Сатирики об искусства. Без лишних слов

Как и в литературе, так и в изобразительном искусстве сатира нераздельно о соседствует с юмором. А юмор наделен счастливой способностью творить полезные дела и главным действующим лицом при этом является смех.

Bpяд ли есть необходимость объяснять сколь разительна убойная сила острого фельетона, хлесткого памфлета, веселой и назидательной басни, карикатуры, юмористического рисунка.

Гражданственность, мастерство и темперамент помогают художнику-сатирику не только разрушать дурное, но и способствовать созиданию доброго, хорошего, светлого. Именно в этом-то и состоит примечательная особенность советской сатиры.

В нашем альбоме боевую сатирическую службу выполняет отряд художников – мастеров советской карикатуры.

Отдельные явления в жизни нашего искусства требуют их активного вмешательства. Вот об этом-то и пойдет речь. Представленным здесь авторам, соответственно, понадобилось всего-то несколько десятков реплик, а в остальном они вообще обходятся без слов.

Как рождается сатирический рисунок? Мне хочется несколько отвлечься от нашего альбома и привести пример того, как был рожден один сатирический рисунок, как огромное знание жизни, наблюдательность и незаурядное а мастерство художника привели к созданию произведения, вошедшего в классику советской сатиры.

Много лет назад, примостившись в одном из редакционных кабинете «Крокодила», сражались в шахматы два художника-карикатуриста — Лев Бродаты и Константин Ротов. Увлечённые игрой, они были сосредоточены и серьёзны. В этот момент вошёл редактор и обратился к Ротовy:

– Константин Павлович, дорогой, из номера слетел один материальчик, сделай какую-нибудь смешную картинку. Только мне это нужно срочно. Оторвитесь, потом доиграете.

– Сейчас, Сейчас сделаю… — рассеянo ответил Ротов и чтобы редактор не сомневался, что он медленно приступит к делу, достал бумагу, тушь и всё прочее и снова склонился над шахматной доской.

Редактор вздохнул и вышел.

Спустя, примерно, полчаса в редакции раздался смех. Очень довольный смеялся редактор и все, кто в этот момент оказались в его кабинете. Эпицентром всеобщего веселья был маленький штриховой рисунок.

А счастливый Ротов (он выиграл партию) стоял в сторонке словно бы удивлялся — почему такое оживление?

Я прекрасно помню этот рисунок.

Щедро наделенный талантом юмориста, Ротов нарисовал переполненный трамвай. Это исполнено по-ротовски. Люди висели на окнах, наиболее решительные забрались даже на крышу, пассажиры, набившись на переднюю площадку вытеснили вагоновожатого — и он управлял вагоном, стоя на буфере. Но это было еще не всё. Гроздь висящих на задней площадке пассажиров завершала фигура отчаянного дяденьки. Уцепившись за ногу висящего перед ним мужчины, держа в зубах портфель, он «ехал» волочась по булыжной мocтoвой, взметая легкую пыль. Но и это было не все. За этим «пассажиром» бежал кандидат на свободное место, спрашивая на бегу: — «Вы на следующей сходите?»

Прошло много лет, а я до сих пор помню этот гомерически смешной рисунок. Он переходил тогда из рук в руки и все в который раз удивлялись способности художника на малой площади изобразить то, что можно было описать в рассказе, многострочном фельетоне, в проблемной статье о недостатках в работе городского транспорта. Талант и высокое мастерство одного из выдающихся советских карикатуристов соединились чудесный, искрящийся юмором сплав.

Я не только хотел напомнить о работе большого мастера, но и вновь подчеркнуть мысль о том, что иногда даже маленький, но острый и мастерски выполненный рисунок легко несет на своих плечах большую и серьезную ношу.

Тем больший интерес, надеюсь, предстоят рисунки художников, посвященные близкому и хорошо знакомому им кругу тем, связанных с искусством.

Перед вами предстанут и поэт, возомнивший себя гением, и неудавшийся дрессировщик цирка, и режиссер-псевдоноватор, и бездарный певец, считающий себя звонкоголосым соловьем, и моментально-монументальный художник, и множество других сатирических сцен, юмористических персонажей и веселых зарисовок. В альбоме, который вы сейчас держите в руках, предствавлены работы карикатуристов разных поколений. Каждый из них рисует в своей манере, затрагивает близкий ему круг тем. Я не буду хвалить одних, критиковать других и спорить с третьими. Все они вместе взятые, разными способами, каждый по-своему решают тему, ставят перед собой цель и разят ее, высмеивают отдельные недостатки бытующие в сфере искусства. Градациями смеха художник-сатирик то остро и едко высмеивает зло, то с легкой иронией помогает изжить дурное, то с задорным весельем и шуткой говорит о своих коллегах по искусству. И что еще достойно быть отмеченным — это умение в мелочи разглядеть важное, что заставляет задуматься над изображенным.

Рисунки, представленные в альбоме, разнообразны по графическому решению, манере исполнения и по содержанию — сатирическая шпилька чередуется с веселой шуткой и это, по-моему, вполне закономерно для сборника, в котором представлено творчество разных художников.

Альбом сатирических рисунков доставит читателям удовольствиe — одни улыбнутся другие засмеются и это уже хорошо, как в свое время было справедливо замечено — «смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно…»

 

Из серии “Мастера советской карикатуры”; изд. “Советский художник”; 1976 г.

 


Leave a Reply

13 + 2 =