Смирнов Игорь, “Смех – дело не шуточное”

Смех – дело не шуточное
2007 г.

 

У истоков проведения ретроспективных вернисажей по всей России стоял талантливый художник-карикатурист Игорь Смирнов.
Ретроспективная выставка карикатур «Карикат-ура» – это передвижная экспозиция, которая постоянно путешествует по разным залам Москвы и по российским городам. Для обозрения представлены творения 68 мастеров «пламенной сатиры». Среди них – уникальные работы художников, многие из которых давно стали классиками своего жанра. Их произведения охватывают большую часть истории карикатуры в нашей стране – от середины XX века до современности. Работы таких мастеров, как М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов (Кукрыниксы), Б.Ефимов, А.Каневский, К.Елисеев, И.Семенов, Г.Вальк, Е.Шукаев многим хорошо знакомы. Ведь эти авторы были сотрудниками популярного и любимого миллионами россиян сатирического журнала «Крокодил», старые номера которого также представлены на выставке.

У истоков проведения таких ретроспективных вернисажей по всей России стоял талантливый художник-карикатурист Игорь Смирнов, который поделился воспоминаниями о своем любимом жанре.

-Такие выставки мы стали регулярно проводить, начиная с 80-х годов прошлого столетия. Среди множества рисунков есть и работы моего друга – художника-карикатуриста Виктора Чижикова, который в 80-е годы нарисовал, ставшего сейчас легендой, олимпийского Мишку. Есть на выставке и карикатуры самого старейшего художника Бориса Ефимова. В советское время мы обычно рисовали не реальные сценки из жизни, а вымышленные эпизоды. Часто приходилось придумывать сюжеты, поскольку в редакцию приходили разнарядки из ЦК партии, из которых следовало, что нужно в очередном номере «Крокодила» затронуть конкретную тему. Такие задания назывались «зарядкой». Например, когда в стране были перебои с гвоздями, то нам нужно было отобразить это в карикатуре. Так появилась знаменитая карикатура с Кижами, на которой столяры рассуждают, что им опять для строительства храма не завезли гвозди, поэтому мастерам, пришлось построить церковь без единого гвоздя.

– Много ли было карикатуристов в советское время?

– Да, это была огромная когорта людей, которые мастерски умели рисовать. Я пришел в редакцию «Крокодила» еще в 1955 году. Мне было тогда 20 лет, и проработал там вплоть до конца 80-х годов.

 

– А что такое для Вас карикатура?

– Карикатура – это соль жизни, она острее всех жанров. Во-первых, она во всех смыслах острее смотрит на быт и острее поднимает проблемы, назревающие в этой области. Готов поспорить, то никакой другой жанр на это не способен, даже литература не может так всколыхнуть человека. Что же касается шаржей и портретов, написанных в сатирическом тоне, то шарж – это сверхпохожий портрет. Правда, я имею в виду хорошие шаржи. Мне приходилось создавать много юмористических портретов. Правда, какие-то приходилось рисовать по заданию редакции к юбилеям, но я с удовольствием и по велению души создавал шаржи на друзей. Среди них есть удачный шарж на Эдуарда Успенского.

– Бытует такое мнение, что та настоящая карикатура, тот хлесткий и одновременно оригинальный жанр, который существовал в прежние времена, в настоящее время медленно умирает. Что Вы думаете по этому поводу?

– Журнал «Крокодил» еще в 2005 году пытались возродить. Правда, лично я так и не видел свежих номеров, но видимо где-то они существуют. Но сейчас важнее решить другую проблему – исчезла школа карикатуристов. Раньше такая школа была. Ее в России организовал Лев Бродаты, который учился в Германии, а затем вернулся в Россию, где создал множество блестящих работ. Кстати, «под него» работали такие художники, как Евгений Шукаев, Леонид Сойфертис и многие другие.

– Так что же мешает возрождению и самой карикатуры и школы карикатуристов?

– Художники сейчас разобщены. Несмотря на то, что Союз художников способствует объединению творческих личностей и в области карикатурного жанра тоже, но нет единого журнала, а главное, по-моему, нет согласия между художниками. Причем, согласия не политического, а чисто изобразительного. Если в газете «Московский комсомолец» работает один художник, то только его там и печатают, а других – не пускают. К сожалению, таковы сегодня правила. Раньше было проще. Есть работы – приходи, предлагай, если одобрят – напечатают.

– В настоящее время в России назрело много социальных проблем. Как Вы думаете, способна ли карикатура что-то изменить в этой сфере, зарядить народ оптимизмом?

– Карикатура может только смягчить остроту назревшей проблемы. А заострять сейчас ничего не надо. Надо просто насмешить народ, но сегодня это сделать трудно. Посудите сами: когда рушатся шахты и горят дома престарелых, то карикатуристу трудно реагировать на это с юмором.

– Но ведь есть и другие проблемы, например, в политике. Возьмите сегодняшние отношения между Россией и Грузией? Разве карикатура не способна изменить эти сложные отношения?

– Нет, в этой области ничего уже не смягчишь – не получится. Раньше у нас был такой обычай – мы брали превосходные работы грузинских карикатуристов и печатали их в своих номерах, а они брали наши рисунки. Такой творческий обмен только укреплял взаимные отношения между республиками. Наши «крокодильи» карикатуры регулярно размещались на страницах многих эстонских журналов. А мы в свою очередь перепечатывали эстонцев.

 

– Почему сейчас карикатура потеряла свою прежнюю остроту? Что, не хватает пороху в пороховницах?

– Сейчас – не знаю, но раньше его было много. Да, карикатура помогает смягчить острые углы, но нужно всегда чувствовать ответственность за свое дело, за свои рисунки. Вспомните о том, что произошло после появления карикатур на мусульманские темы. Раньше такого не было, даже когда советская карикатура активно «лягала» попов и православие. Но надо понимать, что тогда было другое время и иное отношение к религии. А сейчас надо просто не касаться этих сложных тем. Затрагивайте в своих работах другие проблемы, ведь их сегодня в России предостаточно. А когда надо будет «вдарить», то покажите себя во всей красе. Ведь, когда началась Великая Отечественная война, то карикатуристы очень здорово поработали. Например, Кукрыниксы – они Гитлера просто «измордовали». В самом начале войны наши летчики с воздуха буквально забрасывали фрицев листовками, на которых изображались очень едкие, смачные пародии и на немцев, и на Гитлера. Сатирическое оружие падало на их головы, доводя до бешенства. А ведь это всего лишь бумажка с картинкой. Но зато, какое она имела огромное значение! Вообще карикатура – мощное оружие. Правда, когда она попадает к дураку, то можно все испортить. Но зато, когда карикатура находится у здравомыслящего человека, то она может все наладить.

 

– Сейчас, когда в мире существует напряженность, можно ли с помощью карикатуры ее избежать?

– Избежать, наверное, нет, но смягчить можно.

– А Вы сейчас продолжаете рисовать карикатуры?

– Нет, в настоящее время я с удовольствием работаю над иллюстрацией детских книг. Это произведения моих любимых авторов – Корнея Чуковского, Эдуарда Успенского и Сергея Михалкова.

– Что Вы можете сказать о недавнем издании «Чукоккалы»?

– Это давно надо было сделать. Опять-таки на обложке – шарж. Важно, что в этой книге есть информация о замечательном художнике-карикатуристе Брониславе Малаховском. Он был еще ребенком, когда жил в финском поселке рядом с домом Корнея Чуковского. Юный Бронислав увлеченно рисовал шаржи на всех, кто приходил в гости к Чуковскому. Поэтому не удивительно, что Корней Иванович с большой любовью пишет о семье Малаховских, в частности об отце этого семейства, который был большим мастером паровозостроения. Кстати, его паровозы, изготовленные в Сормово еще в начале века «бегали» в два раза быстрее американских, поэтому рабочие прозвали их «гончими Малаховского». И все это происходило рядом с писателем, который старательно фиксировал это в своем дневнике.

Да, карикатура – часть истории страны, это своеобразная летопись, выраженная в рисунке с юмором, сатирой, гротеском. Поэтому не удивительно, что этот оригинальный жанр получил широкое распространение во всех странах мира. «Смех – это одно из самых сильных орудий… Смех – вовсе дело не шуточное», – отмечал А.И.Герцен. Прекрасно, что сегодня карикатура продолжает свой путь по миру, оставляя на бумаге яркие, но сатирические свидетельства истории для будущих потомков.

Елена Еремеева

russedina.ru


Leave a Reply

four + fifteen =