Смирнов Игорь

“Карикатурист ставит диагноз”

 
Известному графику Игорю Алексеевичу СМИРНОВУ, члену-корреспонденту Российской академии художеств, исполнилось 60 лет. Вероятно, каждый читатель газет и журналов хорошо знает его оригинальные, неповторимые и остроумные рисунки, в основном на вечную “злобу дня”. Печатались они и в нашей газете. Писатель Юрий Борин довольно точно подметил особенности творчества художника: “Он критически относится к наследию прошлого, остро реагирует на засилье бюрократии, тяжелую экологическую ситуацию, его волнуют проблемы напряженности в мире. Карикатуры Смирнова можно назвать философскими. В них очень мало традиционного стремления высмеять, рассмешить… И все же это карикатура в самом высшем смысле слова, карикатура, поднявшаяся до социальной сатиры”.

– Рисовать я начал в детстве. Естественным стало поступление в Московскую среднюю художественную школу при Институте В.И.Сурикова, в которой получил профессиональную основу. В 1974 году окончил Московское художественное училище “Памяти 1905 года”. Еще во время учебы, в 1971 году, опубликовал в газете “Красная звезда” первую карикатуру, а в 1973 году получил одну из первых наград – медаль Второй Международной выставки “Сатира в борьбе за мир”.

– Значит, еще в училище вы освоили этот жанр?
– Нет. Таких факультетов или отделений нет ни в одном художественном учебном заведении. Да можно ли вообще научить карикатуре? По-моему, нельзя. Это особое свойство человеческого характера, склад ума, обостренное видение окружающей действительности. Карикатура – это призвание.
Евгений Александрович Шукаев, главный художник журнала “Крокодил”, выдающийся карикатурист, вел специальный факультатив в Союзе журналистов. Он любил говорить: “Возьмите ручки, и я вам скажу, как сделать гениальную карикатуру”. Все брали ручки и готовились услышать нечто невероятное. А он смеялся: “Неужели вы думаете, что этому можно научить?!”

– А как вы научились?
– Еще в художественной школе я пристрастился рисовать шаржи для нашей стенной газеты. С этого, вероятно, все и началось. Считаю, что карикатура – единственный жанр изобразительного искусства, где можно выразить все. В одном рисунке можно передать смысл и образы большой книги. Словно через лупу собрать лучи в одной точке – карикатуре.

– Почему ваши рисунки не имеют названий?
– У них, как правило, обобщающий, даже философский смысл. Я не стараюсь рассмешить, позабавить зрителей – у меня совершенно иная цель. В своих рисунках я размышляю, анализирую, стараюсь выявить корни явлений, их основные черты. Мои работы многозначны, они вызывают целую гамму чувств – от горечи до гнева, от грусти до сострадания. Я никого не стараюсь развлечь. Меня интересует не факт, каким бы занятным он ни был, а явление, которое его порождает.

– В советское время вы сделали немало карикатур на международные темы. Не утратили ли они сейчас актуальность?
– Нет. Ни от одного из прошлых своих рисунков я не отказываюсь. Да и прежние темы остаются такими же злободневными – борьба за мир, безопасность нашего государства, напряженность в мире, а экологическая обстановка стала еще хуже.
Заметьте, я почти не рисую шаржи на государственных, политических и общественных деятелей, на руководителей стран. Ведь они меняются, но проблемы остаются. В нашей стране – это разгул бюрократии, которая, на мой взгляд, все более набирает силу. Остаются у нас нищета, бедность, бесправие, беззаконие и правовой беспредел. Резко ухудшилась в России и экологическая обстановка. Карикатурист, как врач, ставит диагноз болезни – это его профессиональный долг. Лечить же такие болезни – дело государственных и политических деятелей. Но пока они с этим справляются плохо.

– Ваши критические диагнозы и прогнозы привлекают много внимания. Вы признанный карикатурист, участник и победитель самых престижных международных выставок и конкурсов…
– Я получил около шестидесяти различных премий, призов, медалей, почетных дипломов. Как победитель конкурсов объездил десятки стран. Даже самые отдаленные – Мексику, Кубу, Австралию, почти все европейские государства. Обычно награды вручали первые лица. Так, в 1988 году первую премию на Международной выставке “Сатира. Политика” в Италии мне вручил премьер-министр Джулио Андреотти. А в 1989 году Гран-при на Международном конкурсе карикатуры в Турции я получил из рук президента страны, который в своем выступлении говорил о важности этого жанра в жизни общества и даже признался, что среди его ближайших советников есть два художника-карикатуриста. Тогда же состоялась встреча с ведущими турецкими художниками в Музее карикатуры в Стамбуле, затем – призовая поездка по стране. Такие поездки устраивались и в других странах. В Москве я получил звание академика Международной академии культуры.

– Вы упомянули о том, что в Турции и, наверное, в некоторых других странах существуют национальные музеи карикатуры. Почему такого музея нет в России?
– Его создание является главной задачей недавно образованного в Российской академии художеств отделения “Искусство карикатуры”, которое возглавляет патриарх этого жанра Борис Ефимов. Я – его заместитель и помощник.
Разумеется, организация музея – дело чрезвычайно сложное. Прежде всего надо найти подходящее помещение. Эту проблему помогает решить президент Российской академии художеств Зураб Церетели с его потрясающей энергией. Он, как никто, понимает художественную и общественную важность музея карикатуры. Церетели нашел для него флигель на Петровке, рядом с Музеем современного искусства, им же здесь устроенным. Но организации, которые занимают эти помещения, не хотят их покидать. Как президент Российской академии художеств, Церетели обратился с письмом к мэру Москвы Юрию Лужкову, и тот обещал помочь. Музей карикатуры отразит всю отечественную историю. От достопамятных лубков до плакатов Первой мировой войны, до сатиры 20 – 40-х годов прошлого века, знаменитых “Окон РОСТА”, карикатур времен Великой Отечественной войны. Какие имена – Моор, Дени, Каневский, Шукаев, Кукрыниксы, Борис Ефимов!.. Такой истории карикатуры, как наша, не было ни в одной стране. Это огромный, почти не исследованный пласт русской культуры.

– Вас привлекает еще какой-нибудь жанр?
– Я художник-профессионал и должен уметь все. Делаю станковую графику. Например, серию листов о Дон Кихоте. Иллюстрирую произведения классической литературы в журналах, книги О’Генри, Зощенко, Михалкова. К басням последнего исполнил более 150 рисунков. Но вместо, положим, “пьяного воробья” или “лисицы и бобра” рисую людей. Сергею Михалкову рисунки понравились. Сказал: “Первый раз так иллюстрируют мои басни”.
Оформлял книги о космосе, космонавтах и ученых своего друга Ярослава Голованова. В поисках сюжетов изъездил с ним полстраны.
Пишу акварельные пейзажи. Занимаюсь и живописью. Даже устроил выставку в Бордо (Франция). Удачным считаю “Автопортрет с сыном”, исполненный в философском плане. Но судить о моих работах – зрителям.

– Зрители и пресса принимают хорошо ваши карикатуры, они пользуются успехом…
– Но первым зрителем и самым въедливым критиком является моя жена Татьяна. Иной раз я не соглашаюсь с ее замечаниями, но в редакции, куда я приношу свои работы, говорят то же самое, что и она. Слово в слово. Она занимается всем моим архивом. Я только рисую. Но без Татьяны я вообще ничего бы не сделал.

Беседу вел Евграф КОНЧИН, Газета “Культура”


Смирнов Игорь / Smirmov Igor

Карикатурист, график, живописец

 

Родился 6 июля 1944 году в Москве.

С 1963 г. по 1966 г. служил в Советской Армии (Венгрия).

В 1974 году окончил Художественное училище памяти 1905 года.
В 1971 году опубликована первая карикатура в газете “Красная звезда”.
С этого же года  публикация карикатур, плакатов и иллюстраций в средствах массовой информации: в газетах “Правда”, “Комсомольская правда”, “Красная звезда”, “Известия”, “Московские новости”, “Литературная газета”, “Голос Родины”, “Российские вести”, “Общая газета” и т.д.; в журналах “Крокодил”, “Новое время”, “Веселые картинки”, “Советская женщина”, “Красный крест”, “Отчизна”, СТП, “Деловые люди”, “Социум”, “Журналист”, “Паспорт” и т.д.
Издал два авторских сборника карикатур.
Участник международных и внутренних конкурсов и выставок карикатуры.
Организатор первых выставок карикатуры в Городском комитете графиков в Москве.
Основатель Дома карикатуры в Москве.
Основатель филиала Музея карикатуры при Центральном музее истории России в Москве.
Организатор первоапрельских выставок карикатуры в течение 38-и лет, в том числе в Центральном музее истории России, его филиале и Московском союзе художников.
Лауреат множества призов на конкурсах карикатуры.
Член Союза журналистов СССР.
Член Международного союза журналистов СССР.
Член Союза художников СССР с 1988 года.
Член Творческого союза художников России.
Академик Российской академии художеств России с 2013 года.
Академик Международной академии культуры с 1990 года.
Член Французской академии карикатуры с 1991 года.
 
Призы и награды:
 
1973 год – медаль за участие во Второй Международной выставке “Сатира в борьбе за мир”.
1977 год – медаль за участие в Фестивале сатиры и юмора в г. Габрово (Болгария); медаль за участие в Третьей Международной выставке “Сатира в борьбе за мир”.
1980 год – 3-я премия в международном конкурсе карикатуристов газеты “Йомиури” (г. Токио, Япония).
1981 год – 4-я премия в международном конкурсе карикатуристов (г. Анкона, Италия).
1982 г. – 1983 г. – почетная медаль в международном конкурсе карикатуристов (Япония).
1986 год – 3-я премия международного фестиваля карикатуристов (г. Англет, Франция) и почетная медаль и диплом на международном конкурсе карикатуры в г. Анакара (Турция).
1987 год – 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Сан Антонио де лос Ванос (Куба); 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Зелена Гура (Польша); 3-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Пирасикаба (Бразилия); серебряная плакетка на международном конкурсе “Юмор и спорт” в г. Анкона (Италия).
1988 год – персональная выставка в Москве (Библиотека им. Некрасова); спец-приз на международном биенале карикатуристов в г. Верчелли (Италия); поездка в Италию (г. Форте де Марми). Вручение 2-й премии на международном фестивале “Сатира Политика” премьер-министром Италии Джулио Андриоти.
1989 год – 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Зелена Гура. Поездка в Польшу, персональная выставка в Музее карикатуры; спец-приз на международном конкурсе карикатуры в г. Тренто (Италия); принят в Союз журналистов СССР; Гран-при на международном конкурсе карикатуры “Экология” в г. София (Болгария). Призовая поездка по Болгарии, встречи с ведущими карикатуристами мира на фестивале в Доме сатиры и юмора 1 апреля; 1-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Анкара. Призовая поездка по Турции. Вручение премии в Национальном музее искусств г. Анкары Президентом Турции. Встреча с ведущими карикатуристами в музее карикатуры в г. Стамбуле; серебряная плакетка на международном конкурсе “Юмор и спорт” в г. Анкона (Италия).
1990 год – 1-я премия на фестивале юмора в г. Мельбурне (Австралия). Призовая поездка по Австралии. Персональная выставка в г. Мельбурне; персональная выставка в г. Стамбуле; спец-приз на международном конкурсе карикатуры в г. Тренто (Италия); 2-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Варшаве (Польша); спец-приз Конкурса карикатуры в г. Донецке (Украина).
1991 год – 1-я премия на международной выставке в Рио-де-Жанейро (Бразилия); поездка по Испании по приглашению фонда “Герман Санчес” и персональная выставка в г. Мадриде; поездка во Францию, участие в фестивале юмора в качестве члена жюри; поездка в Мексику. Персональная выставка в городах Мехико и Гвадалахара; серебряная плакетка в г. Анкона (Италия); 1-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Днепродзержинске (Украина); занесен в Словарь международного биографического издания №21.
1993 год – персональная выставка в г. Москве в Доме художника; серебряная плакетка на международном конкурсе карикатуры в г. Анкона (Италия); 1-я премия на международном конкурсе карикатуры в г. Богота (Колумбия).
1994 год – персональная выставка в г. Акапулько (Мексика), награждение медалью Ассоциации мексиканских карикатуристов; занесен в Словарь международного биографического издания №23.
 
Награждён благодарственной грамотой министра культуры Российской Федерации (2015 г.).
 
БЭК  2014 г.
 
 
Was born in 1944 in Moscow In 1974 graduated from Moscow art school named after 1905 The first cartoon was published in the newspaper “KrasnayaZvezda” in 1971 Redular participant of republican and international exhibitions of graphics and cartoons.
He was awarded with meny prizes at such prestigeous cartoon competitions as “Satire in Struggle for Peace” (Moscow), competition of the newspaper “Yomiun” (Tokyo), in San Antonio de Los Vanos, Festival of satire and humour in Gabrovo, in cities Ancara, Pirasikaba, Ancona, Verchelly, Melbourn, Bogotaand many others Academician of International academy of culture, member of French cartoon Academy.
His name was recorled in the dictionaries of International biographic edition №21 and 23.
He staded his personal exhibitions in the cities of Moscow, Acapuico, Melbourn. Stanbul, Warsaw, Rio de Janeiro, Mexico city.
Gvadalakhara, Madrid Member of Journalists and Artists Union of Russia.
 
БЭК 1997 г.
 

 

Может ли  карикатура  служить  поводом к размышлению?
 
Мы понимаем, что карикатура должна вызывать смех, улыбку, усмешку наконец. Ибо по самой своей природе она относится к комическому жанру, и этот комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт изображаемой натуры. Так во всяком случае трактуют карикатуру солидные энциклопедии.
 Но вот перед нами рисунок. На дне давно высохшего моря почва потрескалась и поросла колючками, стоит вся в щелях полуразвалившаяся лодка. В лодке скелеты гребцов. Костлявыми пальцами они продолжают сжимать весла. А на носу безнадежно застывшей лодки стоит живой человек и указывает куда-то вдаль.
 
Что хотел сказать    художник?    Догадываетесь?
 
Или вот. Борьба Дон Кихота с ветряной мельницей. Все привычно — ветряк размахивает крыльями, Дон Кихот на своем Росинанте с копьем наперевес устремился на штурм… И тут замечаем на холме вокруг мельницы еще сотни таких же Дон Кихотов, но уже поверженных, погибших в бою. 
 
Непросто, не сразу приходит понимание смысла карикатур Игоря Смирнова. Они заставляют задуматься, всмотреться в детали, в подробности, вызывают работу мысли. При этом художник не навязывает своего мнения зрителю, он лишь дает пищу для размышлений. И зритель как бы соучаствует в творчестве. 
 
Вернемся к той же  лодке, погребенной на дне высохшего моря. Предлагаю свою  версию    видения     рисунка. И гребцы, и сама лодка — это апофеоз несвершившихся идей, нереализованных планов, погибших надежд. Однако человек, стоящий на носу, продолжает упорно и настойчиво провозглашать давно устаревшие лозунги. А может быть, гребцы — это простые люди? Не выдержав испытаний, они давно умерли, а ведущий на носу все еще указывает, все еще зовет к каким-то неведомым.далям… Это моя личная трактовка. Вероятно, каждый зритель может предложить другую, свою. А сам художник — третью. Именно в этой неоднозначности — сила рисунков Игоря Смирнова.
 
Он критически    относится    к    наследию прошлого, остро    реагирует  на   засилие бюрократии,    тяжелую    экологическую ситуацию,   его волнуют     проблемы    напряженности в мире. В том, как эти его мысли и тревоги преломляются в рисунках,  чувствуется    недюжинный ум человека   неравнодушного    и    неординарно мыслящего.   Поэтому   не   было   случая, чтобы   Игорь   Смирнов   сделал   рисунок по  теме, придуманной кем-то другим. Карикатуры   Смирнова    можно    назвать философскими.  В них  очень  мало    традиционной  карикатуры  с ее стремлением высмеять,   рассмешить.   У  Смирнова цель   иная.     Он    думает,     анализирует, стремится обнажить   и показать     корни явления, его основные черты. 
 
Кое-кто может сказать: да полно,  карикатурист ли перед нами! С одной стороны, все    признаки    жанра    налицо — и соединение реального     с    фантастическим,   и острое    преувеличение    натуры. Но, с другой стороны, разве эти карикатуры смешны? Разве они вызывают гомерический хохот или хотя бы улыбку? Разумеется, рисунки Смирнова порождают целую гамму чувств — от горечи до гнева, от грусти до сочувствия, но они вряд ли способны рассмешить. И все же это карикатура — в самом высоком смысле этого слова, карикатура, поднявшаяся до социальной сатиры. 
 
Графический язык художника лаконичен и своеобразен. Мелкая штриховка увлекает взгляд зрителя в глубину, предрасполагает к серьезной работе мысли. Смирнов оперирует только двумя цветами — черным и белым, иные ему просто не нужны. Штрих и контур, взаимодействуя или, напротив, сталкиваясь, создают сложную материю, из которой рождаются образы антимира. Образы, в которых художник с душевной болью, с трагизмом обозначает самые болевые точки нашего бытия. 
 
Листы настолько выразительны, что не нуждаются в пояснениях, в тексте. Они понятны любому зрителю, где бы он ни жил. Вероятно, поэтому карикатуры Смирнова пользуются успехом не только в нашей стране, но и в Бразилии и Канаде, на Кубе и в Японии, в Польше, Франции, Италии, Бельгии, Болгарии.. 
 
Тридцать пять премий получил художник в Советском Союзе и за рубежом. Но это только на сегодняшний день, потому что я уверен, у него еще очень многое впереди — и замыслов и свершений.
 
Юрий Борин, лауреат Почетного диплома им. Ильфа и Петрова
 

Leave a Reply

2 × three =