Кочедык
журнал “Кочедык” ЖУРНАЛ САТИРЫ И ЮМОРА “Алатырские вести”, Чувашия, Россия
Оружием смеха журнал боролся с пережитками прошлого. В сатирических произведениях и карикатурах осмеивал и разоблачал отрицательные стороны жизни, нелепость суеверий, всевозможные слухи о «конце» мира или о новых мощах, различные верования и предрассудки, веру крестьянских масс в знахарство и т.п. Редакция журнала вела активную борьбу с пьянством, бюрократизмом, тунеядством. К сожалению, первый его номер в Архиве печати республики не сохранился, имеется лишь его ксерокопия.
О многообразии и богатстве тематики журнала, ее печатания можно судить по отделам и рубрикам. В «Кочедыке» большинство сатирических и юмористических материалов печатались в рубриках «Под девятое ребро». «Маленькие сценки для взрослых», «Частушки», «О людях-людишках и б делишках», «Мимоходом», «Прочитай да задумайся», «Кочедык» отвечает» и др. Например, в рубриках «О людях-людишках и об делишках» и «Под девятое ребро» особо острой критике сатириков подвергались такие пороки общественной жизни, как пьянство, грубость, хулиганство, невежество, бюрократизм. Вот маленькая заметка под названием «Вероятно, очевидно и т.д.» («Кочедык» № 5, 1928): «В Вурнарском с/х техникуме математику преподает некто Р.М.П., сын мельника. Как известно, математика – точная наука, а у П. -наоборот: при решении задач он всегда говорит: «по-моему, так», «вероятно, так», или: «Я решу дома, а в другой раз покажу вам». Хорош, нечего сказать, преподаватель!»
Несомненный интерес читателей вызывали напечатанные все номера журналов.
«Кочедык» сплотил вокруг себя широкий круг рабселькоров, имел значительный отряд активных сотрудников. Наиболее творчески настроенными сатириками были алатырцы Н.Бусыгин, И.Вереск, С.Гранев, В.Знаменский, К.Кандрасов-Заревой, С.Мамонтов, А.Чистяков-Далекий, и др., которые часто печатались под псевдонимами-«Деревенский», «Чадо», «Икс», «Очевидец», «Знающий» и др. Используя самые различные жанры сатиры, они помогали делать журнал интересным для читателей. Наиболее тонким сатириком и юмористом, мастером короткого фельетона был алатырец Я.Алмазов. Главное в его творчестве – это комические противоречия между действительностью и религией. Основной комический эффектен создавал средством контраста этих несовместимых явлений.
«Разговор про житейское», «По-своему», «Самокритика заела», «Один в двух лицах», «Это может случиться» – вот самые интересные произведения Я.Алмазова, которые были опубликованы в журнале.
На страницах «Кочедыка» печатались рассказы, фельетоны, одноактные пьесы, стихотворения, юморески, басни, короткие рассказы и диалоги, живые корреспонденции, вплоть до маленьких острых заметок. Особенность этого издания заключалась еще и в том, что оно пользовалось еще одним оружием – карикатурой. Своими содержательными и острыми рисунками журнал повседневно вторгался в дела и жизнь родной ресублики, города и района, оказывая своему народу посильную помощь в выполнении стоящих перед ним насущных задач. Немало материалов редакция получала от своих читателей, на которых она постоянно опиралась и с которыми старалась держать тесную связь.
Несомненно, что ценность публикуемых материалов – в их действенности. Почти каждый фельетон, юмореска вскрывали конкретный негативный факт. К примеру, публикация в пятом номере за 1928 г.: «Узы родственные» – в отношении факта обращения Старкова к Гуськову с просьбой принять на службу сторожем в Рудметаллторг его тестя Логинова -подтвердилась».
Положительная работа «Кочедыка» повышала его авторитет среди читателей. Свидетельство тому – рост тиража. Если в 1928 г. журнал издавался в 1260 экз., то в 1929 г. тираж возрос до 1450 экз. Немалую роль в этом сыграл редактор В.Смирнов-Ульяновский, который редактировал журнал в течение двух лет.
За короткий промежуток времени (с сентября 1927 г. по октябрь 1929 г.) успело выйти 49 номеров. «Кочедык» прекратил издаваться после переименования «Трудовой газеты» в «Красную Чувашию» и переезда ее редакции из Алатыря в Чебоксары. Однако, несмотря на свой короткий век, он оставил неизгладимый след в истории печатного слова Чувашии.
В выпуске сатиритического журнала активное участие принимали и полиграфисты Алатырской типографии. Они подбирали шрифты, рисунки каждому материалу. Старались улучшить качество печатания журнала – и это им удавалось.
Алатырские журналисты и полиграфисты по праву могут гордиться своим детищем.
Д.ТИМОФЕЕВА, ведущий специалист
Государственного архива печати ЧР