Melnik Leonid

2009

Ваше профессиональное образование?
– Журналист

Ваш путь к карикатуре? (Когда и при каких обстоятельствах вы стали
карикатуристом?)

– В 1976 (насколько помню) году нарисовал первую (жутко кошмарную по нынешней самооценке) карикатуру и опубликовал в многотиражной газете «Рабочий». Затем не отрываясь от профессиональной деятельности (журналист, редактор) стал рисовать все больше и больше пока не получил приз в Японии, после чего переменил профессию журналиста на профессионального штатного карикатуриста. Последняя газета «Комсомольская правда».

Чем пришлось пожертвовать в жизни и творчестве ради карикатуры?
– Никаких жертв. Журналист до сих пор мирно уживается с карикатуристом не вредя главному – творчеству.

Чем бы Вы занимались, если бы не стали карикатуристом?
– А хрен его знает, но твердо знаю, что слесарь-ремонтник или штурман дальней авиации из меня бы не вышел.

А кем Вы мечтали стать в детстве?
– Наездником-вольтижировщиком в цирке, был спортивным мальчиком, Дерсу Узала и Николаем Михайловичем Пржевальским, чтобы быть путешественником. А вообще богатым, чтобы на все эти мечты были деньги.

Кого вы считаете своими учителями (авторитетами) в карикатуре, и в подражание творческой манере каких художников вы делали свои первые шаги?
– Первый мой учитель Слава Шилов, мы вместе с ним начинали пробовать себя в карикатуре. Затем были Виктор Богорад, Георгий Светозаров, Николай Воронцов и Андрей Фельдштейн. Подражал всем до тех пор, пока Богорад не сказал – довольно.

Считаете ли вы творчество карикатуриста более значимым, чем творчество представителей других жанров изобразительного искусства?
– Вопрос некорректный. У каждого жанра изобразительного искусства есть свои преимущества перед другими. Но то, что карикатурист должен быть грамотным, начитанным, знать эпоху, в которой будет находиться его персонаж, обычаи, одежду, понимать, что такое композиция, свет, цвет, пластика, а главное мыслить совершенно нестандартно и выражать свою мысль минимумом средств – это и есть значимость и отличие карикатуриста от художников других видов изобразительного искусства.

Карикатурист – это больше художник или юморист?
– Карикатурист – это больше художник и юморист.

Вы юморист по жизни, или это только рабочее качество?
– В детстве был весельчаком, хохмачом и заводилой. Став карикатуристом заметил изменения. Стал более самоодергиваемым, менее веселым и, вероятно, более угрюмым.

Что вам больше нравится, быть смешным или серьезным в общении с людьми?
– Быть смешным в общении с людьми очень бы не хотелось, ну что с дурака взять, с таким и общаться–то не хочется. В общении с людьми нравится быть адекватным, культурным и корректным. Получается не всегда.

Влияет ли карикатура на общественное сознание?
– Ну-уу, вопрос это такой сложный, что двумя–тремя предложениями вряд ли отделаешься. Карикатура как климат, то холодно, то жарко, имею в виду интерес зрителя. На перестроечной волне в 90-х ни одно издание не обходилось без карикатур на первой полосе или внутри издания. От них балдели, их ждали. Они были острые, в тему, они многое объясняли, порой были ценнее статьи, так как «прочитывались» моментально. Потом интерес пропал. Сейчас же в связи с девятым валом пошлого ширпотреба отношение к карикатуре как к шуту – можно дать пендаля, а можно и монетку.

Способна ли она изменить мир?
– Ну, что, красота спасла мир? Он стал добрее, цивилизованнее, терпимее друг к другу? В отдельном конкретном случае, возможно, но я такими фактами не располагаю.

Необходимо ли карикатуристу профессиональное художественное образование?
– Ну, это кому как. Говорю только о своих питерских коллегах. Богорад – радиоинженер, Воронцов закончил институт точной механики и оптики, Майстренко – архитектор, Фельдштейн – инженер, Сергеев – закончил полиграфический институт, братья Лемеховы – да! Один закончил «Репу», другой « Муху», Осипов тоже «Муху». Как присутствие художественного образования, так и его отсутствие карикатуристу не мешает. Если он оригинален и неповторим, то художественное образование значения не имеет.

Можно ли научиться профессии карикатуриста, или это дар божий?
– Наверное, можно. Ведь если дядя Петя возьмет в руки кисть это не значит, что он может стать карикатуристом. Маляром – да! А чтобы научиться этой профессии нужно иметь хороших учителей. А чтобы были хорошие учителя нужно, чтобы у учителей были хорошие учителя и Божий дар. Они это передадут ученикам. Уверен.

Какой жанр карикатуры вам ближе и почему (политическая, бытовая, социальная и т.д.)?
– Мне больше по душе социальная, бытовая, немножко философская карикатура (немножко, так как я малюсенький философ). Политическую заказывали реже, посему и выделил предыдущие.

Считаете ли вы, что достигли в своем творчестве совершенства, что на ваш взгляд является совершенством в ремесле, творчестве?
– Творчество – это лента Мебиуса. Совершенства найти НЕВОЗМОЖНО, так как человек и сам-то несовершенен.

Как рождаются сюжеты Ваших карикатур?
– Из головы. Из раздумий. Порой сам себе задаю определенную тему.

Ваша любимая техника исполнения рисунков?
– Дальше.

Имеются ли собственные технологические изобретения и секреты?
– Два года назад приобрел в Париже масляную пастель, у нас такой, к сожалению, нет. Дает неповторимый результат. А о секретах никогда не рассказывают.

Ваше отношение к компьютерному рисованию?
– Планшет не купил поэтому, что это такое не осознаю. Но ручная работа всегда ценилось высоко, посему рукодельная работа ценнее.

Вам кажется карикатуристов слишком много или недостаточно?
– Карикатуристов, как и менеджеров много, другое дело, есть прекрасные и талантливые, а есть другие.

Получает ли труд карикатуриста достойную оценку в общественном сознании?
– Вероятно – нет. Простому обывателю, на мой взгляд, важнее большая масляная картина в прихожей в богатой золоченой раме, чем карикатура в рамке, пусть даже талантливая. Настоящих ценителей карикатуры – увы, очень мало. К сожалению, о карикатуре судят слишком стандартно – нечто, обязательно смешное, маленькое, не слишком затрагивающее внимания, так, пустячок.

Есть ли для вас запретные темы?
– Религия, секс ХХХ, слишком черный юмор, смакование темы безвыходности, унижения женщины.

Нужна ли карикатуристу самоцензура?
– Да.

Что увлекает вас помимо карикатуры?
– Коллекционирование значков, керамических тарелочек, дизайнерские разработки, литературная деятельность (изредка).

Что нравится в литературе, музыке, изобразительном искусстве (направление, стили, конкретные авторы или произведения)?
– Классическая литература, фильмы советских времен, современный автомобильный дизайн и просто современные дизайнерские разработки товаров бытового назначения, из писателей Гончаров и Толстая, конечно же, братья Стругацкие. Из музыки Верди, Мусоргский, Чайковский. В новой нифига не рублю. Рэп – фуфло (согласен с неизвестным автором, который написал это около моей двери) и т.д.

Закончите фразу
– Карикатура – это
жутко тяжелая работа, связанная со стрессами и гиподинамией.

Как вы оцениваете новое поколение карикатуристов?
– Да черт его знает. Порой выстреливают, а в целом ничего интересного. Топчутся на вытоптанном поле. На мой взгляд, ребята считают, что учиться карикатуре не надо. Взял перо или мышку – ну и валяй. Вот и наваляли. Пример – карикатура .ру. Помойное ведро. А ведь гордятся. До тех пор, пока не скажут сами себе, да, блин, все что делаю, похабщина и ерундень, художниками-карикатуристами не станут. Ясно, что авторитетов у нынешних молодых «дарований» нет, нет школы, нет учителей. А что можно натворить в подворотне известно каждому. Но удивительно, когда им начинают помогать, объяснять, поправлять, отмахиваются. Сами с усами. Немалую отрицательную роль играют и бульварные издания, которые их творчество поощряют. Платят копейки, говоря при этом, какой же ты талантище! Вот и результат. Говорить об этом, что воду носить в сите, неинтересно.

Ваши пожелания начинающим карикатуристам:
– Пошли бы вы… к настоящим профессионалам и не забывали древний латинский девиз: «Учиться, учиться, учиться, учиться, учиться… мать вашу!

Душа желает высказаться? (исповедь на вольную тему):
– Душа не желает.


Leave a Reply

3 × 3 =