Турецкая карикатура, Румен Ковачев

Турецкая карикатура впервые появилась   в   1870   году   на   страницах   24-го номера юмористического журнала „Диоген” (редактор Теодор Касап). Рисунок без подписи автора, за которым последовали и другие, знаменует начало развития этого вида искусства в стране.

Можно указать множество причин запоздалого    появления    карикатуры  в Турции. Наиболее существенна, пожалуй, та, что кроется в предрассудке религиозного естества — запрете изображать человека художественными средствами. Люди искусства во времена Османской империи посвящали себя главным образом декоративной каллиграфии, ювелирному ремеслу, резьбе по дереву, росписи фарфора, обработке мрамора. С другой стороны, Турция длительное время оставалась отгороженной глухой стеной от какого бы то ни было внешнего влияния, образовательной системой управляло мусульманское духовенство. Искусство строжайшим образом руководилось султанским дворцом, без высочайшего разрешения которого невозможно было осуществить ни одного творческого намерения. Такие порядки не благоприятствовали развитию карикатуры — искусства, нацеленного на критику недугов общества и теократической монархии.

Во второй половине XIX века, в 70—80 годах, в Турции намечаются известные тенденции к демократизации. В юмористических изданиях все чаще   можно   встретить   произведения, осмеивающие падишаха и его приспешников,    предпринявших в  1876 году попытку утвердить в парламенте — меджлисе — законопроект по вопросам печати. Благодаря единодушному отпору со стороны народных представителей этот опыт провалился. По этому поводу в протоколах турецкого парламента   сохранились   весьма   любопытные комментарии   относительно   сути   карикатуры. Там. например, сказано, что она направлена против существующего строя, а также противоречит национальным традициям, не является серьезным искусством, чужда турецкому обществу, противоречит религиозным принципам и т. н. Законопроект был отброшен. Но вскоре султан разогнал и сам меджлис, а тем самым покончил и с демократическими идеями.

Принятие конституции 1908 года снова вызвало оживление в политической и общественной жизни страны. Стали издаваться юмористические журналы. Уже на первых порах широкую популярность завоевали карикатуры Джема, сотрудничавшего в журнале „Калем” („Карандаш”). В последствие  художник основал собственный журнал, назвав его своим именем „Джем”. Этот карикатурист творил в период относительной общественной свободы, его рисунки отличались остротой и злободневностью, снискав автору славу бесстрашного борца за справедливость. Его искусство, а также выпускавшийся им журнал  в  целом,  представляют  собой достойный подражания пример гражданской и творческой доблести. Власти не слишком долго мирились с нападками Джема, в конце концов вынудив его отойти от дел.

Завершение так называемого „периода Джема” совпало с творческими успехами ряда других художников, преимущественно графиков, создававших кроме афиш и рисунков еще и карикатуры.

После установления республики среди карикатуристов особенно выделялись имена Рамиза и Джемала Надира. Первый из них долго и плодотворно трудился в нескольких еженедельниках. Второй же с 1928 года печатал свои карикатуры в ежедневных газетах, радуя читателей „Акшам” („Вечер”). Прису¬щая ему незамысловатая манера, доступная пониманию каждого, способствовала популяризации этого вида искусства. Рамиз и Надир возродили турецкую карикатуру к новой жизни. В этот период она затрагивает жгучие социальные проблемы, участвует в усилиях по созданию и укреплению государства нового типа, пропагандирует единство нации. Тиражи периодической печати тем не менее оставались незначительными ввиду неграмотности народных масс.

В канун второй мировой войны и все военные годы Джемал Надир и Рамиз активно выступают против фашизма. Их карикатуры появляются на страницах   журналов „Акбаба” („Белоголовый орел”),    „Карикатура”,  “Мизах ” (.”Юмор”) и „Йени сабах” (“Новое утро”). Особая     заслуга     обоих     авторов заключается в том, что они воспитали себе достойную молодую смену. Из молодых  прежде  всего  стоит   отметить Орхана Урала, работавшего в ежедневной печати и Наджима Рызу. выбравшего журнальное поприще. Приток свежих сил в карикатуру совпал с установлением многопартийной системы, ослаблением политических авторитетов, с формированием нового представления об обществе, о роли в нем политики и искусства. В изменившейся ситуации ярко проявился талант Шевки Чанкая. Другой карикатурист (хотя правильней было бы назвать его рисовальщиком), Салих Эримез долгие годы возвращался к комичным случаям из прошлого, к временам Османской империи. Седана Нури Илери отличает завидное чувство композиции, отрицательное  отношение  к  самоцельности, высокий   профессионализм   и   скрупулёзная деталировка.

В 1942—43 годах хорошо показала себя целая плеяда карикатуристов, которую позже стали называть „средним поколением”. В это время газетные и журнальные страницы пестреют произведениями таких авторов, как Селма Эмироглу,  Мим Уйкусуз, Семих Балджиоглу, Турхан Селчук и Нехар Тьоблек. В пору поисков собственных творческих путей эти одаренные молодые люди явно тяготели к Джемалу Надиру. Влияние маститого мастера сказалось и на следующем поколении художников. Это и  Эфлятун  Нури  Эркец, и Али Улви  и Ферух Деган, Алтан Эрбулак, Ведри Керман, которых условно можно было бы считать молодой ветвью „среднего поколения”. За ними следуют Алчин Тюзеджан, Алчин Четин, Тегур Яшар, Огуз Арал, Мыстык, Суат Ялаз, Фюсенк и Синак Мумджу. Эти авторы трудятся рука об руку с Семихом Балджиоглу, Мимом Уйкусузом, Турханом Селчуком, Нехаром  Тьоблеком   и   Шади   Димчагом.
   Переходный   период к многопартийной системе характеризовался в Турции стремлением к демократическим преобразованиям и реализму, что явно отразилось на творчестве этих карикатуристов. В художественном отношении большинство из них ставило себе целью создавать карикатуру, которая не нуждалась бы в словесном объяснении. Новая эстетика, сторонниками которой они были, отвергает в качестве приема диалог между двумя „действующими лицами”, приобщая читателя к так называемому „рисунку без слов”, требующему активной работы мысли.

   С дешевыми шуточками трактирного толка было быстро покончено. Юмористы и карикатуристы всерьез задумались над тяжелой участью своего народа. Среднее поколение творцов вполне сознательно совершило этот шаг, развитие карикатуры пошло по пути „рисованного юмора”, сочувственно относящегося к простому человеку.

   Хусейн Мумджу был первым карикатуристом, затронувшим наболевшие проблемы турецкого села того времени.
Насущные вопросы современности отражали на страницах журнала „Марко-паша” Мим Уйкусуз, Мустафа. Продолжили эту новую тенденцию Ферух Доган, Семих Балджиоглу, Али Улви, Ялчин Четин, Турхан Селчук, Тонгуч Яшар, Зеки Бейнер, Эфлятун, Нури, Мезай Юлген, которые публикуют свои карикатуры в периодике, издают альбомы, организуют выставки.

  Развитие современной турецкой карикатуры продолжается и в других аспектах. К ним следует отнести повествования в рисунках, комиксы, рисованную мультипликацию, малую карикатуру, керамические шаржи и некоторые другие жанры.
  В этих областях турецкие художники также добились обнадеживающих результатов.

Румен Ковачев

Перевод Розы Брани

Журнал «APROPO» (София)  1986 г.

 


Leave a Reply

five + 11 =