Газизов Ринат и Бронзит Константин

ПАРАДОКС –
ДУХ И ПЛОТЬ КАРИКАТУРЫ


Ленинградские карикатуристы Константин Бронзит и Ринат Газизов прожили в горах более месяца, и поэтому разговор с ними начался именно с этой темы.


– НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ КАРИКАТУРИСТЫ ЗАБИРАЮТСЯ В ГОРЫ. ЧТО ВАМ УДАЛОСЬ ТАМ УВИДЕТЬ И, САМОЕ ГЛАВНОЕ, ПОНЯТЬ?

БРОНЗИТ. Мы карабкались по склону Сатиры, висели над пропастью Иронии, заглянули в кратер Смеха, посмеялись на вершине Комедии, чудом убереглись от лавины Черного Юмора. И, кажется, первыми поднялись на десятитысячную высоту пика Карикатуры, где мы и устроили выставку своих рисунков.
ГАЗИЗОВ. Теперь эти рисунки собраны в отдельную книгу. Ее можно перелистывать, не опасаясь снежных обвалов. Конечно, некоторые, увидев эти высокогорные рисунки, сами захотят рисовать карикатуры. Другие, вполне возможно, поспешат записаться в секцию альпинизма. Но и те, и другие, и третьи обязательно поймут, что без чувства юмора в горы лучше и не соваться.


– КОГДА ВЫ ВПЕРВЫЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ КАРИКАТУРИСТАМИ?

Б. Когда нарисовал кирпичом свою первую карикатуру на асфальте. Прошел дождь, и ее не смыло. Вот тогда я и понял, кто я такой на самом деле. Теперь кусок асфальта с моим рисунком весом в триста килограммов хранится в школе, где я учился.
Г. Когда нарисовал свой первый автопортрет. Правда, учитель рисования увидел в этом портрете себя. Вызвал в школу отца. А уж отец помог мне почувствовать себя карикатуристом…


– ЧТО ВАЖНЕЕ В КАРИКАТУРЕ МЫСЛЬ ИЛИ ГРАФИКА?

Б. Мысль, если она талантливо нарисована.
Г. Графика, если она внушает умные мысли. Чем-то Константин Бронзит очень похож на Рината Газизова. Может быть, тем, что оба они художники-мультипликаторы, оба работают на Ленинградской студии научно-популярных фильмов, оба члены Ленинградского клуба карикатуристов. Участвуют во всесоюзных выставках и в международных. Имеют призы, награды. Оба любят фильмы Уолта Диснея и Чарли Чаплина. Правда, Константин рисует левой рукой, а Ринат – правой. Вернее, через день. Например, по четным дням Константин рисует левой рукой, по нечетным – правой. Ринат соответственно наоборот.


– ТРУДНО ЛИ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ ЯЗЫКОМ ЮМОРА?

Б. Есть просто правда и нагая правда. Именно юмор обнажает правду жизни, правду бытия.
Г. Ложь больше всего боится юмора. Если смешно, то по-настоящему и правдиво. Например, известен такой факт: английские моряки, оказавшиеся в театре, смеялись, когда Отелло душил Дездемону. Смеялись, потому что это было очень правдиво!


– ИСКУССТВОВЕДЫ, ЭСТЕТИКИ-ТЕОРЕТИКИ ВОТ УЖЕ МНОГО СТОЛЕТИЙ ПОДРЯД ПЫТАЮТСЯ РАЗГАДАТЬ ТАЙНУ ПАРАДОКСА. ПАРАДОКС В КАРИКАТУРЕ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Б. Плоть карикатуры!
Г. Дух карикатуры!


– КАКАЯ РАБОТА, ПРОФЕССИЯ БЛИЖЕ ВСЕГО К РАБОТЕ ХУДОЖНИКА-КАРИКАТУРИСТА?

Г. Фокусника-иллюзиониста. Карикатурист может превратить циркуль в танцующую балерину, клавиши пианино – в костяшки домино, горб верблюда – в суфлерскую будку, стрекозу – в авиалайнер.
Б. Дрессировщика. Карикатурист дрессирует, укрощает „хищные вещи века”, страшные явления и чудовищные события. В каждом даже страшном событии он находит нечто смешное.


– И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС. ЕСТЬ ЛИ У КАРИКАТУРЫ ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ КАЖДОМУ?

Б. Есть свой язык символов, иносказаний, метафор. Но законов нет. Если будут законы, то обязательно появится карикатурист, который эти законы нарушит.
Г. Я могу представить карикатуру, сделанную из железобетона и высотой с небоскреб. И карикатуру, сплетенную из полевых цветов. Дело не в форме, она может быть любой, а в парадоксальном замысле, который невозможно предсказать, потому что тайна юмора сродни тайне природы.

С художниками-альпинистами беседовал
Михаил Кузьмин,
почетный президент

Всесоюзной ассоциации карикатуристов

Cartoon.spb.ru


Leave a Reply

1 × three =