– Об этом стоит написать в «Крокодил»…

 

– Я наблюдал недавно сценку, достойную «Крокодила»…

 

А потоки читательских писем, ежедневно приходящих в редакцию со всех концов страны? Все это говорит о почетной боевой репутации журнала, о его популярности, завоеванной умением метко заклеймить смехом зло, фальшь и халтуру, высмеять бюрократа, подхалима, очковтирателя, оружием сатиры защитить от зарвавшегося самодура и волокитчика, призвать к порядку обнаглевшего хама. На протяжении минувших десятилетий на страницах «Крокодила» напечатано неисчислимое количество сатирических и юмористических рисунков. В целом – это яркая сатирическая летопись, разнообразнейший калейдоскоп событий, фактов, явлений политики, культуры и быта… Вряд ли произошло за прошедшее время в международной и внутренней жизни что-либо значительное, заметное, интересное, что ускользнуло бы от внимания «Крокодила», что не было бы им зорко подмечено и показано сквозь сатирическую призму. Смешно, метко и достоверно схватывают карандаши крокодильских художников все, над чем смеются, чем возмущаются, чему радуются советские люди. История мировой карикатуры знает не одно замечательное содружество выдающихся художников-сатириков. Достаточно вспомнить группу французских карикатуристов XIX века, главой которых был великий Домье, или прославленную плеяду мюнхенского «Симплициссимуса». А великолепное созвездие русского дореволюционного «Сатирикона», многие из сотрудников которого, к слову сказать, впоследствии с успехом работали в «Крокодиле».

 

Рядом с этими лучшими карикатуристами всех времен и стран достойное место по праву занимает блестящая когорта крокодильцев, никому не уступающая ни в таланте, ни в остроумии, ни в художественном мастерстве и к тому же вооруженная высокими революционными традициями советской публицистики. В крокодильском коллективе соединились мастера ярко индивидуальных, непохожих друг на друга дарований, карикатуристы «хорошие и разные».

 

Настоящий альбом, в котором собрана, естественно, только небольшая часть опубликованных в журнале рисунков, дает, как мне думается, полное и четкое представление о творчестве художников всех крокодильских поколений. Перелистайте сборник не спеша, страницу за страницей, внимательно рассмотрите каждый рисунок, и вы, несомненно, убедитесь, что работы эти носят отнюдь не архивный характер. Нет, они наполнены горячим дыханием времени, в них пульсирует сложная и беспокойная действительность – сама жизнь, преломленная в причудливом и обаятельном искусстве карикатуры.

 

Борис Ефимов, народный художник СССР

 

Из серии “Мастера советской карикатуры”; изд. “Советский художник”; Москва;

 


Leave a Reply

3 + 9 =