Шаржи
Дружеские шаржи на деятелей советской литературы и искусства рисовали художники:
С.Арутчян, А.Арутюнян, Н.Альтман, М.Беломлинский, Л.Бродаты, В.Дени, Б.Ефимов, И.Игин, А.Каневский, В.Карячкин, А.Крылов, Кукрыниксы, К.Куксо, А.Лаптев, Б.Ливанов, Н.Лисогорский, И.Лососинов, И.Макаров, Б.Малаховский, Е.Мигунов, Д.Моор, В.Мочалов, Г.Пирцхалава, Н.Радлов, Ф.Решетников, Л.Сойфертис, А.Соколов, Н.Соколов, С.Чехонин, М.Черемных, Е.Шукаев, Г.Яралян.
Но сначала о том, что такое вообще — шарж?
Вспомним: если о каком-нибудь событии или происшествии кто-то рассказывает с определенной долей юмористического преувеличения и, сохраняя самую суть дела, шутливо допускает при этом вольное обращение с фактическими обстоятельствами, мы обычно говорим:
— Ну, это уж вы шаржируете.
Это означает, что в действительности что-то подобное, возможно, и было, но изложено оно в комической и даже озорной интерпретации. Что-то забавно присочинено, что-то весело переиначено, что-то лукаво опущено, а что-то, наоборот, неимоверно подчеркнуто. И тем не менее все вместе складывается в живую, смешную и гротескную, но убедительную и, как ни странно, вполне правдоподобную картину.
То же происходит и в том случае, когда «шаржируется» не какой-то жизненный случай или эпизод, а конкретный человек, личность которого и становится объектом этой вольной интерпретации, иногда довольно злой и разящей, а большей частью — шутливо доброжелательной.
Как вы, конечно, помните, слово «шарж» происходит от французского «сНагдег» — нагружать, отягощать, преувеличивать и обозначает доходчивый и популярный жанр изобразительного искусства — сатирический или юмористический портрет. Как и обычный «серьезный» портрет, шарж, передавая внешнее сходство того или иного человека, стремится выразительно и точно раскрыть его внутреннюю сущность, передать самые характерные, индивидуальные черточки, пользуясь при этом средствами карикатуры — остроумно, метко, смешно.
И если художник справился с этой, отнюдь не легкой задачей, то возникает произведение сатирического искусства, вызывающее искренний смех зрителей и несколько натянутую улыбку и растерянность самого «ошаржированного».
Москва, изд. «Советский художник», 1987 г.