Веселые картинки

журнал “Веселые картинки

Александр Телевич
Еще по пятьдесят – и вперед!
статья, посвященная 50-ти летию журнала

На днях юмористическому журналу «Веселые картинки», знакомому каждому советскому ребенку второй половины двадцатого века, исполнилось пятьдесят лет.

А ведь как вчера было. У меня в руках номер «ВК», посвященный (только лишь!) тридцатилетию издания. Тот, который нужно разрезать внизу, дабы получилось два мини-журнала: в маленьком «нижнем», комикс про веселых человечков (фирменный знак издания). В большом «верхнем» – материалы, посвященные тому юбилею. С гордостью оба несу в детский сад. Пока что еще никто другой не принес того же. Снисходительно даю посмотреть другим детям (читать-то еще никто не умеет).

А каким нетерпением ждали свежий, аппетитно пахнущий краской, сказкой и праздником номер журнала! Придя домой и держа в руках свежий выпуск «Картинок», мама не без юмора звала меня: «Подписчик! Вам пакет!». Родители могли спокойно хоть на люстре раскачиваться – ничто не могло оторвать их чад от внимательного изучения рисунков-раскрасок, сложнейших аналитически безупречных загадок и ребусов или от упоительного следования новым приключениям Самоделкина, этого организма-батарейки, или Дюймовочки, которая всегда находила самый правильный выход. Или собирания книжки-малышки. Той, для сотворения которой нужно было аккуратно вырезать и сложить ее части в определенном порядке. И горе тому, кто допустит ошибку – бумагу придется склеивать, что, непременно отразиться на твоей репутации в детском коллективе. И далеко не лучшим образом.

Году в 1990-м, если мне изменяет память, в противовес уже всем порядком надоевших сказок народов мира и прочему мало актуальному контенту в маленьких книжках появляются библейские истории. Вероятно, мода на религиозность, катализатором чего стало бурное празднование 1000-летия крещения Руси (1988-ой год), тогда не обошла стороной и сие замечательное детское издание.
Однажды родители забыли оформить подписку. Целый год чувствовал свою ущербность по отношению к своим, уже одноклассникам, чьи родители, не забыли.

Зато на следующий год я благополучно был подписан уже сразу на два издания: «ВК» и подчеркнуто нестандартный детский журнал под любопытным названием «Трамвай». Невидимая рука нового экономического времени со всеми его кооперативами и прочими зачатками рынка коснулась и этих детских изданий. Позитивным было то, что «ВК» приобрел штрих-код на обложке. Негативным же проявлением стала коммерциализация издания, вылившаяся, на первых порах, в объявление всевозможных конкурсов с призами. Например, детям предлагалось придумать свою идею игрушки и прислать ее на конкурс. Первые три победителя премировались, а фабрика игрушек получала почти бесплатно кучу свежих идей. Новое время диктовало свои правила игры, но даже в трудные годы конца 1980-ых – начала 1990-ых годов «ВК» не исчезал из киосков ни на месяц. В то время как контрольные экземпляры первых номеров его новоиспеченного конкурента, «Трамвая», вообще лежали мертвым грузом в редакции издания. Финансовые возможности для печати тиража появились лишь по прошествии нескольких месяцев, и подписчики получили сразу несколько недостающих номеров журнала.

Если «ВК» был ориентирован в массе своей на дошкольный и младший школьный возраст, то его более интеллектуальный собрат, судя по всему – на аудиторию немного постарше. Может по этому, а может из-за банальной нехватки денег (время-то было тяжелое), но на следующий год родители подписали меня только «Трамвай». А еще спустя год я вырос.

С высоты нашего времени «Веселые картинки» кажутся одним из самых либеральных медийных проектов, существовавших когда-либо в СССР, чуть ли ни диссидентским. Интересно и то, что «ВК» был единственным изданием в Союзе, которое никогда не подвергалось цензуре, не «литовалось», как тогда говорили. Есть версия, что журнал попросту забыли внести в списки Главлита, считая, по-видимому, что в комиксах «редактировать» нечего. Однако со временем на страницах невинного детского журнала стали появляться совсем не детские шутки на злобу дня. Но портить отношения с властью было нельзя, поэтому даже от скучных разнарядок вроде освещения строительства БАМа и уборки урожая отбивались по-своему.

А появились «Веселые картинки» в 1956-м году на волне хрущeвской оттепели. В то время сама мысль о создании такого журнала казалась революционной. Идея возникновения «Картинок» принадлежала Ивану Семенову – популярному карикатуристу «Крокодила» и в последствии первому редактору «ВК». Он же придумал и нарисовал главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала, человечка с карандашом вместо носа, – Карандаша.

Семенов просто взял за основу американские комиксы, наполнив их новым содержанием, и призвал на помощь лучших художников. Так, будущий автор Олимпийского мишки, Виктор Чижиков, в «Картинки» пришел еще студентом. И до сих пор для них рисует. Обгоняя по заданию партии Америку, московские художники, тем не менее, рисунки не штамповали, а каждый выводили вручную.
Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями.

Появившийся журнал быстро стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто, помочь в этом могло либо знакомство, либо какие-то особые привилегии. Эксклюзивная подписка была у партийной элиты – читать элита умела, но юмористические рисунки тогда охотно разглядывали и взрослые. Так в «ВК» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР. Когда в середине 1970-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» в одночасье подскочил до отметки в 9 150 000 экземпляров.

Рисунки для «Веселых картинок» продолжали создавать известные художники, среди которых были даже нонконформисты. Для детей творили участники печально известной «бульдозерной выставки» (она случилась в Москве в сентябре 1974-го года) Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок». А в 1979-м году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала.

Тексты писали Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Агния Барто. Однако в «ВК» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявлением храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др.
На страницах «Веселых картинок» никогда не публиковались обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Брежнев, сверху была спущена директива – опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции «Веселых картинок» пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что на фоне названия журнала это будет выглядеть крайне неуместно.

А вот акцентирования внимания читателя на менее трагичных, но также в достаточной степени политизированных событий «ВК», обычно избежать не удавалось. Журнал исправно поздравлял своих читателей, например, с днем рождения Ленина, благополучно помещая рисунок маленького вождя мирового пролетариата на свою обложку.

За пятьдесят лет словосочетание «веселые картинки» стало уже нарицательным. Причем его употребление зачастую вовсе не связано с весельем. Так, в сентябре 2005-го года главный редактор газеты «Згода» и его заместитель получили по 100 базовых величин около штрафа (1200 долларов США) каждый за серию политических коллажей, появлявшихся в газете на протяжении года. Авторы использовали известные картины Дали, Рембрандта, Репина, на которых лица персонажей были заменены светлыми образами белорусских политиков (в том числе и Президента). За это газета была обвинена в «распространении заведомо ложной информации». Любопытно, что первоначально руководителям газеты пытались предъявить уголовное обвинение, затем его переквалифицировали в административное.

Наблюдатели тогда в шутку назвали этот случай делом о «Веселых картинках». А за месяц до этого точно так, правда тоже неофициально, было названо уголовное дело по факту распространения в сети Интернет мультфильмов, порочащих честь и достоинство Президента. Речь шла о сайте «Мультклуб», на котором размещались мультфильмы, главными героями которых были известные в Беларуси политики.
В этой связи мне вспоминается эпизод из одного советского мультфильма, где к персонажу, изнывающему от жары, другой герой протягивает журнал «Веселые картинки», на что первый устало замечает: «Да что ж здесь веселого-то?!».

И действительно: что?

Но все равно – всех еще раз с праздником. Журнал от всего этого хуже не стал.


Leave a Reply

8 + 14 =