Украинские Карикатуристы, Мыкола Савчук

В Украине первые карикатурные попытки встречаем в средневековых миниатюрах — «Киевский Псалтырь» (1396), «Радзивилливская летопись» (15 в.), а впоследствии — в книжных гравюрах 17 в., в иконописи (темы «Страшного суда»), в народной живописи («Казак Мамай»), в отдельных портретах польских вельмож и казацких гетманов. Несколько карикатур и шаржей создал великий украинский поэт и художник Т. Шевченко (1814 – 1861). Более широкое распостранение карикатуры в Украине связано с развитием украинской периодики. Со второй половины 19 в. ведущие украинские художники-карикатуристы сплотились вокруг юмористических и сатирических журналов, преимущественно в Западной Украине. Они ориентировались на лучшие образцы европейской карикатуры.

Первыми известными украинскими карикатуристами в 1860-ые гг. были А. Вахнянин и Дуткевич во Львове и Ю. Мороз в Коломые. С появлением украинского юмористическо-сатирического журнала «Страхопудъ» (Вена, Австрия, 1863 – 1868) связано постоянное присутствие карикатуры на страницах украинской юмористическо-сатирической периодики. Здесь зародилась украинская политическая карикатура и украинский шарж. Однако, «Страхопудъ», как и большинство тогдашних журналов и газет, не подавал фамилий карикатуристов, а поэтому они до сих пор остаются не расшифрованными.

Во второй половине 19 в. ведущими западноукраинскими карикатуристами, которые сотрудничали с веселой периодикой (львовские журналы «Страхопудъ», «Зеркало», «Нове зеркало») были С. Томасевич, Т. Копистинский, К. Устиянович, Т. Романчук, Л. Турбацкий, Геппен и другие. Они бойко разрабатывали бытовую и политическую карикатуру и шарж. Ряд смелых произведений цензура запрещала.

Иллюстратором первого украинского юмористическо- сатирического журнала на Закарпатье «Сова» Ужгород, 1871) был Ф. Гретц.

УКРАИНСКАЯ КАРИКАТУРА

Украинскую сатирическую графику в этот период также творили и развивали Т. Терлецкий, А. Пилиховский, М. Ивасюк – на Западной Украине, К. Трутовский и П. Мартинович — на Восточной Украине.

В начале 20 в., перед Первой мировой войной, украинская карикатура создала новые произведения и национальный веселый почерк. После революции 1905 г. в России появились первые украинские мористическо-сатирические журналы на Надднепрянщине. Вокруг киевских журналов «Шершень» (1906) и «Хрін» («Хрен») (1908) сплотились ведущие украинские художники-карикатуристы И. Бурячок, Ф. Красицкий, О. Бабенко, В. Ризниченко (Велентий), О. Сластьон, И. Шульга, М. Яковлив (Косинин), П. Наумов (Заступець) и другие. Однако вышеупомянутые журналы царская власть быстро запретила и украинские карикатуристы или перестали рисовать карикатуру, или творили ее для русских юмористическо-сатирических журналов.

Загадочной фигурой того периода остается В. Гулак, который в нач. 1900-х гг. и, очевидно, до 1919 г. создавал карикатуры для многочисленных шутливых открыток и продуцировал их.

Перед Первой мировой войной (1900 – 1914) в Галичине издавали 5 юмористически-сатирических журналов, которые продолжали развивать украинский юмор, сатиру и карикатуру. Кроме старых иллюстраторов журналов, появились новые имена карикатуристов. Постоянным автором журнала «Комар» (1900 – 1905) был художник-карикатурист Я. Пстрак, на страницах «Зеркала» (1889 – 1910) публиковались карикатуры Е. Турбацкого и Я. Пстрака, но особенно выразительными и самобытными были работы, преимущественно шаржи, Я. Струхманчука.В 1900 – 1914 гг. в США украинские эмигранты издавали 4 юмористически-сатирические журналы, в Канаде в 1913 – 1918 гг. печатали 3 украинские юмористически-сатирические журналы.

Известна фамилия (возможно первого?) украинского карикатуриста в диаспоре — В. Малофий, который иллюстрировал журнал «Кадило» (в 1913 – 1918, издавали с перерывами в г. Виннипег, в г. Ванкувер, в г. Торонто), почти в то же время иллюстрировал журнал «Вуйко» (Виннипег, Канада, 1917-18; 1925-26) карикатурист Якив Майданык.

Первая мировая война (1914 – 1918) и национально-освободительная война украинцев (1917 – 1920) позвали к жизни новые творческие идеи и силы. Начала издаваться стрелецкая пресса (пресса Легиона Украинских Сечевых Стрельцов, сокращено — УСС), в частности юмористически-сатирическая («Український самохотник» («Украинский самохотник»), «Самохотник», «Бомба», «Самопал», «Тифусна одноднівка» («Тифусная однодневка»), «Червона калина» («Красная калина»), которую обогащали своими карикатурами и шаржами талантливые художники-стрельцы О. Курилас, О. Сорохтей, Л. Гец и М. Гаврилко.

В этот период в Киеве во время Украинской Народной Республики (УНР) основано издание украинских юмористически- сатирических журналов «Будяк» («Сорняк») (1917), «Ґедзь» («Слепень») (1917 – 1918), «Реп’яхи» («Репейники») (1918), в которых публиковали свои оригинальные карикатуры и шаржи И. Бурячок (Буруля, И. Маляр), О. Судомора, М. Яковлив, И. Косинин, а также иллюстраторы под псевдонимами Стецько, Г.
Злотый, Юрко, П. Коцький, Боф и др.
В междувоенный период (1920 – 1939), невзирая на поражение в национально-освободительной войне, развитие украинской карикатуры продолжалось. В это время появился новый тип карикатуры — советская карикатура, создатели которой выполняли идеологическую волю коммунистической партии и были подконтрольны карательным органам коммунистической системы. В 1920-ые гг.. в подсоветской Украине издавали ряд украинских юмористически-сатирических журналов, среди которых на первое место взошел харьковский журнал «Перець» («Перец») (1922), впоследствии «Червоний перець» («Красный перец») (1927 – 1934). Среди ведущих карикатуристов этого периода — О. Довженко, А. Петрицкий, Б. Кратко, Б. Шаповал (БеШа), М. Коваленко, О. Козюренко, К. Агнит-Следзевский, Л. Каплан и другие.

Период 1920-х — 1930-х годов характеризуется небывалым подъемом украинской карикатуры и шаржа в Галичине. В украинских юмористически-сатирических журналах «Будяк» («Сорняк») (1921 – 1923), «Маски» (1923), «Жорна» («Жернова») (1934), «Зиз» («Косоглазый») (1924 – 1933), «Комар» (1933 – 1939), которые издавались во Львове, создана в частности целая панорама общественно-политической жизни мира, Польского государства и СССР, большая галерея ведущих мировых и национальных деятелей. Мастера веселого карандаша разрабатывали социально-бытовую тематику, реагировали на главные общественно-политические события, остро критиковали галицких вождей, депутатов, общественных деятелей.

Выразительные и самобытные почерки художников, их глубокое знание родных верований, традиций, культуры, истории, высокое национальное сознание, сформировали феномен украинской карикатуры и шаржа 1930-х годов.

Ведущими карикатуристами того периода были: П. Ковжун, Г. Лисовский, М. Бутович, Л. Гец, П. Холодный-младший, Р. Чорний, Я. Гниздовский, Л. Сенишин (Андроник), Г. Пашкивский, М. Левицкий (Лев), О. Карпенко. Особенное место в области шаржа того периода принадлежит О. Сорохтею, который творил оригинальные тонколинийные «сонные» шаржи известных галичан, а Едвард Козак (ЕКО (по-русски ЭКО)) проявил себя блестящим импровизатором карикатуры, творцом новых модерных идей, оригинальным шаржистом. Именно благодаря ЕКО журнал «Комар» в 1930-ые годы обрел невероятную известность в украинском мире и даже в Европе. В 1920-ые гг. существовала т. зв. украинская «таборова преса» (лагерная пресса), достаточно большое количество которой составляли юмористически-сатирические газеты и журналы.

Однако, большинство авторов смешных рисунков, за исключением И. Кучмака и А. Козака, пока что остаются неизвестными. Диаспорная карикатура периода 1920-х — 1930-х годов также изучена мало.

В период Второй мировой войны (1939 – 1945) в подсоветской Украине возродился в 1941 г. журнал «Перец», в котором работали уцелевшие во времена сталинских репрессий художники-карикатуристы. По требованию военных событий развивался сатирический плакат, который творили преимущественно художники-карикатуристы.

Карикатурные рисунки западноукраинских довоенных авторов периодически публиковали западноукраинские
газеты «Краківські вісті» («Краковские вести») (Краков, 1940 – 1944), «Наші дні» («Наши дни») (Львов, 1941 – 1944), «Львівські вісті» («Львовские вести») (1941 – 1944).

Подпольная периодика ОУН и УПА насчитывает несколько юмористически-сатирических журналов: «Оса» (1942 — ?), «Український перець» («Украинский перец») (1944 – 1947), «Повстанське кропило» («Повстанческое кропило») (1944 – 1945), «Хрін» («Хрен»), а также сборники повстанческой сатиры «Двигнем» (1947), «Само історичне» («Самое историческое») (1948), «Свиноматки». Известно, что карикатуры и шаржи к ним, а также антисоветские сатирические листовки рисовали Н. Хасевич, С. Радыш (Сызый), художник под псевдонимом «Астра» и другие.

Из диаспорных изданий в период Второй мировой войны продолжал выходить юмористически-сатирический журнал «Точило» (1930 – 1947?, Виннипег Канада), в котором часто появлялись карикатуры М. Волошина.

В послевоенные годы ведущие украинские советские карикатуристы объеденились вокруг единственного юмористически-сатирического журнала «Перець» («Перец»). К известным мастерам добавились новые — А. Арутюнянц, И. Александрович, С. Герасимчук, В. Гливенко, В. Зелинский, В. Литвиненко, А. Василенко, К. Заруба, В. Григорьев и другие. По заданию КПСС иллюстраторы журнала «Перец» разрабатывали
антинационалистическую тематику, разоблачали капиталистов, прославляли «счастивую» советскую жизнь. Ценность их творений составляют карикатуры на социально-бытовую тему, а также шаржи на известных культурно-художественных деятелей.

По поводу этого стоит вспомнить эпиграмму Абрама Костовецкого «Художникам-карикатуристам»:
И обжоры Уолл-Стрит,
И гангстеры, и лорды, —
Все расписаны как следует.
Вот это натюр-морды!
(Из кн. А. Костовецкий. 100 пострілів. – К.: Радянська Україна, 1973. — С. 27.; произвольный перевод).

Индивидуальный смешной рисунок в УССР творил художник-иллюстратор А. Базилевич, в частности к юморескам С. Руданского и к «Энеиде» И. Котляревского. Большинство авторов журнала «Перец» также украшали своими веселыми произведениями книжки украинских советских сатириков и юмористов, рисовали сатирические плакаты.

С 1960-х стали появляться отдельные издания ведущих карикатуристов — альбомы их произведений: И. Александрович (1962, 1963, 1991), А. Арутюнянц (1967, 1968, 1971, 1977, 1980), К. Агнит-Следзевский (1968), С. Герасимчук (1968, 1980, 1985), В. Гливенко (1971, 1981), А. Базилевич (1976) и другие. Увидел мир альбом карикатур «Гостинці з України» («Гостинцы из Украины») (К.: Мистецтво, 1989).

К карикатуре прибегали много украинских советских художников — свободные мастера и преподаватели вузов. В частности, здесь стоит вспомнить известных львовских художников-шаржистов: Э. Мисько, В. Патык, П. Грегорийчук, М. Илку, Е. Безниско.

Свободное украинское искусство в связи с событиями Второй мировой войны перенеслось на целых полвека на Запад. В первую очередь заявила о себе так называемая украинская «таборова преса» («лагерная пресса»), которая представлена многими юмористически-сатирическими газетами и журналами, однако их авторы, в т. ч. и карикатуристы, преимущественно спрятаны за псевдонимами.

Самую большую популярность в послевоенные 1940-ые годы приобрели такие украинские юмористически-сатирические журналы в Европе: газета «Оса» (1945 – 1947, Римини (Италия), 1947 – 1948, Лондон и Шеффилд (Великобритания), которую иллюстрировали О. Слупчинский (Го-Го), В. Каплун и А. Климко; «Запроторений комар – Їжак» («Запроторенный комар — Еж») (1946 – 1948, Ельванген, Мюнхен, Германия), который иллюстрировал карикатурист под псевдонимом «ДЫМ» (М. Дмитренко?); «Лис Микита» («Лис Никита») (1948 – 1949, Мюнхен, Германия), который творил выдающийся карикатурист Э. Козак (ЕКО), карикатуры которого в тот период перепечатывали ведущие европейские журналы. В 1946 г. в лагере дивизионников (Римини (Италия) появилась печатью книжица шаржей О. Слупчинского (Го-Го) с эпиграммами «Зібралася кумпанія» («Собралась компания.»).

Впоследствии главные карикатурные силы объединились вокруг дисапорных украинских юмористически-сатирических журналов «Комар» (1949 – 1950, Виннипег, Канада), «Мітла» («Метла») (1949 – 1976, Буэнос-Айрес (Аргентина) и «Лис Микита» «Лис Никита» (1951 – 1991, Детройт (США). Их иллюстрировали такие художественные величины как Э. Козак (ЕКО), М. Левицкий (Лев, Ворон), Я. Гниздовский, А. Климко, О. Слупчинский (Го-Го), В. Каплун, М. Цымбал, Б. Крюков и другие.

Наибольшая заслуга в развитии украинской карикатуры и шаржа принадлежит выше упомянутому Э. Козаку (ЕКО) (1902 – 1992), который кроме долговечного издания журнала «Лис Микита» («Лис Никита»), проиллюстрировал десятки книжек диаспорных авторов, издал три альбома своих карикатур: «Українські жартівливі пісні в картинах» («Украинские шуточные песни в картинах»). Комплект из 8 цветных открыток (Мюнхен (Германия), 1949 г.; «В 50-річчя УСС». «В 50-летие УСС». Комплект из 12 цветных карточек (Нью-Йорк (США): Червона калина, 1965 г.); «Село» («Деревня»). Альбом карикатур. Комплект из 16 цветных открыток (Мюнхен (Германия), 1956). Книжку авторских карикатур «Сміхоліна» («Смехолина») издал в 1966 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) и Б. Крюков.

Талантливые карикатуристы-украинцы работали на заказ иноязычной прессы. Так львовский художник Т. Терлецкий в 1890-е гг. рисовал карикатуры для ведущего польского журнала «Tygodnik иlustrowany» и немецкого журнала «Fliegende Blutter» (Мюнхен); львовский карикатурист Э. Козак (ЕКО) работал в немецкоязычном журнале «Krakauer Zeitung» (Краков, Польша, 1940 – 1941) и на киностудии «Jam Handy Film Studio» (Детройт, США, 1952 – 1957) как художник многосерийных цветных юмористических телерисунков; О. Даркович (А. Дарк) рисовал юмористические сюжеты для рекламы ведущих английских компаний в кон. 1930-х (Англия); в немецких и швейцарских журналах с 1990-х появляются карикатуры украинца, который живет в Швейцарии, Л. Вынныка. Ряд современных карикатуристов из Украины публикуют свои произведения в прессе разных стран.

Участие украинских мастеров карикатуры и шаржа в русскоязычной прессе, к сожалению, не исследовано.

Период Независимости (с 1991 г.) представил нам новые таланты в области украинской карикатуры. Авторы веселых рисунков до недавнего времени были сплочены вокруг двух украинских сатирически-юмористических журналов «Перець» («Перец») (Киев), который прекратил свое существование в конце 2013 г., и «Всесміх» (1991 – 2011), который издавала украинская диаспора в г. Торонто (Канада). Часто карикатуры, дружественные и недружелюбные шаржи на властный олимп Украины можно увидеть на страницах общеукраинских популярных газет «День», «Україна молода» («Украина молодая») и «Дзеркало тижня» («Зеркало недели»), а также в интернет-сети.

Среди ведущих карикатуристов Украины 1990-х — 2000-ных — А. Василенко, В. Солонько, Ю. Журавель, И. Бежук, Г. Майоренко, О. Монастырский, А. Кохан, Н. Капуста, А. Казанский, К. Казанчев, В. Фльорко, В. Чмирев, О. Дергачев, В. Казаневский, Ю. Кособукин, О. Гуцол, В. Адамович, В. Лазунько, В. Шевченко, И. Савлюк, В. Вознюк, О. Смаль, С. Федько, В. Ширяев, В. Сингаивский, М. Дмитрух, Б. Ших, А. Крицун, О. Николаец, О. Жмур, Ю. Лищенко и другие.

В диаспоре активно творили карикатуру украинские канадские карикатуристы И. Яцив (г. Виндзор) и В. Магас (г . Оранжвил). Серию цветных шутливых открыток на гуцульскую тематику, которая преобрела большую популярность,  нарисовал и издал потомок украинских эмигрантов Н. Ныкильчук (Nykola) из г. Садбури.

Много современных украинских карикатуристов издали свои альбомы карикатур, иллюстрируют книги юмористов и сатириков, принимают участие в Международных конкурсах и выставках карикатуры и завоевывают гран-при. Среди изданий: Львів сміється. Виставка шаржів / Упор. С. Стець (Львів, 1999. — 16 с.);

Моцар І. Доленосні чудасії. карикатури. (Полтава: Астрея, 2000. — 72 с.); Моцар І. Цьвох і вашим капець. Карикатури. (Полтава: Астрея, 2001); Карикатуристи України. Альбом (К.: Асоціація карикатуристів, 2003. — 112 с.); «Архігум: 1983 — 2003» (К., 2003), Василенко А. Ой, там, нагорі… Дружні шаржі (К.: Нора-друк, 2004. — 31 с.),Чмирьов В. Чверть століття у журналі «Перець»… Карикатури (К.: Нора-прінт, 2004. — 23 с.); «Маріуполь сміється». Перший міжнародний конкурс карикатур «МАРС-2006» (без місця й року видання), Василенко А.

Весела світлиця. Карикатури (К.: Сільські вісті, 2005. — 112 с.), Чмирьов В. Карикатури (К.: Літопис-ХХ, 2009. — 48 с.), Смаль О. Best слів. Карикатура. (К.: Дзеркало тижня, 2009. — 71 с.).
К Международным конкурсам карикатуры «Независимость» Ассоциация карикатуристов в 2000-ные гг. издавала каталоги.
В 1980-ые гг.. в Днепропетровске активно действовало объединение приднепровских карикатуристов «ГОПАК».

С 2002 г. в Украине действует общественная организация «Ассоциация карикатуристов», которую возглавляет К. Казанчев. В 2007 г. она насчитывала 27 членов. Эта ассоциация издает каталоги выставок и альбомы своих членов, организует выставки.

В 2000-ные в Киеве существует Общество художников-карикатуристов, которое возглавляет А. Кохан.
Клубы и общества карикатуристов действовали или действуют в нескольких больших городах Украины.

С 1991 г. в Украине проводятся акции: выставки киевского клуба карикатуристов «Архігум», выставка шаржей «Львів сміється» (1999), Международный симпозиум карикатуристов (Львов, 1999), «Станіславська карикатура-2000» (Ивано-Франковск, 2000), конкурс карикатур «Кохання без слів!!!» (Львов, 2001), Международный конкурс карикатур «Незалежність» (Киев, с 2001), Фестиваль карикатуры и комикса (Львов, 2003), Фестиваль современной карикатуры «Архігум» (Киев, с 2004);

Международная выставка карикатур «Карлюка» (Полтава, с 2005), Выставка политической карикатуры на День журналиста (Киев, 2006), Конкурс карикатуры «Марс-2006» (Мариуполь, 2006), передвижная выставка «Карикатура від «Українського тижня», (2008) Выставка карикатур и шаржей (Львов, 2010) и много др.

Заметное развитие элементов карикатуры в современном украинском сатирическом плакате, в украинских комиксах и шуточных открытках (юмористически-сатирическая филокартия), в  мультфильмах, в малой скульптуре и в смешных сувенирах.

2012-2013 гг.


Leave a Reply

20 − three =