Караваевы Галина и Валентин

РОЖДЁННОЕ В СПОРАХ
Действующие лица: Крокодил
(К.), Галина (Г.) и Валентин (В.) Караваевы

К. Ну, с чего начнем!
Г. Наверное, надо представить нас читателям?
К. А то читатели вас не знают! Ведь вы уже лет пятнадцать печатаетесь на моих страницах!
В. Восемнадцать.
К. Стаж немалый. А еще где!
Г. «Смена», «Веселые картинки», «Огонек», «Крестьянка»… Участвовали в пятнадцати международных выставках сатиры и юмора.
К. Резюмирую: ваши карикатуры хорошо известны. А вот что вы тут натворили!
Г. Тут разное… Во-первых, Салтыков-Щедрин. Это наша общая любовь, наше давнее заболевание.
М. Как оно началось!
Г. Очень просто. Стали как-то перечитывать «Историю одного города»…
В. И вот уже десять лет перечитываем.
К. Не только перечитываете, но и иллюстрируете!
В. Не совсем… Наши работы не назовешь иллюстрациями. Мы стараемся по-своему увидеть Щедрина, трансформируем его образы, создаем собирательные персонажи.
Г. И ищем технику. Часть наших офортов опубликована в третьем номере «Крокодила». А теперь мы думаем: нет, персонажи и обстановка «Одного города» резче, грубее, что ли. Перешли на линогравюру.
В. Пробовали глину — тоже «мягкий» материал. Остановились на шамоте — глина с мраморной крошкой. Тут что-то стало получаться… Ведь и «Органчик», и Угрюм-Бурчеев — это, по сути дела, механизмы, марионетки, лишенные человечности. Вот такие, грубые, без нюансов.К. Рисунки, гравюры, скульптура… Что же дальше!
Г. Мечтаем о кукольном фильме. Написали сценарий «Истории одного города», разработали типажи.
К. Ну, а этот прелестный лев! Он ведь к Щедрину отношения не имеет!

В. Это Галины штучки. Увлекается игрушками. Я в это дело не лезу.
Г. Считает немужским занятием. Обижается, когда в «Веселых картинках» печатают выкройки моих игрушек, а подписывают: «Авторы Г. и В. Караваевы». Хотя обижаться-то надо мне. Правда же, он тут ни при чем.
В. Думают, что отдельно друг от друга мы создать ничего не можем.
Г. Но ведь в титрах мультфильмов пишут: «Режиссер В. Караваев». А не «Г. и В.»
К. Это верно. И отдельно встречается титр: «Художник-постановщик Г. Караваева»… А как это вы вдвоем рисуете карикатуры!
Г. Сюжеты придумываем вместе, но чаще — Bаля. Он считается семейным «мозговым центром». Потом рисуем каждый свой вариант. Первый критик — Саша, сын.
В. Часто я разрабатываю композицию в рисунке, мизансцену. Это у меня получается лучше. А у Гали — рисунок.

Г. Насчет рисунка ты прав.
(Следует беспорядочный полутораминутный спор.)
В. Вот видишь! С ней невозможно работать. Без конца {конфликты, вплоть до угрозы развестись.
К. А если бы вы работали по отдельности! Наверное, создавали бы вдвое больше карикатур!
Г. Наверное. Но качество было бы вдвое ниже.
В. (сварливо). Зато сейчас страдает качество обедов.
Г. В каждом мужчине засел домостроевец.
К. (меняя тему во избежание назревающего конфликта). А кем вы хотели стать в детстве!
Г. Всегда мечтала иллюстрировать книги.
В. А я — работать в кино.
К. Выходит, мечты сбылись!
В. Тебя, Крокодил, это не устраивает? Тебе хотелось бы, чтобы Галя, например, мечтала стать такелажником, а я — секретарем-машинисткой?
К. Конечно. Тут можно было бы порассуждать о том, что такое призвание…
В. (язвительно). Галины родители хотели, чтобы она стала вешимой скрипачкой. Да вот что-то не вышло,
Г. Сам-то хорош. Расскажи лучше, как поставлял на Тишинский рынок бумажные коврики с лебедями.
В. Это же я мальчишкой был, в войну еще. А вот ты…
К. (быстро меняя тему). Назовите лучших, по вашему мнению, современных карикатуристов. Зарубежных и наших.
В. Стейнберг, Андрианов.
Г. Нет! Бюттнер и Огородников.
(Начинается невообразимый спор. Обсуждать достоинства упомянутых художников не входит в задачу Крокодиле, и он незаметно исчезает. Раздается звон разбиваемой посуды и выстрелы.)

Беседу застенографировал С. СПАССКИЙ.
“КРОКОДИЛ” 1976 год

Материал подготовил Сергей Репьев


Leave a Reply

5 × 2 =