Пиккер (Громовержец), журнал, Таллин, Эстония – СССР

Современный эстонский двухнедельный журнал сатиры и юмора. Выходит в Таллине на эстонском языке. Издается с декабря 1943 г. Печатается на 12 стр., с цветными иллюстрациями, тираж — 40—50 тыс. экз. Издание издательства ЦК КП Эстонии.
Ответственный редактор X. Тоомсалу, редакционная коллегия: Я. Ензен, Р. Парве, Э. Пихо, В. Раудсепп, А. Соколов, Э. Сприйт. Начал выходить в годы Великой Отечественной войны (15 декабря 1943 г.) в Москве. Предназначался для распространения среди населения и партизан оккупированной территории Эстонии, для бойцов и командиров частей эстонского национального корпуса, сражавшихся в составе Советской Армии. В организации журнала активное участие приняли видные эстонские писатели А. Алле, И. Варес-Барбарус, Я. Кярнер, М. Рауд и карикатурист Я. Ензен. В эту пору с сатирическими произведениями выступают писатели и поэты А. Кааль, М. Кесамаа, Э. Мянник, Р. Парве и др., художник А. Хойдре и др.
Тематика сатиры в эту пору определяется задачами борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Журнал показывает человеконенавистническое лицо фашизма, его обреченность и близкую гибель. Вместе с тем прославляет подвиги бойцов и командиров частей и подразделений, сражавшихся за освобождение Эстонии, показывает успехи Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны, трудовые подвиги людей советского тыла.
В ходе завершающих боев за освобождение республики и в первые месяцы после ее полного освобождения издание на некоторое время прекратилось. «Пиккер» начинает выходить вновь в освобожденном Таллине в апреле 1945 г., печатается он на 8—12 стр., с многоцветными иллюстрациями. Первоначальный тираж его (13 060 экз.) быстро возрастает до 20 930 экз. Возглавляет журнал редколлегия в составе Я. Ензена, В. Раудсеппа, Я. Саата (ответственный редактор), Р. Тийтуса. К сотрудничеству (кроме старых авторов и художников) были привлечены Э. Пялль, П. Руммо, И. Семпер, и др., художники Е. Окас, Редо-Рандел, Л. Самойлов, Р. Тийтус и др.
После освобождения Эстонии наряду с темой всенародной войны с фашизмом ведущее место занимает борьба с недостатками, мешавшими мирному созидательному труду эстонского народа: обличаются плохие хозяйственники и администраторы, бюрократы, очковтиратели, болтуны, бездельники, тунеядцы и т. п. Сатирики журнала активно борются против буржуазной идеологии, эстонских националистов, клевещущих из-за рубежа на народы прибалтийских республик, разоблачают их хозяев из лагеря мировой реакции.
В этот период редакция встретилась с рядом трудностей, которые помешали ей наладить регулярный выпуск журнала, сделать его подлинно массовым. Постепенно отходят от сотрудничества ведущие литераторы-сатирики. Номера подготавливаются к печати работниками республиканской газеты «Рахва Хяяль» («Голос народа»). Страницы «Пиккера» все чаще заполняются перепечатками из «Крокодила» и других изданий. Журнал начинает хронически запаздывать с выходом в свет, появляются сдвоенные номера. В июле 1946 г. издание «Пиккера» прекратилось.
В мае 1957 г. «Пиккер» возрождается к новой жизни. На этот раз редакция налаживает бесперебойный выпуск журнала. Он выходит на 16 стр., с многокрасочными иллюстрациями, тиражом 45 тыс. экз.
Журнал объявляет борьбу с нарушителями трудовой дисциплины и общественного порядка, осмеивает руководителей, оторвавшихся от масс, плохих хозяйственников и администраторов, разгильдяев, лодырей, хулиганов и т. п. Много внимания уделяет разоблачению буржуазной идеологии, религиозных предрассудков. Видное место отводит сатире на международные темы (разоблачение поджигателей войны, колонизаторов, немецких реваншистов и т. д.). Вместе с тем прославляет трудовые победы эстонского народа, культурные достижения республики, успехи всего советского народа.
Редакция не ограничивается привлечением виднейших писателей и художников Эстонии. Она часто предоставляет страницы «Пиккера» для выступлений сатириков братских республик, знакомит своих читателей с лучшими образцами сатиры и юмора стран народной демократии, сатирой прогрессивных писателей и карикатуристов капиталистических стран. Активно сотрудничают в журнале раб: селькоры. Используются самые разнообразные жанры — от острого памфлета и карикатуры на международные темы до коротенькой критической заметки-сигнала читателя.
С сатирическими произведениями на темы внутренней жизни, высмеивающими буржуазные пережитки в сознании людей, отрицательные явления в быту, часто выступают сатирики Р. Аллер, X. Вяли, Я. Кросс, У. Лахт, А. Раммо, В. Раудсепп, И. Этверк. Активно сотрудничают в литературном отделе журнала К. Кангур, Л. Керге, X. Лехисте, Р. Риммел, У. Роондла, Е. Роотс, Э. Сприйт, X. Талвар и др.
Журнал оформляют карикатуристы X. Валк, Э. Вальтер, Э. Вахер, Я. Ензен, О. Каллас, Т. Куусмаа, С. Малахов, О. Маран, Э. Пихо, И. Пурре, А. Салдре, Р. Тийтус, X. Хиибус и др.
источник: статья из книги “Советская сатирическая печать 1917-1963” С. Стыкалина, И. Кременской, материал подготовил Сергей Репьёв


Leave a Reply

three × 2 =