Социально-политические очерки Бальзака начала 30-х годов XIX века и журнал “Карикатура”. А. И. Засимова.

Источник: Известия Воронежского госпединститута, том XXI, кафедра русской и зарубежной литературы, 1956 г. – С. 177-194.

В статье рассматривается связь Бальзака с республиканской, народной оппозицией к Июльской монархии через журнал “Карикатура”. Это помогает выявить многие передовые, прогрессивные стороны мировоззрения писателя, явившиеся основой его реализма. Уделяется внимание его сотрудничеству с лучшими художниками-реалистами республиканского, революционного лагеря Домье, Гранвилем, Травьесом, Филипоном и др., которое имело благотворное влияние на развитие и углубление реалистического метода и эстетики Бальзака.

Статья не претендует на полное освещение связи Бальзака с республиканцами и живописцами-реалистами эпохи – это вопрос большого исследования.

Ф. Энгельс в своем письме к М. Гаркнес вскрывает глубочайшие противоречия Бальзака-легитимиста, высоко оценив то обстоятельство, что Бальзак с нескрываемым восхищением изобразил республиканцев, защитников народных интересов его времени, которых сейчас французские коммунисты называют своими предшественниками.

“Единственные люди, о которых он всегда говорит с нескрываемым восхищением, это его самые ярые политические противники, республиканцы-герои улицы Clottre Saint Merri, люди, которые в то время (1830-1836) действительно были представителями народных масс. Я считаю одной из величайших побед реализма, одной из наиболее ценных черт старика Бальзака то, что он принужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, то, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов, и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти”.

Чтобы понять прогрессивные стороны мировоззрения Бальзака, необходимо изучить его отношение к Июльской монархии, к народу и республиканцам.

Республиканцы изображены уже в ранних романах 20-х годов.

Оценив превосходство республиканцев над людьми буржуазного общества, их бескорыстную преданность народу, убежденность и принципиальность, Бальзак со всею остротою осознал и передал в “Человеческой комедии” порочность буржуазного и дворянского общества. Положительные образы республиканцев и людей из народа проходят на протяжении всего творчества Бальзака.

1 Pierre Daix. Balzac oujourdhui, Humanite, 24/VI 1949.

2 К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, ГИПЛ, 1948, стр. 406.

Бальзак хотел написать произведения, специально посвященные изображению республиканцев, и включить их в “Человеческую комедию”. Об этом говорят названия произведений, которые писатель не успел написать: “Солдаты республики” и “Республиканцы”.

Изучение социально-политических очерков Бальзака начала 30-х годов открывает перед нами замечательную страницу жизни и творчества писателя. Из них мы узнаем, что Бальзак был тесно связан узами дружбы с республиканцами через журнал “Карикатура”. Он лично знал их, общался с ними, поэтому сумел создать яркие, запоминающиеся образы республиканцев.

Став активным сотрудником журнала “Карикатура” с 1830 года с момента его основания, Бальзак оказался в среде художников-республиканцев Домье, Гранвиля, Травьеса, Филипона и других, которые создавали и отстаивали реалистическое народное искусство. Лучшие из названных, например, Домье и Гранвиль, поднялись до высот революционного искусства. Общение с лучшими художниками-республиканцами не прошло бесследно для мировоззрения писателя. Большинство очерков, и притом наиболее оппозиционных к Июльской монархии, было написано до того, как он стал сотрудничать в прессе легитимистов, до 1 января 1832 года. И после этого он продолжает сотрудничать в “Карикатуре” еще полтора года.

Став легитимистом, он во многом расходится с ортодоксальными легитимистами. И эти расхождения с ними во многом навеяны республиканцами.

Сотрудничество с художниками-реалистами и демократами в начале 30-х годов, когда оформлялся реалистический метод писателя, имело большое значение для развития творчества Бальзака. Попав в “Карикатуру”, Бальзак оказался в гуще оппозиционной и классовой борьбы эпохи. В связи с этим очень важно выяснить место Бальзака в оппозиционном движении.

Так как в результате революции 1830 года к власти пришла только крупная буржуазия. Июльская монархия вызвала широкое оппозиционное движение. Недовольны были дворяне, утратившие свои привилегии. Они образовали оппозицию легитимистов, куда входили крупные землевладельцы, рантье из класса помещиков, значительная часть духовенства, военная и гражданская администрация, которая была верноподданнической в годы реставрации.

К. Маркс говорит о том, что промышленная буржуазия составляла часть официальной оппозиции.

В оппозиции находилась также мелкая и средняя буржуазия, не получившая политических прав. Все они по-разному выражали несогласие с Июльской монархией. Но самой сильной и самой радикальной была оппозиция народная. Монархия Карла Х была свергнута силами народа. Главную массу восставших составляли рабочие, мелкие ремесленники, также студенты. Во время революции народ проявил свое мужество, храбрость и самоотверженность, но в силу отсутствия руководства, слабеет республиканской партии народной победой предательски воспользовалась крупная буржуазия, которая ничего не сделала для победы над феодальной монархией. Многие буржуа надели свои мундиры национальная гвардии в дни революции только для того, чтобы защитить свои лавки, поддержать “порядок”, а большая часть буржуазии трусливо пряталась

в подвалах.

Революция, на которую народ возлагал большие надежды, не принесла ему никакого облегчения. Народ возненавидел Июльскую монархию.

1 К Маркс. Избр. Соч. в 2. томах, т. 1, ГИПЛ. М 1948. стр. 112.

К. Маркс в работе “Классовая борьба во Франции” писал об умеренном недовольстве Июльской монархией буржуазии, отстраненной от власти, и о непримиримой ненависти к ней народа, который хотел уничтожения ненавистного правительства.

“Не участвовавшие во власти фракции французской буржуазии кричали: “Коррупция!” Народ кричал: “Долой крупных воров! Долой убийц!”.

После революции 1830 года вспыхнули рабочие восстания. Высокие налоги, низкая заработная плата, дороговизна на предметы широкого потребления, безработица, которая постигла многих рабочих во время кризиса, заставили лионских рабочих 21 ноября 1831 года взяться за оружие. Рабочие выдвигали свои социальные требования: они хотели установления республики и уничтожения власти фабрикантов и богачей.

Ленин отмечал, что требование республики было пролетарским, буржуазия была в это время монархической.

Лионское восстание 1831 года вызвало волнение во всей стране. В 1832 году в Париже произошло республиканское восстание, носившее характер классового столкновения между пролетариатом и буржуазией. В 1834 году разразилось второе Лионское восстание.

Самой близкой к народу партией была партия республиканцев. Но она не имела общей программы и единого руководства. Состав ее был разнообразен. В нее входили представители мелкой буржуазии, интеллигенция, полупролетариат мануфактур и рабочие. Среди республиканцев было революционное и оппортунистическое крыло.

Революционное крыло республиканцев принимало участие в крупнейших рабочих восстаниях, вело активную агитацию в массах, направленную против Июльской монархии. Оппортунистическое крыло, критикуя Июльскую монархию, выступало против вооруженных восстаний. Большую роль в разоблачении Июльской монархии играли республиканские газеты и журналы. Особенно среди них выделялись смелой критикой существующего строя и распространением революционных идей газета “Глянез” и журнал “Карикатура”. В них отразилась позиция революционного крыла республиканцев.

Журнал “Карикатура”, как и “Шаривари”, был основан талантливым художником и журналистом, убежденным республиканцем Шарлем Филипоном. Будучи человеком деятельным и энергичным, он сплотил вокруг журнала крупных художников. Здесь сотрудничали Домье, Гранвиль, Травьес, Форе и другие.

Ведущее место в журнале занимала политическая карикатура. Перечисленные художники создавали искусство для народа, они жили его интересами. В журнале нашли отражение крупнейшие восстания эпохи и отдельные столкновения между рабочими и буржуазией.

Исходным моментом в отношении лучших художников “Карикатуры” к народу являлось признание за ним права на верховную власть в государстве. Они считали, что Июльская монархия должна быть уничтожена силами народа и в интересах его. Образцом революционной мощи народных масс являлась для республиканцев борьба народа в революции 1789 года.

В многочисленных карикатурах журнала предвещается падение Июльской монархии в результате народной революции. Художники-республиканцы отражали народную оппозицию к буржуазному правительству. Художники неустанно доказывали неприемлемость Июльской монархии, так как она невыносима для народа.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. соч. в 2 томах, т. 1, ГИПЛ, М., 1948, стр. 114.

2 В.И. Ленин. Соч., т., 17, ГИПЛ, 1948, стр. 368.

Многие карикатуры отражали исключительно тяжелое положение трудящихся, разоренных бесчисленными налогами. Они постоянно разоблачали преступный характер июльского правительства. Очень часто Луи-Филипп и члены правительства изображались ворами и убийцами. В крупной буржуазии и в Луи-Филиппе художники-республиканцы видели душителей народной революции 1830 года.

Журнал подвергался постоянным судебным преследованиям. В 1832 году Бальзак писал, что только за один год было 23 судебных процесса.

Шарль Филипон зажигал сотрудников журнала своей беспредельной преданностью народу и ненавистью к его врагам, своим мужеством стойкостью и неустанной энергией.

Частые судебные процессы против журнала он использовал как трибуну для разоблачения буржуазного правительства. На суде Филипон не опровергает обвинения, что своими карикатурами он побуждает народ к восстанию, считая это своим достоинством.

“Меня обвиняют в том, что я возбуждаю в народе ненависть и презрение к правительству, то есть призываю к восстанию – следовательно, я один из тех людей, кто вышел из революции с чистыми руками и с чистой совестью”.

После этого суда Филипон поместил в “Карикатуре” статью “Два слова о моем заключении”, в которой он писал, что, невзирая на все преследования, “Карикатура” останется верным зеркалом политических обманов правительства. Журнал будет показывать нищету и бесправие народа, умирающего с голода, хотя ему должны принадлежать все права.

“Правители, вы хотите спрятать свою отвратительную наготу под королевской одеждой! Вы, дрожа, просите убежища в неприкосновенности монарха!… Мы будем вас освистывать, высмеивать! Вы не осмелитесь больше показать публично свои гнусные лица, так как народ их будет очень хорошо знать. Он будет видеть выставленные в лавке ваши портреты, исполненные на совесть!”.

Филипон был очень остроумным и изобретательным художником, с его легкой руки исключительно широкое распространение во Франции 30-х годов получил карикатурный образ короля-груши. Обратив внимание на то, что голова Луи-Филиппа из-за массивных, раздавшихся в стороны скул, имела несколько грушеобразную форму, художник изобразил голову короля в виде груши. Французское слово poire, помимо того, что оно употребляется в значении груши, имеет еще и другие значения: балбес, дурак, тупица. “Груша”, став символом глупости и ограниченности буржуазного короля, получила большую известность в народе. Парижские мальчишки покрывали стены и заборы Парижа рисунками груш с оскорбительными надписями, высмеивая короля. Об этом рассказывает карикатура О. Буке, помещенная в журнале 3. Трое детей рабочих рисуют мелом на стене дома грушу, тут же красуется надпись “Voleur” (вор).

Домье и Гранвиль за свои карикатуры тоже неоднократно сидели в тюрьме. Журнал пользовался большим успехом и способствовал тому, что Луи-Филипп стал самым ненавистным и презренным в народе из всех французских королей. Карикатуры, опубликованные в журнале, издавались еще отдельными альбомами фирмой Обера, владельца журнала, а образцы карикатур выставлялись в витринах его магазина, у которого всегда толпился народ, с удовлетворением рассматривавший карикатуры.

Бальзак был очень активным сотрудником журнала с момента его основания. Текст первых семи номеров “Карикатуры” принадлежал только его перу.

1 Caricature, 24/XI 1831.

2 Там же, 24/XI 1831.

3 Там же, 30/IV 1831.

За время с 1830 года по 1832 год из 99 номеров журнала только в 12 не было статей и очерков Бальзака, а в остальных их было чаще всего несколько. С 1833 года Бальзак, начавший осуществление. замысла “Человеческой комедии”, пишет в журнале меньше, затем совсем прекращает печататься в этом журнале. Писатель поддерживал журнал и материально, его имя встречается в списках людей, вносящих деньги для уплаты штрафов, которыми облагался редактор журнала Филипон.

В статье “Причина нашего перерыва” Бальзак обращался к читателям “Карикатуры” как во всем солидарный с журналом сотрудник. Он заверяет читателей в том, что связь с Филипоном уже установлена и журнал будет выходить регулярно.

Бальзак с большой симпатией и уважением пишет о Филипоне, который, будучи больным и находясь в заключении, мужественно переносил все преследования, продолжая руководить журналом. Бальзак заявляет в этой статье, что преследования не остановят борцов.

Писатель очень часто использовал темы карикатур художников-республиканцев для своих очерков, а иногда очерки Бальзака давали в свою очередь темы для карикатур журнала. Но сходство очерков Бальзака и карикатур художников-республиканцев не только в тематике. Писатель разоблачал политическую и социальную жизнь Июльской монархии, как ч художники-республиканцы, исходя из интересов народных масс. Из очерков видно, что Бальзак отражает многие стороны народной оппозиции к Июльской монархии. Очерки обнаруживают расхождения Бальзака с легитимистами и его близость к республиканской народной оппозиции.

С большой смелостью, как и республиканцы-карикатуристы, в своих очерках и статьях он разоблачает министров, членов Палаты, депутатов, не щадя и короля. Писатель клеймит Июльскую монархию за ее преступность и антинародность. Он прямо говорит, что члены правительства – это шайка воров, которые стоят у власти, чтобы самым бесстыдным образом грабить народ.

В своих очерках он показал, что все гнусные преступления буржуазного, антинародного правительства возглавляет Луи-Филипп. Гротескный образ короля, вора, обманщика и лицемера, изображен в очерке “Сеанс в отеле мыльных пузырей”2. Заслуживает внимания перечень французских королей, имеющихся в очерке, относящихся к династии Бурбонов. Он говорит не об их заслугах перед государством, а о том, какими богатствами страны они сумели воспользоваться, какой был размер их цивильного листа. Бальзак расходится с легитимистами в своем непочтительном отношении к династии Бурбонов.

Народный гнев и ненависть к буржуазному правительству с исключительно большой силой выражены Бальзаком в очерке “Китайский способ высмеивать сборщиков податей”, где описывается Китай, но имеется в виду Франция. Члены Июльского правительства изображены в виде полчища грабителей, с их предводителем во главе, который беспощадно грабит народ. Имеется в виду, что предводителем является Луи-Филипп.

“Так как эти животные оказались голодными, обычные ресурсы стали далеко не достаточными. Были созданы новые налоги, ими облагалось все. Китаец не мог сделать шага, сказать слова, даже выпить воды, не заплатив налога. Он платил, чтобы иметь голову, глаза, легкие, иначе говоря, он подвергался обложению за каждую дверь, за каждое окно. Цена на вдыхаемый воздух сделалась тогда чрезмерной”.

1 Caricature, 28/VI 1832.

2 Там же, 16/VI 1831.

3 Там же, 8/XII 1831.

Очерк может быть иллюстрацией к характеристике Июльской монархии, данной К. Марксом, который писал, что она “… была не чем иным как акционерной компанией для эксплуатации французского национального богатства”.

Этот очерк имеет очень большое сходство с карикатурой Гранвиля и Форе № 128, помещенной в журнале месяц спустя после упомянутых очерков Бальзака. Луи-Филипп и члены Июльского правительства навалили на спину оборванного, худого и обессилевшего рабочего огромные тюки которые символизируют собой налоги: подушный, косвенный, налог на соль, табак, вино и др. Рабочий, олицетворяющий весь французский народ, согнулся от непосильной тяжести, он едва стоит на ногах, но Луи-Филипп еще хочет положить на него свою ношу, на которой написано:

“Цивильный лист в 14 миллионов”.

Сходство очерка Бальзака и приведенной карикатуры художников-республиканцев в том, что буржуазная монархия подвергается критике с народных позиций, она обличается потому, что невыносимо тяжела и. следовательно, неприемлема для народа.

Многие очерки невозможно понять без образов политической карикатуры журнала. В этих случаях особенно очевидна солидарность Бальзака с обличительными карикатурами журнала. Ярким примером этого может служить очерк “Шесть степеней преступлений и шесть степеней добродетели”. Под “добродетелями” подразумевается реакционная политика правительства и мораль торжествующей буржуазии, а под “преступлениями” – стремление народа отстоять свои права и улучшить жизнь. “Преступлением”, с точки зрения буржуазии, является народное восстание. Бальзак безоговорочно одобряет “преступления” народа и не согласен с “добродетелями” буржуазии.

Чтобы понять названные очерки Бальзака, нужно иметь в виду анонимную карикатуру за № 70, помещенную в журнале 30 июня 1831 года. Луи-Филипп здесь остроумно и метко изображен душителем революции 1830 года. Расплывшийся от жира король нарисован в виде маляра, замазывающего на стене революционные лозунги и следы от пуль. За эту карикатуру Филинон был посажен в тюрьму.

В своем очерке Бальзак с возмущением говорит о том, что правительство считает преступлением говорить правду о короле. Он пишет, что “преступлением” является “Опубликовать карикатуру, представляющую правительство в виде дядюшки Гашо (pere Gacheau) занятого замазыванием следов июльских пуль”.

Бальзак намекает на преследование Филипона за правдивую карикатуру на короля. Он с осуждением говорит, что уничтожение следов революции считается вполне законным делом. В очерке мы читаем, что пятой степенью “добродетели” считается: “Покрыть штукатуркой следы упомянутых пуль”.

Писатель разделяет возмущение народа Июльским правительством, которое воспользовалось его победой. Он пишет, что третьей степенью “преступления” является: “Осмелиться утверждать после революции, что произошла революция, и требовать ее результатов”.

Резко отзываясь в очерках о Луи-Филиппе, Бальзак выражает неприязнь французского народа к монархии. К. Маркс о ненависти народа к Луи-Филиппу писал:

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв. в 2 томах, т . 1. ГИПЛ, М, 1948, стр. 114.

2 Caricature, 12/1 1832.

3 Там же. 15/XII 1831.

4 Там же.

5 Там же.

“То, что народ инстинктивно ненавидел в Луи-Филиппе, был не сам Луи-Филипп, а коронованное господство класса, капитал на троне”.

В очерках Бальзака отражена неприязнь к Луи-Филиппу, именно как к буржуазному королю. С большой иронией он подчеркивает пошлость и ограниченность короля буржуазии в очерке “Филипотен”.

Ирония в очерке достигается благодаря тому, что бакалейщик, восторгаясь Луи-Филиппом, называет его “своим” королем, королем бакалейщиков.

В очерке “Неделя палаты депутатов” писатель подчеркивает, что король ничем не выделяется среди пошлой и серой массы буржуазии. Описывая членов палаты депутатов, буржуа в воскресный день, когда они не должны быть на заседаниях, произносить и слушать речи, читать газеты, когда они заняты только своими семейными делами, Бальзак замечает, что депутаты счастливы, как конституционный король. Имеется в виду Луи-Филипп.

Выразителен сам характер данного сравнения. Не король сравнивается с буржуазией, а буржуазия с королем. Этим еще сильнее подчеркивается, что король является воплощением худших качеств буржуазии, так как в сравнении тот предмет, с которым сравнивается, является более ярким воплощением определенных качеств по сравнению с тем предметом, который сравнивается.

Исключительно резко, в отталкивающих гротескных образах описывается Бальзаком буржуазное правительство в очерке “Великие акробаты”. Этот очерк, как и многие другие, имеет большое сходство с республиканской карикатурой не только по идейной направленности, но и по своей гротескной форме. Образы этого очерка как будто очерчены кистью художника-карикатуриста.

В “Карикатуре” можно насчитать большое число карикатур, в которых члены Июльского правительства нарисованы в виде циркачей и шарлатанов, обманывающих народ. У Бальзака Июльская монархия изображена в виде низкопробного балагана. Ведущую роль в нем играет ловкий канатный плясун Фориосо – министерство. Описывая Фориосо, Бальзак подчеркивает реакционность Июльской монархии.

“Его система не в том, чтобы идти вперед, его танец состоит из маленьких прыжков назад”.

Писатель тонко подчеркивает, что Фориосо своей реакционной политикой осуществляет волю короля. Проделывая ловкие скачки на правительственной веревке, вместо балансира он держит в руке зонт, который указывает на связь с Луи-Филиппом. Современникам был очень хорошо понятен этот намек. Республиканская карикатура зло высмеивала лицемерие Луи-Филиппа, который хотел снискать популярность в народе, как король-гражданин. Известно, что после революции Луи-Филипп в одежде обыкновенного буржуа, с тростью, зонтиком и в простой шляпе прогуливался по улицам Парижа. Трость, зонт и шляпа стали символами Луи-Филиппа. На некоторых карикатурах рисовались только эти атрибуты, и всем было понятно, что имеется в виду Луи-Филипп.

Писатель раскрывает антинародный, грабительский характер правительства. Цель балагана, т. е. Июльской монархии, – привлечь, обмануть и ограбить народ. Видная роль в балагане принадлежит премьер-министру Казимиру Перье, который назван в очерке заместителем директора балагана (имеется в виду, что директор – Луи-Филипп).

Исключительно зло разоблачается хартия 1830 года. Писатель негодовал, что в послереволюционной хартии нет ничего нового по сравнению с хартией 1814 года, так как она ничего не дала народу. Хартия изображена в виде безобразно старого, загрязненного, изорванного в клочья полотна.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, М.- -Л., 1930, стр. 199.

2 Caricature, 17/V 1832.

Народ в этом очерке изображен не только обманутым и ограбленным, но и протестующим. Он бурно выражает свое недовольство политикой правительства. Зрелище в балагане не понравилось народу, и он бурно выражает свое недовольство:

“Скверно! скверно! Отдайте нам наши деньги… Если человек разиня, это еще не значит, что его можно грабить?”.

Собравшиеся набивают старого шута – Палату пэров – печеными яблоками с возгласами:

“Долой паяца! Долой шарлатана! Долой шута! Ш-ш-ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш-ш-ш!”.

В этом небольшом, но содержательном очерке Бальзак отразил рост недовольства французского народа буржуазным правительством перед Лионским восстанием 1831 года, выразил его желание уничтожить Июльскую монархию.

В очерке “Сенсимонисты и Сенсимоняне” Бальзак так же, как и художники-республиканцы, один из самых существенных пороков правительства Июльской монархии видит в антагонизме правительства и народа, так как члены Палаты депутатов не являются посланниками народа.

“Большая разница между словами и тем, что они обозначают. Было бы большим заблуждением думать, что наши представители нас представляют, что депутаты нации посланы нацией”.

За месяц до написания этого очерка в журнале была помещена карикатура Гранвиля 4, с которой перекликается очерк Бальзака по своему отношению к Палате депутатов. Видимо, она послужила темой для упомянутого очерка Бальзака. Художник ярко передал враждебность членов Палаты депутатов к французскому народу и в то же время он подчеркнул их страх перед народом. Здесь изображены члены палаты в зале заседаний. Отталкивающие лица буржуа-депутатов выражают ничтожность их внутреннего мира, на многих лицах написан панический страх за свое благополучие все они обеспокоены тем, чтобы удержаться у власти. Депутаты судорожно держатся за скамейки. Оратор, согнувшись, обеими руками вцепился в трибуну. Под карикатурой написано:

“Мы здесь против воли народа, нас можно заставить выйти только силой… печеными яблоками и сырыми яйцами”.

Эта надпись под карикатурой Гранвиля является перефразировкой известной революционной клятвы, принятой революционным собранием н 1789 году в ответ на приказ короля представителям третьего сословия повиноваться его воле. Мирабо на слова маркиза де Брезе ответил гневной и взволнованной речью:

“Пойдите и скажите вашему господину, что мы здесь по воле народа и оставим наши места, только уступая силе штыков”.

Перефразировав революционную клятву, художник еще сильнее подчеркнул, насколько правительство Июльской монархии далеко от подлинно революционного правительства,

Во многих очерках Бальзак стремится передать смысл совершившейся революции 1830 года, вскрыть ее движущие силы и результаты. Художники-республиканцы помогли ему глубже осмыслить революционные события. В своей оценке революции Бальзак был солидарен с республиканцами. Писатель пишет о том, что революция совершена народом, но его победой воспользовалась буржуазия, пришедшая к власти по трупам народа. Правдивое, объективное изображение революции 1830 года говорит о его искренней любви к народу.

1 Caricature, 18/VIII 1831.

2 Там же.

3 Там же, 10/111 1831.

4 Там же. 3/11 1831.

Буржуазия, стоявшая у власти, стремилась совершенно зачеркнуть роль народа в революции, так как она не хотела сделать никаких уступок народу. Легитимисты не были объективны в оценке революции, так как революционный народ дважды отнимал у них (дворян) власть.

Вместе с республиканцами журнала “Карикатура” Бальзак прославляет революционность и героизм французского народа, заклеймив предательство буржуазии.

Очерки, раскрывающие смысл революции 1830 года, обнаруживают тесную идейную и образную связь с карикатурой республиканцев. Теме революции был посвящен очерк “Вакханалия 1831 года”1, который был написан как разъяснение карикатуры Гранвиля, помещенной в том же номере журнала. Это произведение художника отражает торжество обнаглевшей буржуазии после революции, разгул реакции и бесправие народа. Бальзак целиком солидарен с оценкой революции в карикатуре Гранвиля. Разъясняя его карикатуру, писатель с возмущением говорит о том, что победой народа в революции воспользовалась буржуазия.

“Но вот создание самое пророческое!.. Бесподобный карикатурист изобразил епископа, держащего в одной руке пальмовую ветвь мученичества, в другой – стакан шампанского и показывающего нос Июльским победителям, у которых большие носы”.

Тема революции была углублена Бальзаком в очерке “Две встречи в один год”, который в свою очередь дал тему для карикатуры Травьеса. В этом очерке Бальзак приветствует революцию народа. Он восторгается его революционной силой, мужеством, самоотверженностью.

“Сколько бойцов, завоевавших свободу, достойных ее рядов, пали смертью храбрых перед самой победой! И ни упрека, ни раскаяния, ни жалобы!..

О народ, как ты прекрасен!”.

После общей характеристики революционного народа как основной силы революции писатель рассказывает о двух раненых героях, о рабочем печатнике и студенте, которые в разгар революции попали в госпиталь. Генерал-республиканец Дюбур, который командовал отрядами, посещая раненых, встретил рабочего и студента. В связи с этим Бальзак замечает, что тогда победители еще командовали – горький намек на то, что люди, совершившие революцию, устранены от общественной жизни.

Рабочий и студент были обеспокоены судьбой революции и огорчены тем, что не могут принимать участия в дальнейших событиях. Ободренные генералом, они засыпают с мечтой о свободе, о счастье всех детей и славе Франции. Через год празднуется годовщина революции, но победителей оказалось больше, чем сражавшихся.

С большой художественной выразительностью и эмоциональной силой писателя, преданного народу, Бальзак говорит о гнусном предательстве буржуазии, которая задушила народную революцию, чтобы захватить власть в свои руки.

Три героя революции в день победы встречаются снова, но ни один из них не участвует в торжестве, они находятся в тюрьме под сводами Сент-Пелажи, где заточены истинные победители революции, которые сами оказались побежденными.

1 Caricature, 17/11 1831

2 Там же.

3 Бальзак. Собр. соч., в 15 томах, т .15, ГИХ. Л, М., 1955. стр. 60.

Они настолько возмущены результатами революции, настолько поражены неожиданным поворотом событий, убиты великим горем, что при встрече не способны проронить ни одного слова Происшедшее понятно без слов.

“… эти три человека безмолвно приветствовали друг друга выразительным взглядом, и в этом мрачном откровении целая эпоха выразилась одним словом: предательство”.

“Две встречи в один год” – один из самых лучших очерков писателя указывающий на передовые стороны его мировоззрения. Вместе со всем народом, с лучшими людьми Франции он до глубины сердца переживает трагедию французского народа, который принес огромную жертву, пролил свою кровь ради революции, но ничего от нее не получил по вине буржуазии. Революционное выступление народа он считает справедливым, так как его жизнь при Карле Х была невыносимой.

Оценка революции, отраженная в очерках, говорит о единодушии Бальзака в этом вопросе с республиканским журналом “Карикатура”. Одобрение революционного движения народных масс, разрушивших дворянскую монархию, отличает Бальзака от легитимистов. Этот очерк был настолько близок художникам-республиканцам по своей идейной направленности и эмоциям, что он в свою очередь подсказал тему для замечательной карикатуры Травьеса 2, которая появилась в журнале через две недели после очерка Бальзака. Травьес с такой же ненавистью, как и Бальзак, показывает предательство французской буржуазии в революции 1830 года. Карикатура горизонтальной линией разделена на две части. вверху изображено торжество при дворе короля в честь годовщины революции, внизу тюрьма, где томятся изнуренные, одетые в лохмотья рабочие и республиканцы, усилиями которых совершена революция.

Во многих очерках Бальзак делает красноречивые намеки, а иногда и прямо говорит о необходимости революционного уничтожения Июльской монархии. Открыто и смело, хотя и иносказательно, о свержении Июльской монархии силами народа и в интересах народа Бальзак пишет в очерке “Прославление министров и перенесение их останков в Пантеон”.

Очень важно, что очерк написан после Лионского восстания, которое показало, какие огромные силы скрываются в народных массах. Лионское восстание вдохновило Бальзака написать этот исключительно смелый очерк. По своему содержанию он близок к республиканским прокламациям, которые в большом количестве появились в дни Лионского восстания в различных городах страны. В одной республиканской прокламации, распространявшейся в Париже, говорилось:

“Свергаем правительство, которое нам обязано своим существованием и которое не поняло, какую миссию мы ему доверили в июльские дни”.

Очерк написан в иронической форме прославления министров (хотя писатель говорит только о министрах, его гнев распространяется на все правительство). Министры за свои “заслуги” перед государством должны быть помещены в Пантеон. Писатель утверждает, что нужно поспешить с увековечиванием их памяти. Министров нужно поместить туда сейчас же, живыми. В том случае, если бы они из скромности стали противиться этому прославлению, необходимо насильно поместить их в Пантеон. Для этого нужно воспользоваться услугами участников Июльской революции. Можно рассчитывать на их полную готовность.

1 Caricature, 11/VIII 1831.

2 Caricature, 30/VIII 1832.

3 Ф. Потемкин, “Лионские восстания 1831-1834 годов”, М., 1937. стр. 131.

И народ получит свободу провозгласить: “Да здравствует свобода” 1. В этом очерке со всей силой писатель выразил непримиримую ненависть к Июльской монархии, которую питал к ней народ.

В журнале было много карикатур художников-республиканцев, предвещавших гибель Июльской монархии, в результате новой народной революции. Правда, ни Бальзак, ни художники-республиканцы не представляли себе отчетливо, как будет проходить будущая революция, но они были уверены в том, что она неизбежна.

Бальзак в своих очерках не прошел мимо такого большого события эпохи, как Лионское восстание. Сочувствие к нему свидетельствует о подливной любви к народу, о глубокой заинтересованности в его судьбе. В очерке “Шесть степеней преступления и шесть степеней добродетели” писатель говорит, что “добродетелью” при дворе считается лесть. Король покровительствует льстецам, которые его сына называют Радугой. Бальзак с негодованием говорит, что лестью окружен герцог Орлеанский, участвовавший в подавлении Лионского восстания. По этому поводу Бальзак пишет, что это та самая радуга “…которая въехала верхом на лошади в город Лион”.

В очерках изображены различные типы современности, целью которых является разоблачение преступности и антинародности Июльской монархии. В условиях Июльской монархии, как показал писатель, преуспевают люди преступные и аморальные. В очерке “Антракт” в образе Станислава Б. писатель передал типичные черты людей буржуазного общества после революции 1830 года. Чтобы получить наследство своего родственника, Станислав Б. убил его. При Июльской монархии этот преступник становится влиятельным человеком.

В очерке “Две человеческие судьбы, или новый способ выйти в люди” изображен контрабандист, грабитель и убийца Рипопетт. Вместо того, чтобы понести кару за свои злодеяния, при Июльской монархии он получил хорошее место и, несомненно, получит орден Почетного легиона.

Бальзак отразил рост классовых противоречий между рабочими и буржуазией. Типичную черту буржуазии Июльской монархии писатель видит в ее враждебности к народу. Вражда буржуазии и народа, вооруженное столкновение с ним описаны в очерке “Филипотен”, “Лучший республиканец” и “Вот мой человек”. В последнем очерке изображен крупный буржуа, находящийся на службе в национальной гвардии. Луи-Филиппа он называет “нашим избранником”. Своей заслугой он считает подавление мятежа, что является заслугой и с точки зрения правительства: он награжден орденом Почетного легиона.

Изображение духовенства в очерках говорит о полном отсутствии у Бальзака уважения к людям религиозного культа. В очерке “Колики в желудке” священник показан с таким же сарказмом, какой был характерен для карикатуры Гранвиля. Сам писатель подчеркивает сходство своего священника, изображенного в гротескном плане, с карикатурами Гранвиля. “Священник взял чашку кофе и погрузился в мягкое кресло. …Видите вы его? Или нужно призвать на помощь острый карандаш Гранвиля?”8. В этом очерке писатель отразил неприязнь народа к духовенству. С большим состраданием Бальзак пишет в очерках о нищете французского народа (“Консультация”, “Два госпиталя”).

1 Caricature, 6/X 1831.

2 Caricature, 15/XII 1831.

3 Бальзак, Собр. соч. в 20 томах, т. 20, ГИХЛ, М.. 1947, стр. 105.

В образах республиканцев, отраженных в очерках, Бальзак передал лучшие человеческие и гражданские качества. Им чужды ненавистные писателю качества буржуазии: алчность к наживе и карьеризм. Они честны, бескорыстны и справедливы.

В очерках “Будь я богат” Бальзак изобразил художника-республиканца, являющегося сотрудником карикатуры. Здесь описан один салон, где находятся банкир, дворяне, дамы, писатели, журналисты и республиканец. Все, кроме художника-республиканца, охвачены жаждой к обогащению. Ради богатства они замышляют преступления, ожесточаются, желают смерти близким людям, интригуют и лицемерят. В противовес гнусным типам буржуазии и дворянства Бальзак выделяет республиканца. Вместе с автором он враждебно относится к присутствующим.

В очерке “Общественный порядок” писатель с презрением пишет о лавочниках-гвардейцах, противопоставляя им республиканца – генерала М. Генерал М., одаренный, принципиальный и честный человек. Он придерживается революционных принципов 1789 года. Лавочники знают, что он не согласится на грязные махинации, если пройдет на выборах. Поэтому они не любят и боятся его.

Итак, очерки начала 30-х годов свидетельствуют о близости Бальзака к республиканской оппозиции, о его сочувствии революционному выступлению народа.

В обстановке широкого оппозиционного движения и революционного подъема в стране Бальзак приходит к признанию необходимости революционного разрушения Июльской монархии, что нашло отражение в очерках начала 30-х годов. Но отношение к революционному движению Бальзака было сложно и противоречиво. И в очерках этот вопрос не был решен окончательно.

Незрелость рабочего движения, опыт двух революций (1789-1794гг. и 1830 г.), когда народной победой воспользовалась буржуазия, приводит Бальзака к сомнению в том, что народ способен управлять страной, создать для себя свободную и счастливую жизнь. Разочарование в результатах Июльской революции и недоверие к революционному народу привело Бальзака к легитимизму. И в то же время близость к народу, тревога за его судьбы лежит в основе глубоких расхождений с ортодоксальными легитимистами.

Сомнение в народной революции обнаруживается в романе “Сельским врач”, который создавался писателем в течение 1832-1833 годов. И в этом романе Бальзак говорит об огромной революционной мощи народа. Бенаси уверен, что в случае народной революции, направленной против буржуазии, победа была бы на стороне народа.

“Богачей всегда меньше, нежели бедняков, и значит победа окажется на стороне бедняков лишь только борьба станет физической”.

Но Бенаси утверждает, что победа народа была бы гибельна не только для него самого, но и для всего общества. Совершенно необходимой кажется ему опека над народными массами.

Хотя и не все рассуждения Бенаси выражают взгляды самого автора, недоверие к революционному народу у него несомненно было.

С января 1832 года Бальзак сотрудничает в легитимистских газетах “Реноватор” и “Котидьен”, а также в сборнике “Изумруд”. В мае этого же года была выставлена кандидатура писателя в Палату депутатов от партии легитимистов, но он заболел и его кандидатура была снята.

1 Бальзак. Собр. соч. в 12 томах под обшей редакцией Луначарского, т. 12, 1939, стр. 110.

В предисловии к “Человеческой комедии” он писал: “Я пишу при свете двух вечных истин: религии и монархии, – необходимость той и другой подтверждается современными событиями, и каждый писатель, обладающий здравым смыслом, должен пытаться вести нашу страну по направлению к ним”.

В нашем бальзаковедении уже ставился вопрос о расхождении Бальзака с легитимистами. Так, Б. Реизов писал, что Бальзак под “аристократией” со временем стал понимать аристократию духа, т. е. людей талантливых.

“Но легитимистам эта “аристократия таланта” нравилась так же мало, как и “аристократия аптекарей”.

Эта правильная мысль встречается и у многих других исследователей. У Бальзака было много и других коренных расхождений с легитимистами. Писатель глубоко заблуждался, но он был уверен в том, что программа легитимистов способна изменить всю жизнь общества и в первую очередь жизнь народа. В статье “О положении партии легитимистов” Бальзак писал, что система легитимистов принесет больше счастья для народа, чем для королей.

Если Бальзак, принимая систему легитимизма, искренне желал изменить жизнь народа, то ортодоксальные легитимисты, желая восстановления династии Бурбонов, хотели вернуть власть и привилегии дворянства. Жизнь народа их нисколько не беспокоила, они испытывали непримиримую ненависть к нему, так как он дважды лишил их власти.

Отличает Бальзака от легитимистов отношение к Июльской монархии. Легитимисты тоже враждебно относились к буржуазному правительству, так как оно не отвечало их классовым интересам. Из очерков, даже и после сближения с легитимистами, и из “Человеческой комедии” мы видим, что Бальзак бичевал Июльскую монархию потому, что она была невыносимо тяжела для народа. Бальзак расходится с легитимистами признанием революции 1789-1794 годов. До начала 1832 года и после мы видим в очерках неприязнь писателя к королям династии Бурбонов. Это отдаляет его от легитимистов.

Бальзак отличается от легитимистов сочувственным отношением к Лионскому восстанию 1831 года; что нашло отражение не только в очерках, но и в романе “Банкирский дом Нусингена” (1835) и в очерке “Уходящий Париж” (1844).

Бальзак расходится с легитимистами в восторженном отношении к республиканцам, к которым легитимисты питали самые враждебные чувства. Все это определило самое существенное расхождение с легитимистами Бальзака как писателя: он является крупнейшим реалистом XIX века на Западе, тогда как последовательные писатели-легитимисты этого времени были реакционными романтиками (Шатобриан, Ламартин, Виньи).

Некоторые статьи, в которых писатель излагал свои легитимистские взгляды, легитимисты отказывались печатать в своих газетах и журналах. Отдельные произведения, например, “Сельский врач”, где отражены идеи легитимизма, встречались ими враждебно: они замечали его отклонения. Да и сам Бальзак испытывал неприязненное чувство к этой партии.

Расцвет французской реалистической живописи влиял на развитие реализма и в литературе, в частности на творчество Бальзака, и в свою очередь Бальзак способствовал углублению реализма в изобразительном искусстве. Плодотворным для Бальзака было сотрудничество с художниками-демократами в журнале “Карикатура”.

1 Бальзак. Собр. соч. в 15 томах, т. I, ГИХЛ, М., 1951, стр. 9.

2 Б. Реизов. Творчество Бальзака. ГИХЛ, Л., 1939, стр. 185.

3 Balzac. Oeuvres completes. P., C.-Levy. V.XXIII, p. 370.

Художники-республиканцы Домье, Гранвиль, Травьес в своих произведениях с негодованием вскрывали существенные пороки политической и социальной жизни Франции своего времени. Связь с народной оппозицией и общение с художниками-республиканцами в период создания очерков начала 30-х годов плодотворно влияли на формирование реалистической эстетики и творческого метода Бальзака.

В очерках начала 30-х годов Бальзак обращается к кропотливому изучению современной жизни, что было необходимо для создания “Человеческой комедии”. Исключительно важно то обстоятельство, что в период создания очерков начала 30-х годов он изучает действительность как писатель, ненавидящий буржуазное общество и любящий французский народ, как писатель, связанный с республиканской и народной оппозицией к Июльской монархии. В этом залог его правдивости. Поэтому он стремится постигнуть сущность современного общества, объяснить причину гнусных пороков политического строя, причины социальной несправедливости. Стремление понять через отдельные стороны жизни смысл всего общества выражается писателем в “Поисках абсолюта”, произведении, написанном в период создания очерков начала 30-х годов.

“В какой-нибудь мозаике обнаруживается все общество так же, как в скелете ихтиозавра подразумевается все творение. Причина дает угадать следствие, и всякое следствие позволяет восходить к причине”.

В силу своей народности писатель стремится постигнуть сущность современного общества и передать ее в типических образах. Выступая против копирования действительности, которое неспособно передать сущности явлений, Бальзак считает совершенно необходимым для искусства типизацию. В “Неведомом шедевре” Бальзак писал:

“Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но – чтобы ее выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт!… Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую форму с женщины…”.

В журнале есть карикатуры, в которых художники стремятся передать жизнь всего общества в целом. Особенно это удавалось Гранвилю, Подобные произведения приводили Бальзака в восхищение. В очерке “Вакханалия 1831 года”, о котором мы уже упоминали, Бальзак восхищается уменьем Гранвиля на одном листе бумаги передать смысл Июльской революции и предсказать новую, показать и зло высмеять политическую жизнь Франции. Вполне возможно, что подобные всеобъемлющие карикатуры Гранвиля способствовали возникновению замысла “Человеческой комедии”, целью которой является всестороннее изображение жизни Франции. Именно к этому времени относится замысел “Человеческой комедии”.

Когда Бальзак в очерках обращается к современности, Монье, Гаварни и другими художниками были созданы разнообразные типы, отражающие быт и нравы Франции, значимость типов и метод их изображения углубляются у художников-республиканцев, у которых типы буржуазии изображаются как порождение существующей экономической, социальной и политической системы. Подобное понимание типов было ясно осознано самими художниками. В карикатуре республиканцев был распространен тип ничтожного, но преуспевающего буржуа-карьериста Мае, впервые изображенного Травьесом, а затем Гранвилем и другими художниками. Филипон сказал о Мае, что это единственный результат революции 1830 года, подчеркнув этим полную зависимость данного типа от всей жизни буржуазного общества Июльской монархии.

1 Бальзак. Сборник “Об искусстве”, изд. “Искусство”, М.-Л., 1941, стр.

2 Там же, стр. 164.

Сотрудничая в “Карикатуре” и будучи внимательным к изобразительному искусству, Бальзак не мог не видеть для себя много поучительного. Типы современности воспринимаются Бальзаком в очерках так же, как порождение всей жизни в целом. Это будет характерно и для зрелого творчества писателя. Создавая очерки, Бальзак часто прибегает к изображению тех же типов, которые привлекали и художников журнала, что давало возможность лучше усвоить их реалистический метод изображения типического. Например, Бальзак написал два очерка о Мае: “Мае в обществе” и “Мае на балу в опере”. Эти очерки помещены в “Карикатуре” вместе с иллюстрацией Гранвиля, который в своей карикатуре изобразил появление Мае на балу. Он стремительно, с самодовольным видом не входит, а врывается в зал, где находится Луи-Филипп. Лицо горбуна Мае передает наглость буржуазии, ценою предательства народной революции достигшей власти; в нем передано хищничество буржуазии, грабящей народ. В его лице запечатлены низкие животные инстинкты. В образе Мае Бальзак передает типичные черты июльской буржуазии: наглость, нахальство, презрение к народу и полную удовлетворенность монархией Луи-Филиппа.

Бальзак так же, как и Гранвиль, изображая Мае, подчеркивает его неразрывную связь с политическим строем Июльской монархии, показав его в обществе Луи-Филиппа и министров.

Раскрытие связи отдельного типа со всем строем экономической и социальной жизни является характерной чертою реалистического метода Бальзака. В дальнейшем эта черта художественного метода найдет свое теоретическое выражение в предисловии к “Человеческой комедии”.

“Не создает ли общество из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире”.

Исключительно большое значение Бальзак придавал изображению типов современности для создания “Человеческой комедии”. Стремясь создать цикл произведений, по которым потомки могли бы изучать историю Франции XIX века, писатель считает возможным осуществить свой грандиозный замысел, изобразив две или три тысячи типов современности.

Бальзаку удалось осуществить свое намерение. В “Человеческой комедии” насчитывается около трех тысяч типов. В очерках проходила напряженная подготовительная работа по созданию типов. Созданию трех тысяч человеческих типов в “Человеческой комедии” способствовало не только кропотливое и тщательное изучение писателем действительности, его талант и работоспособность, грандиозная работа художников-реалистов его времени помогла Бальзаку понять, осмыслить и выделить наиболее характерные типы эпохи, найти связь между жизнью отдельного человека и всей жизнью общества.

В очерках и в произведениях “Человеческой комедии” Бальзак стремится найти общие черты характера современных ему типов. В предисловии к “Человеческой комедии” Бальзак скажет:

“Не должен ли я был изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, охватив скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий?”.

Эту общую черту различных типов людей буржуазного общества писатель видит в стремлении к обогащению. В неразрывной связи с тем, что характерной чертой людей буржуазного общества является жажда богатства, находится другая закономерность – преступность людей чистогана, которая порождена характером социальной и политической жизни.

1 Бальзак, Сборник “Об искусстве”, М.-Л., 1941, стр. 5.

2 Там же, стр. 15.

3 Там же, стр. 10.

Изображение типов буржуазии является средством разоблачения порочности существующего политического строя Июльской монархии. Нусинген, грабивший миллионами, становится пэром Франции; Растиньяк который помогал ему обманывать и грабить вкладчиков, становится министром и пэром Франции; Куэнте-Длинный, разоривший Давида Сешара, – министром торговли; Камюзо, разоривший своего родственника, – членом Палаты депутатов.

Типы, созданные художниками-реалистами Гранвилем, Домье Травьесом, также являлись средством разоблачения гнусных преступлении правительства Июльской монархии. Ярким примером является тип буржуа Мае и затем образ Робер-Макера, созданного Домье и Филипоном.

Выделив одну закономерную черту всех типов буржуазии – жажду богатства, – писатель тем не менее нарисовал огромное разнообразие типов. Он показывает характеры буржуазии в связи с различными занятиями и профессиями. Так как целью всех занятий и дел буржуа являются деньги, к той или иной профессии, к занятию приспосабливаются их способности, привычки, психика – все это и определяет характер буржуа, налагает специфический отпечаток и на их внешность.

Так, в очерках характерной чертой главы Министерства Казимира Перье является лицемерие (чтобы грабить народ, занимая свой пост, он должен прибегать ко лжи и обману). Бакалейщик всегда слащаво-вежлив, но эта вежливость не бескорыстна, она продиктована тем, что ему нужно привлекать покупателей. Нотариус мрачен и скрытен. Он знает: преступления и развращенность людей высшего общества, его общительность и откровенность отпугнули бы клиентов. Клакёры отличаются грубостью и нахальством, так как они на глазах у публики создают успех бездарным пьесам и устраивают провал произведений талантливых, если им за это платят.

В очерках при изображении типов бросается в глаза стремление выделить главное и закономерное в жизни, охватить и осмыслить все многообразие типов современности. Поэтому индивидуализация образов незначительна. Ее или совсем нет, или же она только намечена. Индивидуализации нет также и в поздних очерках. Возможно, что именно поэтому писатель не включил их в “Человеческую комедию”. Но в произведениях других жанров, которые создавались одновременно с изучаемыми очерками и на протяжении всего последующего творчества, писатель создает типы с ярко выраженными индивидуальными чертами.

Белинский в “Литературных мечтаниях” отметил мастерство писателя индивидуализировать характеры.

“О какое непостижимое искусство обрисовывать характеры со всеми оттенками их индивидуальности!”.

Связь с изобразительным искусством видна и у зрелого Бальзака. Она оказалась в яркости и зрительной осязательности образов. Его герои как будто нарисованы кистью художника. Эта черта творчества писателя была подмечена М. Горьким.

“Книги Бальзака написаны как бы масляными красками, и когда я впервые увидал картины Рубенса – я вспомнил именно Бальзака”.

Очень часто в “Человеческой комедии” мы можем встретить гротескные карикатурные образы, как будто сошедшие с полотен художников-карикатуристов. Эти карикатурные образы, отражая типическое, выражают гнев и ненависть народа к буржуазному обществу в любимой народом гротескной форме.

1 Белинский, Собр. соч. в 3 томах, т. 1, ГИХЛ, 1948, стр. 70.

2 М. Горький, Литературно-критические статьи. ГИХЛ, 1937, стр. 341.

Многие и другие средства художественной выразительности очерков подсказаны художниками-республиканцами. Через описание внешности типов, одежды и обстановки раскрывается писателем не только психология, занятия, но и политические взгляды людей. Обстановка в доме бакалейщика Филипотена говорит о его приверженности к Июльской монархии. Столовую у бакалейщика украшает длинный ряд портретов Луи-Филиппа и его многочисленного семейства. Обои его салона представляют собою последовательное чередование красных, белых и синих полос (цвета французского революционного знамени).

В многочисленных карикатурах передовых художников-республиканцев этого времени Домье, Гранвиля, Форесо, Травьеса показывалось лицемерие и реакционность Июльской монархии, а также и буржуазии, прикрывающихся революционным знаменем.

Бальзак в большинстве случаев не дает имени героям своих очерков, но в тех случаях, когда у них есть имена, они используются как выразительное средство характеристики.

Именем бакалейщика Филипотен подчеркивается смысл этого образа. Указывается на приверженность его к буржуазной монархии. Имя сына бакалейщика говорит о том же. Он назван Пулотеном. Poulot (цыпочка) было ласкательным прозвищем сына Луи-Филиппа, которое зло высмеивалось в журнале “Карикатура”. В одной из карикатур Травьеса показано, как парижские студенты и мальчишки осыпают насмешками проходящего мимо сына Луи-Филиппа, которого они дразнят “Poulot”.

Связь Бальзака с художниками-республиканцами и народной оппозицией к Июльской монархии отражается и в языке социально-политических очерков”.

Республиканцы, выражая ненависть народа, придавали иной, иронический смысл многим словам и выражениям, которые пользовались большим распространением в народе. Многие переосмысленные выражения первоначально появились в народной среде. Бальзак, разоблачая Июльскую монархию, широко использует подобные слова и выражения, принявшие специфическую окраску. В очерке “1 мая 1831 года” встречается слово “груша” (poire), обозначающее Луи-Филиппа. В очерке о Филипотене тоже упоминается это слово в этом, переосмысленном значений. В доме бакалейщика со всей строгостью запрещено кухарке подавать к обеду груши. Этим писатель подчеркивает, насколько, неприятно королю и буржуазии это прозвище, так горячо одобренное французским народом. Мы уже говорили, что это прозвище-символ было широко распространено в республиканской прессе и политической карикатуре.

В очерках Бальзака начала 30-х годов употребляется слово “зонт” тоже в значении Луи-Филиппа. Этот символ был также широко распространен в республиканской карикатуре. В очерке “Великие акробаты” Бальзак пишет, что циркач Фориосо, символизирующий министерство, держит в руке зонт. Зонт является намеком на то, что политика министерства диктуется Луи-Филиппом. В позднем очерке. “Монография о рантье” это слово встречается тоже в переносном смысле. Если рантье задерживают на улице во время восстания, он показывает зонт и его отпускают. Зонт показывает на его лояльность и преданность королю.

Бальзак в социально-политических очерках употребляет клички, которые были распространены среди республиканцев и в народе. Казимир Перье, организовавший разгром Лионского восстания и вызвавший ненависть лучших людей того времени, назывался Бальзаком, как и художниками-республиканцами, Казимиром Помпье (pompier – пожарный), что стало его прозвищем, которое он получил потому, что 6 мая 1831 года при помощи пожарных насосов он разогнал манифестацию бонапартистов.

Крупная буржуазия, удовлетворенная результатами революции 1830 года, выражая свой восторг, называла Июльскую монархию “лучшей в мире республикой”, а Луи-Филиппа – “лучшим королем” и “королем-гражданином”. Эти выражения употреблялись в республиканской прессе и в народе, но они приобретали иронический смысл и служили средством разоблачения и осмеяния Июльской монархии.

В очерке Бальзака “Сеанс в отеле мыльных пузырей” Луи-Филипп назван “лучшим королем” и “королем-гражданином” 1. Иронический смысл этого выражения достигается тем, что оно не соответствует содержанию очерка, где король изображен ловким вором,

В очерке “Париж в 1831 году” Июльская монархия, реакционная сущность которой раскрыта писателем во многих очерках, иронически названа “лучшей в мире республикой”.

В социально-политических очерках используются выразительные сравнения. Интересно то, что Бальзак часто сравнивает свои типы с различными животными. Этим писатель подчеркивает вырождение духовного облика людей чистогана и выражает свое презрение к ним. Описывая священника в очерке “Колики в желудке”, Бальзак использует следующее сравнение: “В глубине этого темного лабиринта он пыхтит, как тюлень, попавшийся на гарпун”.

Мелкого торговца писатель сравнивает с попугаем, сидящим на жердочке. Рассказывая о безобразном выражении лица рантье, ведущего паразитический образ жизни, Бальзак использует выразительное сравнение:

“Его безжизненные глаза тусклы, как у рыбы, которая уже не плавает, а лежит среди петрушки на прилавке в магазине Шеве”.

Подобные сравнения часто встречаются и в “Человеческой комедии”, вполне возможно, что они навеяны Гранвилем, излюбленным приемом которого было изображение политических деятелей и буржуазии в виде животных.

Итак, очерки начала 30-х годов Бальзака обнаруживают его близость к республиканской народной оппозиции, дают возможность выявить передовые, прогрессивные стороны мировоззрения, являющиеся основанием реализма писателя.

Очерки, опубликованные в “Карикатуре”, говорят о том, что большое значение в развитии реалистического метода Бальзака и его эстетики имела связь с передовым революционным искусством художников-республиканцев.


Leave a Reply

10 + eighteen =