Формула оригинальности, Виктор Богорад

Формула оригинальности
Виктор Богорад

Тигру надо жрать
Порхать пичужкам всем,

А человеку спрашивать:
“Зачем, зачем, зачем?”
Но тиграм время спать,
Птенцам – лететь обратно,
А человеку – утверждать,
Что все ему понятно.

Из книг Боконона Курт Воннегут.

Сознайтесь, сознайтесь, любезный читатель, не вы ли, устремляясь вместе с толпой в теснины выставочных залов, кружа в ее “водоворотах”, на пике суеты, произносили, причем каждый раз с другой интонацией, это слово, полное иронии и восхищения, странное и не вполне понятное, слово-заклинание и слово-стенание – “Оррригинально”.
Что же оно означает? Обратимся к незамутненным первоисточникам. “Оригинальность – свойство, состояние по прилагательному” (Даль). “Оригинальный – 1. не заимствованный, не переводной. 2. вполне самостоятельный, чуждый подражательности. 3. своеобразный, необычный, странный. (Ожегов). “Оригинальный – … 3. особенный, странный, чудаковатый”. (Даль).
Со всеми этими седобородыми и пенснеобразными определениями можно согласиться, однако остается устойчивое ощущение недоговоренности и неточности.
Да – странность, да – чудаковатость, да – своеобразность, но что скрывается за этими “не в глаз, а в бровь” определениями. Не настаивая на своей правоте, попытаюсь объяснить свое представление о дефиниции оригинальности.

Оригинальное решение в технике, например, это такое техническое решение, которое приводит к достижению необходимого идеального результата, но не с помощью традиционного мышления, логически вытекающего из магистрального развития технического подхода к решениям проблем, а именно с помощью отхода от привычного, общепринятого стандартного метода решения технических задач.
Предыдущее, сложное по форме предложение, можно пояснить весьма наглядно. Пусть существует некая весьма трудоемкая ручная операция. Необходимо увеличить на порядок (раз в 10) результативность этой операции. По трафарету исторического развития техники инженер (кстати, это французское слово означает буквально – изобретатель) пытается создать автомат, механизм, который заменит ручной труд. Создав сложный автомат, который заменит одного человека, инженер начинает вдруг сознавать, что его творение требует других людей, которые должны обслуживать, ремонтировать автомат, не говоря уже о долгих годах по его проектированию, созданию и доводке.
А оригинальное решение в этой ситуации заключается часто в неожиданном (нетрадиционном) подходе к решению проблемы: или изменению технологии ручной операции или изменению условий задачи так, что вся ручная операция исключается вообще, как ненужная.
Итак, можно сказать, что под оригинальностью мы интуитивно понимаем такое решение любой проблемы (технической, художественной, общественной), которое обусловлено не логикой общего развития методологии решения проблем, а вопреки ей. [1]
Любое творение человека в области живописи, архитектуры, математики или литературы обладает, следовательно, особой характеристикой: поскольку это творение, представляющее собой некое решение частной проблемы, отличается от массива подобных творений, массива, который и формирует общую логику развития творчества.

Эту характеристику мы интуитивно чувствуем, оцениваем, говоря при этом: “это оригинально” или “это не оригинально”.
Но раз мы высказываемся, что данное произведение “оригинальнее” другого произведения, следовательно, в первом оригинальности больше, чем во втором, т. е. мы можем говорить о количественной оценке оригинальности, о мере оригинальности, присутствующей в рассматриваемом творении человека.
Обозначим меру оригинальности – Q, которая может и должна иметь численное значение в условных единицах.
Ниже мы попытаемся определить от чего зависит мера оригинальности (Q), при этом постараемся избавиться от интуитивного субъективизма в определении количественного значения оригинальности.
Необходимо только заметить, что базой для выяснения зависимостей меры оригинальности является в данной работе анализ работ картуна и проблемной графики, т. к. на этих работах более наглядно можно показать процесс выведения формулы оригинальности.

***

Что же является носителем оригинальности в системе картун – П. Г. (проблемная графика)?
Несомненно – мысль, смысловое содержание произведения. Рассматривая картун – работу как оригинальную, мы интуитивно имеем в виду оригинальность смыслового решения (выбор используемых символов, комбинацию их, динамизм взаимодействия символов и т. д.). Поскольку смысл играет первую скрипку в работах проблемной графики, поскольку структурная сложность мысли лежит в основе классификации картуна, то и мы будем рассматривать оригинальность смыслового решения (смысловую оригинальность), опуская анализ оригинальности художественного исполнения и др.
Так как любая изобразительная работа, а в особенности произведение картуна или П. Г., представляет собой своеобразную модель окружающего нас мира (своеобразие модели, продиктованное своеобразием личности художника), то мера соответствия между моделью и реальным миром влияет на величину Q произведения.
Рассмотрим подробнее это утверждение. Смысловое решение заключается в том, что в рамках своей модели художником решается (приводится к конечному результату) сформулированная им же, с помощью изобразительного ряда, проблема.
Оригинальность смыслового решения возникает при подсознательном сравнении обычных множественных решений данной проблемы в нашем реальном мире и решением, предложенным художником.

Модель может полностью соответствовать реальному миру, т. е. все физические законы, причинно-следственные связи осуществляются также как и в реальном мире. Пусть C – мера соответствия между моделью и реальным миром. В первом случае, когда модель полностью соответствует реальному прототипу, обозначим меру соответствия – C1. При неполном соответствии, в случае, когда один или два физических закона, пространственно-временные соотношения нарушаются, видоизменены, мера соответствия равна C2. В случае полного несоответствия (преобладающего числа видоизмененных или нарушенных пространственно-временных закономерностей, мера соответствия минимальна – C3.
Следовательно, С1>C2>C3
Следует отметить, что трудность создания решения снижается по мере увеличения отхода от реального мира, т. е. при увеличении послаблений, которые возникают при уменьшении меры соответствия модели реальному миру. Каждый из нас фантазировал с помощью допусков типа “если бы” и знает, что чем больше их, тем легче достигается решение волнующей нас проблемы. Но, как это ни парадоксально, такое решение не является оригинальным.
C – мера соответствия характеризует возможность (в мысленном эксперименте) воссоздания ситуации модели в нашем реальном мире, который зависит от наличия в модели нарушений физического пространственно-временного континиума.
Итак, можем сделать вывод, что Q – мера оригинальности прямопропорциональна C – мере соответствия.

C же принимает 3 дискретных значения: C1, C2, C3, которые при этом связаны неравенством:
С1>C2>C3
Итак, модель художника подчиняется внутренним законам – физическим и логическим. Художник создает модель для изобразительного воплощения своего решения проблемы. Изобразительное воплощение, так называемое “ход”, создается путем введения элементов модели. Например: рисунок Далоша, изображающий атомный бункер, в котором оператор в страстном порыве заваливает на пульт операторшу, причем, по локтем у которой оказывается красная кнопка (элемент модели). Еще немного, и она будет случайно нажата.
Элементы модели, служащие для воплощения “хода” могут не подчиняться общим законам модели или точнее, могут быть не присущими ей. [2]
Обозначим через “H” меру искусственности (надуманности) “хода”. При этом H1 – мера искусственности максимальна, когда в модели присутствует один лишь искусственный элемент (или ни одного). H2 – когда в модели обнаруживаются 2 искусственных элемента, H3 – соответствует наличию в модели большего числа чужеродных элементов. Естественно, что H3>H2>H1. Тогда мы можем заключить, что Q модели – мера оригинальности – тем больше, чем меньше мера искусственности “хода”, так как чем больше количество требуемых для реализации “хода” чужеродных элементов, тем легче находится (воплощается в изобразительном ряду) решение проблемы, но чем “легковеснее”, “достижимее” решение, тем менее оно оригинально, менее остроумно.

Следовательно, “Q” обратнопропорционально “H”, причем H – мера искусственности имеет 3 дискретных значения H1, H2, H3, численные значения которых соответствуют неравенству H1<H2<H3.

***

Мы уже дважды отмечали, что чем достижимее решение проблемы, чем доступнее, тем менее оно оригинально. Это связано и с увеличением вероятности “повтора” – невольного плагиата. Это происходит и потому, что использование послаблений, вспомогательных допущений, ведет прямиком в ряд трафаретных обычных решений. Т. е. мы подгоняем условие задачи к уже известному ответу. В тигеле трудностей, жестких ограничений выплавляется истинно новое, необычное, странное решение, которое просто, но в тоже время гениально в том плане, что нахождение его сопряжено с большим трудом мысли, удачным озарением и последующим изумлением по поводу его простоты и изящества.

***

Мы выяснили, как влияет на меру оригинальности произведения мера соответствия модели и мера искусственности ее элементов. Однако главной характеристикой меры оригинальности является мера изменения результата().

Художник создает в объеме своего произведения свою модель мира, для осуществления смыслового “хода” вводит в нее элементы искусственности, тем самым меняя “первоначальную” ситуацию, и меняя, естественно, результат (решение проблемы) первоначальной ситуации на другой. При изменении результата на полярнопротивоположный мера изменения результата максимальна и, следовательно, мера оригинальности также максимальна. Зададим значения
: 1 и 2, где 1 – изменение результата на полярный, а 2 – изменение результата на неполярный.
1 и 2 связаны неравенством: 1>2.
Получаем, что Q прямопропорциональна мере изменения результата, где Pпринимает два дискретных значения 1 и 2.

Например, в уже упоминавшемся рисунке Далоша результат первоначальной ситуации – наслаждение парочки операторов – меняется на противоположный (атомная смерть, война, апокалипсис) с помощью искусственного элемента – наличия доступной красной кнопки.
Поскольку одно изменение результата может эмоционально для нас значить больше, чем некое другое изменение результата, то нам придется ввести в формулу оригинальности K – коэффициент человека. Это весовой коэффициент, принимающий следующие дискретные значения:
K1 – при изменении результата, связанного с самим существованием человека (жизнь – смерть).
K2 – при изменении результата, связанного с основными потребностями жизнедеятельности человека (голод – сытость, холод – тепло и т. д.).
K3 – при изменении результата, связанного с эмоциональными состояниями человека (любовь – ненависть, нежность – грубость).
K4 – при изменении результата, связанного с созданием стрессовых ситуаций (нелепости, неловкости, недоразумения) или с количественными изменениями результата.

При этом K1>K2>K3>K4.
Q же прямопропорционально K, где коэффициент человека принимает 4 дискретных значения.
Следовательно, мера оригинальности Q выражается математически следующим образом:


Это и есть формула оригинальности.

***

Формула выведена, остается только придать дискретным значениям ее составляющих числовые значения и получить числовое значение Q (меры оригинальности) для произведений картуна или П. Г. в условных единицах.
Насколько C1, например, должно быть больше C2 численно неизвестно, это требует специально дополнительных исследований.
Придадим следующие числовые значения составляющим формулы:

C1=30, C2=20, C3=10
H1=10, H2=100, H3=200

1=20, 2=10
K1=5, K2=3, K3=2, K4=1

Тогда  = 300 усл.ед.

Qmin= =  = 0,5 усл. ед.

Q – мера оригинальности по законам комбинаторики принимает 72 дискретных значения (72 уровня оригинальности) от 0,5 до 300 усл. ед.

***
Если вспомнить о классификации картуна и П. Г., то определив Q работ различных уровней и отложив их на оси Q можно получить следующее решение:


Q > Q > Q > Q

Значение меры оригинальности Q для работ II уровня (QII) больше, чем значение QI для работ I уровня, но меньше, чем Q работ III уровня к гораздо меньше QIV. При этом есть области перекрытий (заштрихованные на рис.), показывающие, что возможны случаи, когда “слабая” работа I уровня.
Определение Q с одной стороны подтверждает классификацию, с другой – раскрывает новую сторону взаимоотношений работ граничащих уровней.
В заключение приведем в качестве примера определенные меры оригинальности картун-рисунок Златковского: в космическом центре операторы не смотрят на телевизионные экраны, где изображена ракета перед запуском и отсчет секунд, а наблюдают хоккей на одном из экранов с тем же отсчетом времени.
Определим Q произведения.
C=C1=30, т. к. изображенную ситуацию можно воспроизвести в реальном мире, не вступая в противоречие с его физическими свойствами.
H=H1=10 – имеется один искусственный элемент “хода”: возможность просмотра хоккея во время запуска, что в действительности не происходит.

P=P1=20 – результат меняется на полярный, т. е. своевременного запуска не будет.

K=K4=1 – изменение результата приводит к нелепости ситуации.
Q =  = 60 у. е.

И хотя Q=60 у. е. значительно меньше Qmax возможного, работа Златковского является работой IV уровня, но “слабой” работой IV уровня, и сама формула показывает в чем “слабость” работы (малый K).
Для ранее упомянутой работы Далоша Q составляет 300 у. е., т. е. максимальна. Проверку вычисления читатель может сделать сам.

***

Для чего нужна эта математика!?
Особенно художникам, в большинстве своем никогда не любившим и не любящим царицу наук.
А вот для чего:
1) Вывод формулы помогает нам, наконец-то, понять, что такое смысловая оригинальность, из чего она складывается и как определяется.
2) Использование формулы позволяет исключить субъективизм оценки оригинальности и помогает правильно ориентироваться в том, какая из рассматриваемых работ более оригинальна и почему.

3) Формула оригинальности является инструментом анализа работ П. Г., неким индикатором, показывая в чем заключена сильная и слабая сторона работы, тем самым указывая, что нужно изменить, додумать, чтобы работа стала более оригинальной по смыслу, а, главное, активнее по воздействию на зрителя.
Следует еще заметить то, что формула оригинальности может быть применена и к работам живописи, не относящимся к П. Г., только Q будет не смысловой оригинальностью, а “художественной”.
Соответственно “H” – мера искусственности применяемых художником художественных приемов (выделение, как основной цилиндрической формы, как у Леже и Овчинникова Вл., основного цвета и тяжести как у Тагера и т. д.).
P – мера изменения конечного настроения зрителя.
“K” – эстетический коэффициент.
“C” – остается той же мерой соответствия.

Более подробное описание применения формулы оригинальности для живописных работ требует отдельной статьи.
Формула может быть также применена для определения степени оригинальности архитектуры, афоризмов, коротких рассказов и т. д. с соответствующими пояснениями и корректировкой.
Но это пока лишь перспективы.

***

Список использованной литературы.
[1] “Одиссей из Итаки” С. Лем (Ж-л “Знание – сила” 197 г.)

[2] “Обмен разумов” Шекли Б. С. Ф. Теория искаженного мира.

*Третья статья, посвященная проблемной графике. См. предыдущие: “Введение в П. Г. в 84 абзацах” и “П. Г. и неофициальное искусство Ленинграда”.


Leave a Reply

four × five =