Валитов Руслан

24/12/09 14:48, Бишкек – ИА «24.kg», Ксения ТОЛКАНЕВА    

   
В советские времена многие читали всей семьей юмористический журнал «Крокодил», особое место в котором занимали карикатуры. И сегодня, открывая даже серьезные газеты, читатели в первую очередь обращают внимание именно на карикатуры. В Кыргызстане карикатуристов осталось не много. Пожалуй, самый известный из них Руслан Валитов. ИА «24.kg» решило встретиться с человеком, которого редко можно увидеть без листка и карандаша.

– Карикатурой я увлекся, как говорится, со школьной скамьи. Рисовал забавные сценки с участием моих одноклассников и, конечно же, любимых учителей, – говорит Руслан Валитов.

– Но карикатурами их тогда еще трудно было назвать…
– Да, скорее, это были комиксы. Естественно, кому-то это не нравилось. Вообще стезя карикатуриста трудная, так как не все люди обладают чувством юмора. Нет, меня, конечно, не били, но выражали скрытое недовольство. Любимым предметом в школе у меня было рисование. Особенно любил творить на свободную тему. Ну еще бы! Ведь самое интересное и заключалось в том, что можно выдумывать и рисовать то, что тебе нравится! Однажды изобразил свою учительницу по рисованию, получилось похоже, и она поставила мне пятерку, хотя сделала замечание, что я немного преувеличил ее бюст. Но, думаю, это было ей скорее приятно, чем обидно, ведь она понимала: у художника свое мировоззрение.

– И когда же широкие массы увидели ваши произведения?
– Первая моя карикатура появилась в 1994 году в газете «Дело №…». Мне тогда было всего 15 лет. И, как говорится, пошло-поехало!  

– Обучались ли вы где-нибудь профессионально или вас можно считать самородком?
– Рисованием я занимаюсь с детства. В принципе, все дети этим увлекаются, просто у меня это получалось лучше других. Два года проучился в художественной школе. Но не закончил. Мне нравилось выдумывать и рисовать, а не срисовывать разбитые кувшины и несъедобные яблоки. И потом, что такое профессионализм? Это просто ежедневная трудная, но приятная работа над собой.

– Как вам приходят идеи создания карикатур?
– Я мог бы начать рассказывать о том, что вдохновение посещает меня, когда я в час ночи прогуливаюсь по проспекту Эркиндик или за распитием бутылочки пивка. На самом же деле карикатура рождается из определенной заданной темы. Например, нужна карикатура про экономику. Читаешь материал про экономику и обязательно за что-нибудь зацепишься. И карикатура рождается сама собой. А вообще новости – очень хороший источник тем для карикатуриста. А в том, как их обыграть и преподнести, и заключается мастерство художника.

– Какая тема вам особенно близка?
– Люблю серьезную, умную карикатуру. Политическую, экономическую, социальную, ту, которая отражает серьезную проблему. Но это не юмор. Это сатира. С помощью карикатуры можно заставить, например, какого-нибудь нечистого на руку чиновника обратить на себя внимание. Просто ненавижу пошлую карикатуру, юмор ниже пояса. Не потому что я такой правильный, а потому что этого «добра», извините, в Интернете достаточно.

– Руслан, как выработался ваш стиль рисования?
– Каждый начинающий карикатурист какое-то время находится в поиске собственного стиля. Я брал по крупице от каждого любимого мной художника-карикатуриста. Вот такой симбиоз получился. Со временем все меняется: и манера рисования, и материал. На замену пера и туши приходят фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. Ну а с появлением компьютерной техники вообще все очень сильно упростилось. Но главным по-прежнему остается то, что находится в голове.

– С какими персонажами больше всего нравится работать?
– Мои любимые персонажи – «чиновник» или «байке». Я не перехожу на личности. Персонажи – это просто люди, занимающие определенные должности.

– А пейзажи или портреты вы пишете?
– Это ошибочное мнение, что художник может рисовать все. Я не пишу красками, не пишу пейзажи, портреты. Мне это неинтересно. Я специализируюсь на карикатуре. Это совсем другое направление в искусстве. Даже художник-шаржист – совсем другое направление. Шаржист находит во внешности человека какую-то изюминку, подчеркивает ее, так рождается шарж. Конечно, я тоже смогу, если сильно постараться, нарисовать шарж. Но, напомню, мне нравится выдумывать, а не срисовывать. В этом и заключается работа художника-карикатуриста!

– Вы веселый человек?
– Конечно. Иначе бы не занимался карикатурой. Но не скажу, что прям весельчак-балагур, из которого сыплются шутки, но довольно веселый.

– Кто пользуется вашим уважением из отечественных карикатуристов?
– Конечно же, Бауржан Избасаров. Он один из тех, на кого я равнялся в начале своего творческого пути.

– Как поднять карикатуру в Кыргызстане на более высокий уровень?
– Честно говоря, в Кыргызстане карикатура как вид искусства не развита. Научить ей невозможно. Необходимо призвание. В настоящее время я не сотрудничаю ни с одним кыргызстанским печатным изданием. Иметь в штате художника-карикатуриста – удовольствие не из дешевых. Местные печатные СМИ, к сожалению, этого себе позволить не могут по финансовым, естественно, соображениям. Я пять лет прожил в Алматы (Казахстан), наработал необходимые контакты, установил сотрудничество. Меня устраивает.   

– Руслан, как творческий человек, вы наверняка не любите работать на заказ. А образы, созданные самостоятельно, даются проще?
– Любой выдуманный мной персонаж автоматически становится любимцем. Я их так и называю: мои дети. Дарю им, как говорится, жизнь! Но у меня есть одна мечта, скорее, даже цель – создать студию по изготовлению качественной анимационной рекламы. Думаю, это случится уже совсем скоро.

 


Leave a Reply

seventeen − fifteen =