Шаржи

Дружеские шаржи на деятелей советской литературы и искусства рисовали художники:

С.Арутчян, А.Арутюнян, Н.Альтман, М.Беломлинский, Л.Бродаты, В.Дени, Б.Ефимов, И.Игин, А.Каневский, В.Карячкин,  А.Крылов, Кукрыниксы, К.Куксо, А.Лаптев, Б.Ливанов, Н.Лисогорский, И.Лососинов, И.Макаров, Б.Малаховский, Е.Мигунов,   Д.Моор,   В.Мочалов,   Г.Пирцхалава,   Н.Радлов, Ф.Решетников, Л.Сойфертис, А.Соколов, Н.Соколов, С.Чехонин, М.Черемных, Е.Шукаев, Г.Яралян.

Но сначала о том, что такое вообще — шарж?

Вспомним:   если  о каком-нибудь событии  или  происшествии  кто-то рассказывает с  опреде­ленной   долей   юмористического   преувеличения   и,   сохраняя   самую   суть   дела,   шутливо допускает при этом вольное обращение с фактическими обстоятельствами, мы обычно говорим:

—  Ну, это уж вы шаржируете.

Это означает, что в действительности что-то подобное, возможно, и было, но изложено оно в комической и даже озорной интерпретации. Что-то забавно присочинено, что-то весело переиначено,   что-то  лукаво  опущено,  а  что-то,   наоборот,   неимоверно  подчеркнуто.   И  тем не   менее  все  вместе  складывается   в  живую,  смешную  и   гротескную,   но  убедитель­ную и, как ни странно, вполне правдоподобную картину.

То же  происходит и  в  том  случае,  когда  «шаржируется»  не  какой-то жизненный  случай или эпизод,  а конкретный  человек, личность  которого и становится  объектом  этой  вольной интерпретации,   иногда  довольно  злой  и  разящей,  а  большей  частью — шутливо  добро­желательной.

Как   вы,   конечно,   помните,   слово   «шарж»   происходит   от   французского   «сНагдег» — нагружать,  отягощать,  преувеличивать  и  обозначает доходчивый  и  популярный  жанр изобразительного искусства — сатирический или юмористический портрет. Как и обычный «серьезный» портрет, шарж, передавая внешнее сходство того или иного человека,   стремится   выразительно  и   точно  раскрыть   его  внутреннюю  сущность,   передать самые   характерные,   индивидуальные   черточки,   пользуясь   при   этом   средствами   кари­катуры — остроумно, метко, смешно.

И  если  художник справился  с  этой,  отнюдь   не  легкой   задачей,  то  возникает  произве­дение сатирического искусства,  вызывающее искренний смех зрителей  и несколько натяну­тую улыбку и растерянность самого «ошаржированного».

 

Москва,  изд. «Советский художник», 1987 г.     

 


Leave a Reply

19 − seven =